]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В мире
Главная → В мире
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

У Запада есть два сценария: смерть или либеральный фашизм

10:30 3.08.2011
, Юрий Крупнов
«Меланхолия» Ларса фон Триера
«Меланхолия» Ларса фон Триера

Россия же должна идти своим путем, тем самым, возможно, спасая и мир

Для Европы и Запада в целом наступает конец времен. Это чутко уловил своей «Меланхолией» Ларс фон Триер. Но это касается напрямую и нас, поскольку в результате «интеграции в развитый мир» с момента горбачевской перестройки мы за эти четверть века оказались полностью привязанными к Евро-Атлантике.

У Запада теперь есть только два сценария: смерть или либеральный фашизм, который будет в конечном счете нести ту же самую смерть. И в «Меланхолии» конец света от столкновения планеты Меланхолия с Землей означает не самый страшный выход. Оставить все как есть и окончательно потерять человеческое гораздо страшнее. И это вслед за художественным открытием Триера доказал полторы недели назад еще и норвежец Андерс Брейвик.

Что же Россия? Будет в этой ситуации оставаться заложником Запада? Или приступит к реализации альтернативного сценария: организации развития, нового цивилизационного рывка и подъема в интересах большинства населения?

Осознать и понять вышесказанное нелегко. Но необходимо. Тем более что социально-экономический конец в глобальном масштабе совсем близок и наступит не позднее 2014 года.

Показательно, что подавляющее число откликов на «Меланхолию» Ларса фон Триера – про то, что режиссер, мол, эстетствует, иронизирует или даже «троллит». Эта нечувствительность к острому видению датского художника-кинематографиста – диагноз. Что ж, если это – ирония, то тогда иронией следует считать и вроде бы неожиданно устроенную Брейвиком бойню. К слову, позавчера Брейвик заявил, что его любимым фильмом является как раз одна из картин Ларса фон Триера «Догвиль» – со столь же белокурой, как и главная героиня «Меланхолии» Джастин, Николь Кидман в главной роли.

После произошедшего в Норвегии совсем по-другому воспринимаются и скандальные высказывания фон Триера на Каннском фестивале. Напомню, на вопрос журналиста о его немецких корнях воспитанный в еврейской семье Ларс фон Триер заявил, что «долгое время считал себя евреем и был очень счастлив», однако не так давно сделал открытие, что он – «на самом деле нацист. Мои предки были немцами. Это доставило мне необычное удовольствие. Я думаю, теперь я понимаю Гитлера. И немного ему симпатизирую»...

Стоит также вспомнить и то, что последний фильм фон Триера – режиссера, между прочим, во всех отношениях нордического (фильм снят северными европейцами: Германия, Дания, Швеция, Франция...), – построен вокруг величественной музыки Вагнера, который был не только любимым композитором Адольфа Гитлера, но и рассматривается вместе с Ницше в качестве духовного предтечи германского нацизма и фашизма.

Разумеется, дело не в том, каковы реальные убеждения либерала фон Триера, и уж тем более не в очередном вымучивании фашизации Европы от великого Вагнера. Дело в другом. В Европе вызрело нечто, и теперь в любой момент может реализоваться. Здесь сами хотят воспринимать происходящее как начало нового фашизма, поскольку не видят иной альтернативы распаду и вымиранию.

Либеральный фашизм означает организацию корпоративного государства или мегагосударства (в данном случае объединенной Европы или евро-атлантического мира), получающего энергию и источники жизни за счет всего остального человечества как природы, т. е. материала, ресурсов, объекта неограниченной эксплуатации.

Брейвик – отличный пример, сама утренняя звезда фашизации. Но этот современный неокон-«крестоносец» мало чем по существу отличается от оккупирующего Афганистан и Ирак Буша-младшего или организующего изнасилование Ливии Саркози.

Здесь задача – выжить, а выжить можно исключительно через силу, поэтому именно в силе – правда. И для этого, как у Брейвика, возникают неожиданные, на первый взгляд, союзы «белого наци» с евреями Израиля. Но обманываться не стоит. В любой момент главными врагами станут не мусульмане, а те же евреи или славяне.

Европа и Запад сегодня беременны фашизмом как единственным для них способом избежать прямой смерти.

