Зимой и летом в костюм одеты: особенности рабочего дресс-кода

Но так, чтоб быть во вкусе работодателя. Словом, футболке и джинсам – нет, нет, нет, а костюму и галстуку – да, да, да. Какие же правила офисного стиля одежды чаще всего устанавливают в российских фирмах?
О корпоративном стиле одежде впервые заговорили в постсоветский период, при появлении первых иностранных фирм. Зарубежные «акулы капитализма», активно захватывавшие рынок после распада Союза, привнесли в жизнь российских тружеников не только свой способ ведения бизнеса, но и манеру одеваться.
Новоявленное офисное явление – дресс-код – сразу наложил запрет на вольности в одежде: мини, декольте, яркий макияж, джинсы, кроссовки и многое другое. Согласно офисному стилю «business formal» мужчины на работу должны носить исключительно деловые костюмы, рубашки светлых тонов и галстуки. А женщины – костюмы с брюками или юбкой, строгие блузки, прозрачные телесного цвета колготки и туфли на умеренном каблуке. Считается, что в такой униформе сотрудники уже одним своим видом демонстрируют уважение и вызывают доверие у клиентов или деловых партнеров. Чего не скажешь о повседневной одежде, которая порой только дает лишний повод усомниться в серьезности работников и стабильности компании.
Требования и нормы дресс-кода не просто оговаривались с сотрудниками, а письменно и по пунктам закреплялись в правилах трудового распорядка. Западная педантичность заранее предусматривала различную интерпретацию расплывчатого понятия «офисный стиль одежды». Ведь иной раз то, то что руководитель сочтет вульгарностью и безвкусицей, с точки зрения сотрудника может быть вполне приемлемо.
20 лет спустя
По истечении двадцати лет можно с уверенностью сказать, что дресс-код в России не только прижился, но и с каждым годом укрепляет свои позиции. Сегодня во многих компаниях принят гласный или негласный кодекс одежды. Но, в зависимости от специфики сферы деятельности, отношения сотрудников к правилам в одежде и уровня культуры руководителя каждая компания самостоятельно определяет рамки своего дресс-кода.
Наиболее консервативны в этом плане крупные международные, государственные компании, юридические организации и финансово-кредитные учреждения. В компаниях, далеких от финансово-юридической сферы, обычно действуют более мягкие правила в отношении внешнего вида.
Хотя формальные требования закреплены в правилах внутреннего трудового распорядка, на практике кодекс одежды в разных отделах применяется различно. Как правило, законодателем «мод» является начальник. Если «формализованность» сотрудников не бросается в глаза, значит, руководитель просто не считает необходимым устанавливать какие-то жесткие требования. Сотрудники сами выбирают одежду, в которой им будет удобно. Но, конечно, в разумных пределах.
«Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей…»
Носить нижнее белье телесного цвета, и непременно из микрофибры, – одно из самых дерзких требований за всю историю корпоративного дресс-кода. Оно прописано в известном швейцарском банке UBS.
В истории отечественного дресс-кода о подобных «закидонах» пока не слыхивали. Конечно, встречаются, отдельные организации, которые на нескольких страницах контракта детально прописывают, во что сотрудник должен быть одет, как часто менять одежду, стричься и следить за ногтями. Но все же чаще российский дресс-код подразумевают не свод правил на десяток страниц, а лишь общие требования. Как минимум, иметь приличный внешний вид и соблюдать личную гигиену, чтобы не создавать неудобства коллегам и клиентам. А в остальном можно носить одежду стиля «smart casual» (элегантная и повседневная одежда), строгих ограничений по фасону или цвету нет. Также во многих компаниях есть так называемые «неформальные пятницы» или «casual days», когда перед выходными в офисе вовсе отменяется дресс-код.
Строгие требования в отношении дресс-кода предъявляются только к сотрудникам, которые непосредственно общаются с клиентами и поставщиками, а также к операторам, которым выдается специальная корпоративная форменная одежда.
Достаточны серьезны требования дресс-кода в банках. Там предпочтительная форма одежды – деловой костюм и галстук для мужчин, рубашки светлых тонов, сочетающиеся с костюмом, и костюм с юбкой или брюками классического покроя для женщин. Данные правила обязательны для работников банка в течение всей рабочей недели, включая пятницу.
