]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Спецпроекты
Главная → Спецпроекты
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
    • Без купюр
    • Совет всея Земли
    • Стратегии развития России
    • Инфовойны
    • Публицистика
    • Великая Победа
    • Дурдом
    • Баба Клава сказала
  • Книги
  • Telegram-канал

«Кто выступает против предоставления русским соотечественникам гражданства России?»

16:59 8.11.2012
, Михаил Синицын
Фото с сайта alaskadispatch.com
Фото с сайта alaskadispatch.com

После распада СССР русские де-факто стали разделенным народом

Ни для кого не является секретом, что зачастую российское законодательство базируется на иезуитской логике, недоговоренностях и умолчаниях. Все эти изъяны создают «мутную воду», в которой невозможно находить полноценные решения огромной массы проблем.

После распада СССР русские де-факто стали разделенным народом, который на бывших национальных окраинах, ставших в одночасье «суверенными государствами», до сих пор находится на правах второго сорта, ощущая на себе все «прелести» реализации соответствующими титульными нациями своих прав на самоопределение. Безусловно, эта картинка нуждается в десятках оговорок применительно к каждому конкретному государству постсоветского пространства. Безусловно, накал межнационального противостояния за последние 20 лет значительно снизился. Но также очевидно и то, что для любого русского человека, не по своей воле оказавшегося иностранным гражданином по отношению к своей исторической родине, Россия по-прежнему остается тем местом, куда можно будет уехать, если в стране проживания не останется вообще никаких перспектив наладить собственную жизнь и обеспечить достойное будущее детей. По последним социологическим исследованиям, около 52% русских, живущих в государствах СНГ, в той или иной степени склонны к переезду в Россию.

В отношении этих людей Российская Федерация обязана нести определенные политические и гуманитарные обязательства. Любая попытка сбросить эти обязательства или отложить их реализацию преступна, любая попытка на базе существующего законодательства эти обязательства зафиксировать – благо.

Так вот, с существующим законодательством по этой части есть большие проблемы.

В 1999 году был принят Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», который впервые описал контуры этих обязательств России, ввел определение понятия «соотечественник за рубежом». В соответствии с этой, первой редакцией закона, под категорию соотечественников попадали в том числе и представители титульных наций новообразовавшихся государств. При этом никаких существенных обязательств России, связанных с правом соотечественников на репатриацию, этот закон не предполагал. Точнее, были некие декларации, но их воплощение в конкретных, отраслевых, законодательных актах было половинчатым или вообще отсутствовало.

Если говорить конкретнее, то, например, Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» устанавливал (да и сейчас устанавливает) право приема в российское гражданство в упрощенном порядке лишь для определенных категорий лиц, которые могут и не являться соотечественниками.

Это к вопросу о недоговоренностях и иезуитской логике. А теперь – об умолчаниях. В 2010 году вышла новая редакция закона о соотечественниках, которая уточнила само это понятие. В соответствии с ней соотечественниками «признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации» (п. 3 ст. 1).

Здесь, конечно, черт ногу сломит, потому что законодатели не осмелились дать более точного определения и не обошлись без оговорок («как правило»), которые позволяют толковать эту норму как кому нравится. Но из этой формулировки все-таки ясно, что соотечественниками «в первом приближении» считаются представители коренных народов России. К слову, само словосочетание «народы, исторически проживающие на территории Российской Федерации» – это уже большой прогресс, потому что подобная конструкция вообще впервые появилась в российском законодательстве. И она, безусловно, «отсекает» представителей титульных наций соответствующих государств.

Но что самое интересное? Редакция закона о соотечественниках образца 2010 года задекларировала право соотечественников на прием в российское гражданство в упрощенном порядке (ст. 11-1). И эта декларация должна воплотиться и обрасти конкретикой в законе о гражданстве. В противном случае право так и останется декларацией.

Но как реализовать это право на практике? Нужно учитывать некоторые особенности российского законотворчества. Во-первых, в российском законодательстве фактически запрещено использовать этническую дифференциацию, то есть нельзя записать, что право на упрощенное гражданство нужно дать только русским и никому больше.

Во-вторых, та самая «мутная вода» и те самые «недоговоренности» воплотились в том, что в российском законодательстве нет перечня «народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации». А если бы он и был, то, в-третьих, нет никаких юридически прописанных процедур удостоверения национальной принадлежности ни российских, ни иностранных граждан, претендующих на российское гражданство.

Безусловно, и перечень народов, и документирование национальной принадлежности нужно вводить. Это не подлежит никакому сомнению. Но все же прекрасно понимают, что при существующем подходе, который применяет российская власть для решения этих вопросов, подобное просто невозможно! К сожалению, невозможно.

Поэтому мы имеем то, что имеем. У нас есть хоть и более конкретизированное, но размытое понятие «соотечественники за рубежом», в которое однозначно попадают все зарубежные русские и представители других коренных народов России и «в первом приближении» не попадают представители титульных наций зарубежных государств. И у нас есть декларация о праве этих людей на прием в российское гражданство в упрощенном порядке.