Дело, повторюсь, не в художниках, талантливо ставящих диагноз эпохе и указывающих на концы времен, привычных и комфортных для большинства времен, т. е. устоявшихся способов бытия и жизни. Примерно такая же ситуация была и в Германии конца 1920-х – начала 1930-х гг. И запутавшиеся европейцы, в отчаянии, не желая послушно брести на убой, не видят никакой альтернативы новому фашизму.

Уже и в нехудожественной реальности все меньше и меньше остается тех, кто надеется на «fly by» – это в «Меланхолии» употреблено такое замечательное словечко, обозначающее пролет планеты Меланхолии мимо Земли. Но это вполне можно перевести и как «авось пронесет!».

Не пронесет. Пролета не будет. Жизнь исчерпалась, испарилась, истлела. И одно только демографическое вымирание и интенсивное замещение коренного населения приезжими издалека – более чем говорящий симптом о вымирании всей западной цивилизации. Не случайно кредо главной героини «Меланхолии» Джастин: «Жизнь на Земле – это зло». Разумеется, речь идет не о жизни вообще, а именно о жизни рядом с Джастин, когда люди забывают про базовые условия своего бытия, про смерть, про то, что после смерти, – и такая жизнь становится злом, нежизнью, порождает нежить.

Вообще в этом плане лучшие произведения западного кинематографа сегодня отчаянно и иногда блистательно исследуют проблему встречи со смертью и вхождением в смерть. И это показывает российскую деградацию, где «проклятые вопросы» Достоевского или эпическое величие «Тихого Дона», начинающегося со смерти бабки-турчанки Григория Мелехова, совсем заместились провинциальными поделками для люмпен-буржуа.

«Меланхолия» Ларса фон Триера стоит здесь в ряду с другим замечательным голливудским фильмом последних лет – «Загадочной историей Бенджамина Баттона», где также разыгрываются умирание и подготовка к смерти, вплоть до жестких процедурно-ритуальных прорисовок.

Складываемый из жердочек хрупкий прозрачный шалашик («пещера», как придумывает в предсмертные минуты для своего маленького племянника Джастин) – это некий Ковчег теперь уже наших времен. Здесь, в конкретных ситуациях разворачивающегося глобального кризиса-катастрофы, вырабатываются новые понятия человека и человеческого – например, как в «Загадочной истории Бенджамина Баттона»: «Мы созданы для того, чтобы терять любимых людей. Иначе как мы узнаем, кто действительно важен нам?».

Новая для нас способность жить и само новое желание полно жить родится из вновь обретенной способности достойно умирать и помнить о смерти, входить в смерть.

Последнее произведение Ларса фон Триера получает свою законченность и нечто близкое к совершенству в последние секунды, когда на сам момент катастрофы отводятся мгновения, и всем все вмиг понятно без обычных физиологических ужасов современного кинематографа. И прав кинокритик Андрей Плахов, что перед нами – «один из самых пронзительных финалов в истории кино, который можно назвать апокалипсическим хэппи-эндом».

Жизнь людей обнаруживается в обстоятельствах их смерти. «Печаль моя светла…». Они – люди, они сгорают, аннигилируют на наших глазах, при этом возрождая человеческое и желание жить. И готовя новое искусство жить со смертью и готовиться к смерти, а не прятаться от смерти, убивая жизнь.

В достойной смерти героев «Меланхолии» нет никакого жизнененавистничества. Прямо наоборот. Человечество вырождается и вымертвляется через отказ от уважения к смерти и проблемы смерти как таковой, когда «memento mori» («помни о смерти») превращается в юмор цирка шапито, «моменто уморы». Выбранный Ларсом фон Триером вид катастрофы – столкновение с неизвестной новой планетой Меланхолией – самый наглядный, для удобства зрителя, потому что другое пока еще трудно понимать. Как иначе доступно для массового зрителя рассказать о конце? А важно показать две вещи: взгляд на западную жизнь как истратившуюся и обессмыслившуюся, на конец времен и, второе, состояние готовности умирать. Однако фактический конец придет не от планет и иных природных стихий. В природе – только то, что в народе.

Грядущий коллапс – исключительно социально-духовный и цивилизационный. Сделать про это массовый фильм пока практически невозможно. Поэтому и пугают нас, неразумных, природными катаклизмами. Смерть западной цивилизации наступает вовсе не от прогнившего «мульти-культи» – мультикультурализма. Сгнили корни и способность воспроизводить себя и культуру, – и вторгающиеся в тихую Европу с юга и востока чужеземцы только подчеркивают вовсю идущее саморазрушение «белого человека».