Специалисты индустрии моды уже давно выделили дресс-код в отдельную категорию. Они предлагают провести тест, чтобы не ошибаться, что надеть на работу. Для этого нужно открыть шкаф и разделить вешалки по группам: одежда для уик-энда, для визита в гости, для спорта, для отдыха с друзьями и так далее – в зависимости от вашего образа жизни. Затем посмотрите, сколько места в гардеробе займет одежда для работы, то есть строгие вещи. Так вы точно определите, чего в вашем гардеробе явно не хватает.
Многие стилисты, кстати, считают, что женский деловой дресс-код, в отличии от мужского – широкое поле для оригинальных и нестандартных решений, предоставляющее возможности для негласного соревнования по созданию эффектной внешности. Разумеется, с соблюдением принятой этики.
«К чему бесплодно спорить с веком?»
Несмотря на повсеместное засилье дресс-кода в отечественных компаниях, сами сотрудники пока не пришли к единому мнению относительно полезности введения ограничений в одежде.
Часть россиян воспринимает требования выглядеть так и не иначе как наглость и элемент порабощения. Другие считают, что им будет весьма неловко увидеть оголенные ноги не в меру раскрепощенной секретарши, волосатую грудь менеджера или бретельки бюстгальтера, выглядывающие из-под топика продавщицы. Поэтому многие поддерживают введение корпоративного стиля.
Но далеко не всем сотрудникам, тем более проживающим на периферии, «угрожает» дресс-код. Согласно опросам, в львиной доле всевозможных мелких фирмочек о нем по сей день понятия не имеют.
Редко вводят дресс-код для работников творческих и аналитических профессий, то есть тех специалистов, которые почти не выходят «в свет»: программистов, бухгалтеров, аналитиков, дизайнеров. Видимо потому, что вид «солдат невидимого фронта» никак не отражается на имидже компании и уж тем более не способен как-то повысить эффективность работы этих специалистов.
Если компания работает в сфере инноваций, во многом ее деятельность завязана на разработках и IT-сегменте, то в ней традиционно царит более демократичная атмосфера – дресс-код здесь скорее является исключением. Большинство сотрудников таких организаций обычно одевается в стиле «casual» (повседневный образ) «street-style» (стиль улиц), некоторые предпочитают «new look» (новый взгляд, новый облик), винтаж или минимализм. Однако если формат встречи с клиентом или партнером, проходящей в офисе или вне его, предполагает исключительно деловой стиль, работники одеваются соответственно. И это не вопрос внутреннего регламента – просто каждый сам чувствует и понимает, какая одежда будет уместна в том или ином случае.
Кстати:
Офисный стиль: основные табу
* Нельзя приходить два дня подряд в одном и том же.
* Мужчина может снять пиджак только за своим рабочим столом.
* Носить галстук светлее рубашки – дурной тон.
* Нижняя пуговица на мужском пиджаке не должна застегиваться.
* Перчатки не следует надевать без головного убора.
* Не стоит пользоваться яркой, а тем более люминесцентной косметикой.
* Мини-юбки и бижутерия уместны только по пятницам.
Комментарии читателей Оставить комментарий
"Офисный стиль: основные табу
* Нельзя приходить два дня подряд в одном и том же.
* Перчатки не следует надевать без головного убора.
* Не стоит пользоваться яркой, а тем более люминесцентной косметикой.
* Мини-юбки и бижутерия уместны только по пятницам."
?????
Я должен иметь 5 костюмов??? да уж....
Перчатки и головной убор - офисный стиль? Или имеется ввиду, что уборщица в резиновых перчатках обязательно должна иметь головной убор, когда моет пол в офисе?
Мини-юбки - офисный стиль??????
Впервые слышу... удивлен... Тогда что не офисный стиль - отсуствие юбки?
"Считается, что в такой униформе сотрудники уже одним своим видом демонстрируют уважение и вызывают доверие у клиентов или деловых партнеров. "
?????
Любой психолог скажет, что доверие у клиента вызывается раппортом, а не костюмом...
А какой раппорт может быть между хомячком в костюме с галстуком и мужиком в джинсах и футболке?
Одеваться надо в том же стиле, что и одеты твои клиенты.... Иначе - никакого доверия не будет....