Ровно 206 лет назад закончилась Отечественная война 1812 года
Несмотря на то, что официальной датой окончания войны считается 26 декабря, последние солдаты Великой армии Наполеона окончательно покинули территорию Российской империи только три дня спустя, после чего на русской земле не осталось больше ни одного оккупанта.
«На большой дороге. Отступление, бегство», Верещагин, 1887-1895. Фото с сайта wikimedia.org
Вернее, они остались и очень много. Кому повезло, те оказались в плену, а кому не повезло, те навсегда остались лежать в могилах, а то и непогребенными под Смоленском, на Бородинском поле, под Москвой, Малоярославцем и на берегах Березины.
Там, где настигла их русская картечь, пуля, сабля казака или топор и вилы ополченца или партизана. По подсчетам историков, в войне против России участвовало от 570 тысяч солдат Великой армии (Е. Тарле) до 610 тысяч (К. Клаузевиц). А к вечеру 29 декабря 1812 года под командованием маршала Мюрата осталось чуть более 30 тысяч солдат и офицеров.
Таким образом, Великая армия наполеоновского Евросоюза была практически полностью истреблена в России, безвозвратно потеряв почти 95% своего состава.
К большому сожалению, при битве, вернее, добивании наполеоновских войск на Березине русская армия совершила ряд тактических ошибок и вместо полного разгрома позволила уйти с русской территории как самому Наполеону, так и почти 5100 офицерам, которые в недалеком будущем станут костяком новой армии французского императора. Что обернется для России ещё почти двухлетним заграничным походом и серьезными потерями.
Некоторые историки винят в этом фельдмаршала М. И. Кутузова, и некая доля справедливой критики в их утверждениях есть. Осторожный и расчетливый Кутузов, выдержку и военную хитрость которого отмечал ещё А.В. Суворов, всегда предпочитал избегать «резких движений», применяя тактику изматывания противника в начальном периоде войны, а затем и его выдавливания с русской территории под конец.
Вот и на Березине вместо того, чтобы провести стремительную операцию на окружение остатков Великой армии, фельдмаршал проявил медлительность и дал Наполеону уйти с частью гвардии и значительным количеством опытных и испытанных в боях офицеров.
Впрочем, сам Кутузов считал, что дело сделано – Россия победила доселе непобедимого Бонапарта, и что с ним будет дальше - фельдмаршала не интересовало. В то, что Наполеон опять рискнет сунуться в Россию после такого оглушительного провала, Кутузов не верил.
Совсем иначе рассуждал император Александр I, который после изгнания захватчиков рвался спасать Европу. Хотя Кутузов ему сразу же после сражения на Березине заявил, что не видит смысла в дальнейших боевых действиях и что не стоит платить жизнями русских солдат ради Европы и уж тем более Англии.
Русская армия отстояла независимость России, а с Наполеоном дальше пусть разбираются сами европейцы. Разумеется, у императора такая позиция фельдмаршала понимания не нашла.
Многие «специалисты» в разгроме Наполеона привыкли обвинять пресловутого «генерала Мороза», сознательно принижая талант русских военачальников и героизм народа. Традиционно «забывая», что вместе с солдатами Великой армии от голода и холода также страдали и русские солдаты, и прав был Кутузов, сказавший Александру I, что если армия двинется дальше Березины ещё хотя бы на полтораста верст, то она попросту перестанет существовать.
Преследование остатков Великой армии до Березины при двадцатиградусных морозах привело к появлению в русской армии большого числа заболевших и обмороженных. После того, как территория России была очищена, боеспособной оставалась всего одна треть армии. В таких условиях ни о каком продолжении войны и речи быть не могло.
Кроме того, рабочие руки требовались для восстановления разрушенных областей, по которым как саранча прошлись наполеоновские «евроинтеграторы». Можно вспомнить и выгоревшую дотла Москву, которую фактически пришлось отстраивать заново.
Но русским правителям традиционно не было дела до собственного народа, а вот покрасоваться в роли «спасителя Европы» страсть как хотелось. И не успела армия привести себя в порядок и восстановить силы, как в январе 1813 года пришлось идти в двухгодичный заграничный поход, который стал для неё не меньшим испытанием, чем война 1812 года.
Кутузов умер в самом начале этого похода, а Александру I удалось войти в Париж с победоносной русской армией и стать-таки освободителем Европы, которая, впрочем, совершенно не оценила жертвы русской армии и народа и очень быстро предпочла забыть о том, кто освободил её от «корсиканского чудовища».
Отечественная война 1812 года заметно способствовала подъему национального духа русского народа и веры в перемены. Именно после войны в русском обществе началось брожение, которое вскоре привело к восстанию декабристов – что интересно, также 26 декабря, – а затем и к возникновению революционного движения.