Мы, живущие в России и стремительно теряющие население и пространства, выдумывая утроение Москвы и дальнейшее пожирание Москвой всей страны, – это мы пока неспособны к обратному, и никакое «мульти-культи» здесь ни при чем.

Превосходно и столь уместно долго и подробно выписанная Триером свадьба главной героини точно показывает наступающий конец времен. Восстание Джастин против условности и норм не потому, что она – избалованная и капризная, взбалмошная, а потому, что эти условности и нормы больше не работают, и свадьба, должная быть вершиной счастья девушки, на деле оборачивается похоронами условностей как переставших работать времен. Конец времен.

Каждое время каждого человека, общности, социального слоя, класса, местечка и страны имеют свои начала и концы. И конец времен – это конец всего привычного существования, инерции, того сгустка опыта, привычек и знаний, которые жизнью сбиваются и сколачиваются в конкретное время.

С одной стороны, «времена не выбирают, в них живут и умирают», как написал в самый пик брежневского застоя Александр Кушнир. Но что, если умереть в своих временах не получилось? Что, если твои времена преждевременно закончились, вышли из строя, а ты еще живешь?..

Ларса фон Триера все ругают за обилие цитат и прямых аллюзий, намеков в фильме. Однако это – не вторичность, а точность. Даже указание на «тарковщину» Триера – не про то, не про во многом искусственное «Жертвоприношение», а используется в целях показа того фундаментального факта, что благополучнейшая Европа и отдельный благополучнейший дворец на севере Европы (там происходят события фильма) теперь – та же вымертвленная зона, что и в «Сталкере». А выставляемые на стены картины старых мастеров – судорожная попытка героини и самого режиссера в распавшихся и сломавшихся временах и пространствах отыскать хоть какие-то точки устойчивости, реперы действительного бытия.

У датчанина Триера в новой ситуации воспроизводится и «Трагическая история о Гамлете, принце датском». И сигналом здесь – не только Дания, маленькая теперь страна, но никогда не забывающая, что она – родина викингов. Здесь нужны и картины Джастин в ручье с ландышами в руках – как упокоенной после своих бессвязных речей Офелии: «…Она старалась по ветвям развесить свои венки; коварный сук сломался, и травы и она сама упали в рыдающий поток. Ее одежды, раскинувшись, несли ее, как нимфу; она меж тем обрывки песен пела, как если бы не чуяла беды или была созданием, рожденным в стихии вод; так длиться не могло, и одеянья, тяжело упившись, несчастную от звуков увлекли в трясину смерти».

А главное, как и тогда, 400 или 1000 лет назад, «время вышло из пазов» («The time is out of joint», другие переводы на русский также красноречивы: «век вывихнут», «век расшатался», «распалась связь времен», «пала связь времен», «порвалась дней связующая нить», «наше время сорвалось с петель», «время – в беспорядке и смятеньи», «расстроен мир»...).

И вылечить время и восстановить времена или построить новые герои и авторы фильма не в состоянии. В этой ситуации для маленького племянника самая чуткая и знающая о конце времен Джастин выступает Стилбрейкером (Steelbreaker), т. е. железным фельдмаршалом, командующим-предводителем армии железных гигантов в компьютерной игре «Варкрафт» («Ремесло войны»), на которой помешаны сегодня миллионы детей и подростков. Он так и зовет ее – «тетя Стилбрейкер». Кстати, Брейвик также был заядлым игроком в эти игры, и несколько норвежских торговых сетей даже вынуждены были временно прекратить их продажу, при этом в список попал и «World of Warcraft».

Показательно и то, что Стилбрейкер ведет свое войско на смерть во имя некоего Yogg-Saron – одного из «старых богов», злодеев-тиранов из мира подобных игр. Но для ребенка 6-7 лет он, оказывается, только и может задать адекватность ситуации, позволяет максимально трезво и реалистично смотреть на мир, подготовить к моменту смерти – стать в лице тети шерпой в Ад или Рай.

Понятно, что тут – махровая псевдорелигиозность, но это – еще один пункт в конце времен, поскольку в смертельной ситуации ребенок надеется именно на «тетю Стилбрейкер», другому его не научили. Конечно, этот Стилбрейкер нам не указ, мы сами с усами... но не означает ли это, в частности, что даже священнослужители перестали выполнять свою задачу, и им тоже еще предстоит вместе со всеми обрести дееспособное новое время?..