Надо полагать, что именно исходя из этих соображений и была внесена в Государственную Думу законодательная инициатива сенаторов Ильяса Умаханова, Владимира Джабарова и Вячеслава Фетисова, которая предполагает введение упрощенной процедуры приема соотечественников в российское гражданство. В соответствии с ней соотечественник вправе получить российский паспорт без соблюдения пятилетнего срока проживания в России, без подтверждения законного источника существования и без сдачи экзамена на знание русского языка.

Но что тут сразу началось! В среде «русских национал-демократов» начался грандиозный переполох. Одни заголовки чего стоят: «Замещение коренного населения», «Теперь любой среднеазиат может мгновенно получить российское гражданство», «Всем среднеазиатам предоставят гражданство и сразу повезут на выборы»... Никто не удосужился прочитать и вникнуть в суть инициативы, никто не потрудился проанализировать реальные (РЕАЛЬНЫЕ!) возможности для реализации русскими права на упрощенное гражданство в рамках действующего законодательства. Сработало «тоннельное мышление» о кознях «антирусского режима». А если бы хоть кто-то потрудился, то пришел бы к однозначному выводу: в рамках действующего законодательства других возможностей предоставить такое право русским за рубежом просто не существует. Опять-таки к сожалению.

Так вам «с шашечками или ехать»? Мы хотим решить вопрос или хотим ритуально трубить на всю Ивановскую о толпах среднеазиатов, которые тут же воспользуются этой нормой? Второе интереснее и занимательнее. Но и со вторым большие нестыковки.

Дело в том, что «толпы среднеазиатов» получают российское гражданство совершенно по другим основаниям и в обход закона о гражданстве. Как они это делают? Элементарно!

Российской Федерацией подписано несколько международных соглашений с государствами – участниками СНГ по вопросам гражданства. Есть, например, Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Киргизскую Республику, гражданами Киргизской Республики, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, и выхода из прежнего гражданства.

Так вот, просто для иллюстрации: в соответствии с этим Соглашением с 1997 года гражданство Российской Федерации приобрели более 300 000 граждан Киргизии, из которых, по официальным данным, 60% составляют киргизы, 20% – узбеки и 20% – русские.

А еще есть Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства. И по нему те же киргизы, узбеки из Киргизии и казахи могут получать российское гражданство.

И есть еще один замечательный в своем роде международно-правовой документ – Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства. В соответствии с этим Договором таджик при приобретении российского гражданства может даже не отказываться от таджикского!

Поэтому все стенания на тему наплыва среднеазиатов, если Россия в соответствии с вышеупомянутым законопроектом предоставит русским право на упрощенный прием в российское гражданство, лучше прекратить, потому что тема среднеазиатов «раскрывается» международными соглашениями Российской Федерации. И если уж ставить вопрос ребром, то нужно требовать выхода России из этих соглашений, потому что именно они создают условия для массовой легализации среднеазиатских мигрантов в нашей стране.

Но я даже больше скажу: нет никаких гарантий, что упомянутый законопроект будет принят Государственной Думой, даже несмотря на то, что он является более проходным. Дело в том, что аналогичный по смыслу законопроект, который вносил в октябре 2011 года Константин Затулин, Госдумой был отклонен. Другая инициатива на эту же тему от сенатора Михаила Капуры также в ближайшее время, судя по всему, будет отклонена.

Так что буря гневных возмущений вышла напрасной и не по теме. Зато многие ее зачинатели хорошо потренировались в риторике и красноречии.

Темы: Внутриполитическая ситуация в республиках бывшего СССР, Миграционная политика в России, Положение русскоязычного населения в республиках бывшего СССР, Ситуация на территории б.СССР, Публицистика, История СССР
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 04.02.2013, 20:08
    Гость: РУС

    РЕформа 1918 года сняла букву"з"

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 04.02.2013, 20:03
    Гость: РУС

    предатель РОДИНЫ!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 04.02.2013, 19:10
    Гость: РУС

    Кфто именно сказал,назовешь имена?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 04.02.2013, 19:09
    Гость: казах

    пральна валиКО а не КУ

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 31.01.2013, 16:56
    Гость: Таня

    Вот и у тас такая же ситуация.Есть своё жильё,а прописаться в нём не можем.Приехали с Узбекистана,семья из 4 человек.Там были чужие,гнали нас в Россию,и здесь чужие.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (63)
]]>
]]>
Выбор читателей
Выступление Владимира Путина на ПМЭФ-2025. Главные заявления
Глава Минюста предложил принудительно «вправлять мозги» желающим развестись
Коллаж © KM.RU
Медведев назвал последствия удара США по Ирану
Зеленский отказался покидать пост президента Украины до конца конфликта
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Как правильно ухаживать за волосами
«Теплая Трасса» возродилась в новом составе
«Заклятие 3. Проклятие дьявола»: знай, что это все ради любви
Флип «Скверная муза» (рецензия на клип)
Brothers of Metal «Fimbulvinter»
Сергей Мазаев и его Queentet, 30 июня, «16 Тонн»
V Международный Великопостный хоровой фестиваль, 31 марта - 17 апреля, Разные площадки
Сергей Мазаев вручил награду «16 Тонн» CUP OF MADNESS группе The RIG
KDRR «Злой» (интернет-сингл)
Юта (акустика), 25 сентября, Harats Pub Tula
Как на Западе оценивают возможный отказ РФ от достройки газопровода «Северный поток-2»: обзор вариантов
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.