Именно косность и узость мышления правящей верхушки, не решившейся подарить народу заслуженные им свободы, привела к необратимым последствиям и «переформатированию» всего русского общества.
Из войны 1812 года ментально «выросли» не только декабристы, но и многие русские писатели, поэты и общественные деятели. Не будет большим преувеличением утверждать, что Отечественная война стала катализатором тех процессов, которые в конечном счете привели сначала к революции 1905 года, а затем и к выстрелу «Авроры».
Именно после войны 1812 года многие в России стали задумываться о том, что помимо врага внешнего внутри страны существуют тормозящие её развитие силы, борьба с которыми является не менее важной, чем борьба с иностранными захватчиками. А может, и более важной, так как дальнейший ход истории показал, что и в Крымскую, Русско-японскую и Первую мировую войну наибольший урон России наносили не ядра англо-французов, японские снаряды и немецкие отравляющие газы, а косность, бездарность, разложение, коррупция и воровство правящей верхушки. За что своей кровью расплачивался простой русский мужик.
Самое поразительное, но косность, разложение, бездарность и добавившееся к ним запредельное предательство стали также причиной крушения и Советского Союза, который – вот совпадение – был официально упразднен также 26 декабря 1991 года.
По хорошему, день 26 декабря 1812 года должен давно стать красным днем календаря, ведь как ни крути – это день полной и безоговорочной победы России над наполеоновской версией Евросоюза. Вот только сам этот день – 26 декабря – как мы видим, в последующем стал не таким уж и праздничным.
В 1825 году русские убивали русских на Сенатской площади Санкт-Петербурга, а в 1991 году проституирующие псевдосоветские руководители предали советских людей. В чем с удовольствием и расписались, моментально кинувшись грабить собственную страну.
Не исключено, что впереди нас когда-нибудь ожидает очередное 26 декабря. Остается надеяться, что эта дата будет не такой позорной, как в 1991 году. А что касается войны 1812 года, то русский народ, перемоловший за полгода более полумиллиона захватчиков и заставивший оборванных и одичавших «евроинтеграторов» улепетывать во все лопатки до границы, показал, что мало какой народ в мире сможет с ним сравниться по силе духа.
Ведь полки и дивизии наполеоновской Великой армии были истреблены не «генералом Морозом» и не столько пушками и ружьями, сколько именно несгибаемым духом русского народа.
К сожалению, тот урок «евроинтеграторам» не пошел впрок, вот и пришлось потом нашим солдатам и офицерам пить баварское пиво в Берлине победной весной 1945 года.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Он ничего не рассказал,
Да и не был занудой,тлка мрачно рассказал,что приехал майор, на т 34,
И сравнял с землей китайца с его халупой,где они нашли нашего солдатика.
Да батька много чего не рассказал.
Но Вы не понимаете,это тоже имеет свой прогресс.
Противостояние. Как и другие вещи в мире. Сам я совсем не любитель оных противостояний,наоборот.
Есть психофизика. Энергии. В общем, я это окончательно понял.когда
Застрял в еропорт ,там что то в бумаге что то показывало, как обычно нонсенс,
.но
Я пересек Атлантику,не ел ,слаб,вконец замученный скепсисом,меня должен был ждать приятель в еропорте,он с костылем, чех, хороший парень,а этот шибздик на контроле меня мучает,задавая идиотские вопросы,потом.поняв,
Что вопросы идиотские,поднял на меня глаза---
Сначала расширил глаза. Стал оседать на пол. Это,значит,я так в него смотрел.
.Вцепился пальцами в стол. Он
Продолжил оседать,я кинулся к его рукаву,удержать от падения,машинально. Но он все ж сел на попу. Подскочил, покраснел,и стал улыбацца.
Тогда я все понял
Вытаскивая из болот рыцарей,взвешивают их амуницию,обычно 75 кг. Болото консервирует,как известно.
Вы как собираетесь 3 кг мечом сражацца с доспехами,щитом,кольчугой,и пр.?
... Дигитально?
////
Да?
3 кг? А двуручный ,которым просто шинковали (это норманы принесли)тело оппонента,весил аж
3кг и 300 гр.? Им норманы всадника с конем разрубали (мечи у них были рубящие,не колющие). Я нсписал--30 кг-символически, тяжеловат был,но точно он не три кг весил,это уже шпага,или фруктовый ножик .
Доспех тяжелее был,какие 25 кг? 25-это простой "марш бросок" с амуницией
.где Вы откопали это
Меч в "полторы руки" весил не более трех кг. Полный рыцарский доспех 15-го века - около 25кг. До того доспехи были еще легче...
Кстати, про прежних "сильных людей" - ни один тогдашний доспех или кольчуга на среднего современного человека никак не налезает..