К «Меланхолии» нельзя относиться свысока. Это – фильм-диагноз, фильм-симптом конца времен.

И он – про технологическую необходимость умоперемены, т. е. покаяния, метанойи. Не фильм Ларса фон Триера темен или эстетствует: это мы не понимаем и не хотим видеть очевидное.

Босс Джастин во время свадьбы добивается от нее, рекламщика, нового очередного деньгоносного слогана для своей фирмы. Парадокс же в том, что все поведение героини и является таким одним большим слоганом, но нет никого, кто мог бы его не то что прочитать, но даже начать догадываться, что это – слоган, формула будущего, ярко и зримо представляемая здесь и теперь, прямо перед тобой.

Фильм обвиняют в желании вогнать зрителя в депрессивность. Но тут – не это, а меланхолия, значение которой – вовсе не в том, чтобы подавлять себя и других, а в том, что сангвинически относиться к концу времен – неадекватность, означает быть «жизнерадостным рахитом», как мы дразнили в детстве странных парней.

Для России и русских этот фильм исключительно важен.

Нужно ли нам и дальше возвращаться, как любили высокопарно произносить российские политики в первые годы нового тысячелетия, «в цивилизованную семью европейских народов»? Брать билет на навороченный «Титаник»? Или идти своим путем? Строить общество развития, конвертировать бандитское государство в проектное, начинать жить полнокровной масштабной жизнью, а не отправлять изо дня в день культ небытия, сдавая свою страну?

И, идя своим путем, может быть, спасти тем самым и мир.

Темы: Внешняя политика России, Внутриполитическая ситуация в России, Международная политика, Проблемы духовного развития в России
Источник: KMnews
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 13.09.2011, 19:08
    Гость: v2-

    Политика беспринципного практицизма есть самая непрактичная политика [Ленин]. У буржуев свои "грабли"...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 07.08.2011, 11:58
    Гость: ТТ для ОРК

    Да уж и тел русских для трупов не осталось....

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 06.08.2011, 13:17
    Гость: ОРК

    Да уж, бла-бла много, а суть одна. Фашизм возрождается на планете. Нужно иметь много сил, чтобы снова справиться с ним. А у нас разворованное государство, уничтоженная армия, распроданный флот. И опять мы покроем мир своими трупами спасая его от фашизма, ибо такова наша основная функция на Земле: спасать её от фашизма. Поэтому все потенциальные фашисты так ненавидят нас.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 04.08.2011, 11:57
    Гость: Владимир

    "Израиль образовался и существует именно на чувстве правоты."
    ---
    Не хочу вас обижать, но вы не правы: Израиль образовался и существует на чувстве сострадания.
    Не хорошо, конечно, попрекать куском хлеба, как говорится, но все-таки иногда, когда люди совсем забывают о чувстве благодарности, приходится...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 04.08.2011, 06:29
    Гость: Итоник

    А что вы так прицепились к термину "фашизм"?! По большому счету, термин "Единая Россия" означает то же самое. Fashio - по-итальянски - пучок, соединение. Сиречь, единая нация. Поди плохо!:))

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (60)
]]>
]]>
Выбор читателей
Мединский объяснил смысл новой обложки учебника истории для 11-х классов
В России в перечень сельскохозяйственной продукции включили бананы
© KM.RU, Алексей Белкин
КПРФ утвердила смену официального названия партии
Нетаньяху выдвинул Трампа на Нобелевскую премию мира
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Манагер и Родина «Наследники»
«Пилот», 16 февраля, 1930 Moscow
«Благостное представление о Западе было разрушено. Откровенная враждебность западных политиков к России была признана и на высшем уровне»
Линда, 1 октября, «16 Тонн»
Армейский чек-лист. Вооруженные силы России определили приоритетные планы по боевой подготовке
«Бандиты против армейцев: российскую армию потрясло очередное резонансное происшествие»
Lada Niva Travel появится в следующем году
Американцами раскрыт секрет самого таинственного оружия русских
Ермак в тобольском аэропорту покажет, кто правит Россией — Путин или Байден
Обзор автомобиля Audi A6 в кузове С5
«Вылив ушаты помоев на советское прошлое, многие либералы, сами того не ожидая, распахнули ящик Пандоры»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.