Переговоры с Ираном Запад начинает с ультиматума

Начало недели понемногу определило контуры ключевой встречи по урегулированию ситуации вокруг Ирана и его ядерной программы – переговоров между Тегераном и «шестеркой» международных посредников (США, Россия, Китай, Франция, Великобритания и Германия). Тегеран подтвердил сегодня готовность провести 14 апреля переговоры с представителями «шестерки» в Стамбуле. Но далее консультации должны продолжиться в Багдаде, считает иранское руководство. Видимо, такая позиция объясняется резко обострившимися в последнее время противоречиями между Тегераном и Анкарой по поводу урегулирования ситуации в Сирии.
Таким образом, первый раунд переговоров Ирана с «шестеркой» пройдет в Стамбуле, второй – в Багдаде. Как подтвердили сегодня в канцелярии Высшего совета по национальной безопасности Ирана, в результате переговоров представителей главы ВСНБ Ирана Саида Джалили и Верховного комиссара ЕС по международным делам Кэтрин Эштон принято решение о проведении первого раунда переговоров 14 апреля в Стамбуле. Как отмечается в сообщении ВСНБ, «время проведения второго раунда переговоров по ядерной программе Ирана в Багдаде будет определено в ходе завершения переговоров в Стамбуле». Если второй раунд, обозначенный сторонами как «непосредственные консультации», вообще состоится.
Дело в том, что уже перед началом первого раунда стало известно, что западные участники «шестерки» склоняются к тому, чтобы сразу предъявить Тегерану ультиматум: или он закрывает свой подземный завод в Форду и прекращает обогащение урана до уровня 20%, или... Госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила сегодня в интервью телеканалу ABC, что очередной раунд переговоров между «шестеркой» и Ираном может стать последним шансом для решения иранской ядерной проблемы дипломатическими средствами. «Я считаю, что мы с самого начала совершенно четко дали понять, что мы идем на переговоры не ради самих переговоров. Мы идем на эти переговоры потому, что надеемся предоставить шанс дипломатии, возможно, последний шанс», – приводит ее слова Интерфакс.
Россия же и Китай настаивают на мирном урегулировании иранской ядерной проблемы и ее поэтапном решении. «Что мы хотели бы от раунда, так это согласия всех сторон с логикой, которой мы придерживаемся и которую мы пропагандируем уже довольно давно, что начинать надо от простого и двигаться к более сложному. Мы не должны сразу бросаться в обсуждение самых трудных вопросов, например, что будет с иранской ядерной программой вообще в будущем. Это – не тема для первого раунда», – сказал в интервью Интерфаксу заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков. «Я неслучайно называю этот раунд первым, потому что со времени Стамбула (предыдущей встречи «шестерки» с Ираном. – Прим. KM.RU) слишком много утекло воды, слишком многое поменялось. Поэтому надо начинать с чего-то более легкого, что могло бы помочь восстановлению доверия». Но остудит ли пыл Запада такая позиция, еще неизвестно.
В преддверии решающего раунда переговоров Москва, кстати, посылает Тегерану сигналы о том, что непримиримость его позиции может привести к контрпродуктивным результатам. В Иране недооценивают военную угрозу, считает глава Комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков. Выступая в минувшую пятницу на круглом столе, он напомнил, что подобную ошибку ранее сделал глава Ирака Саддам Хусейн, который говорил всему миру, что у него есть оружие массового уничтожения, думая, что упредит этим возможное нападение на страну. Пушков предупредил, что подобное заигрывание с теми силами, которые обвиняли Ирак в наличии оружия, привело к военной агрессии против этой страны. Похожая ситуация складывается и вокруг Ирана, полагает он. «До ядерного оружия реально очень далеко, а впечатление международного сообщества об этом вопросе как о решенном – всего лишь дело времени», – сказал Пушков. Нет ли у Ирана имиджевого просчета в борьбе за суверенитет, вопрошает Пушков, тем более что на имеющиеся по иранской ядерной программе вопросы сами иранцы не дают ясного ответа. «Ирану следует отнестись к этому серьезно, памятуя об иракском опыте», – уверен глава Международного комитета Госдумы.
Глава комитета также отметил, что готовящаяся «хирургическая операция» против Ирана может вылиться в полномасштабную войну. Он подчеркнул, что одна лишь авиабомбежка т. н. ядерных объектов не решит проблемы, и Иран обязательно ответит. И дело не в том, что Иран может ударить ракетами средней дальности по Израилю, но и в том, что в стране сильны шиитские сообщества, и ответ на агрессию может быть асимметричным. Поэтому «вероятность полномасштабной войны велика», полагает Пушков.
В то же время другие российские эксперты не только не упрекают Иран за его ядерную программу, но даже считают, что овладение Тегераном ядерным оружием было бы полезно для безопасности в данном регионе. По мнению президента Академии геополитических проблем, генерал-полковника в отставке Леонида Ивашова, Иран, обладающий ядерным оружием, лишь укрепит стабильность и безопасность в регионе Ближнего и Среднего Востока. Об этом бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ заявил в пятницу на слушаниях в Госдуме.
«Ядерное оружие после лишения монополии на его применение является самым мирным. Это – сдерживающий фактор. Поэтому говорить о том, что «появится у Ирана ядерное оружие и будет катастрофа», нельзя. Нет, будет стабильный регион. Будет возможность искать другие пути сотрудничества», – сказал Ивашов. Он напомнил, что в годы холодной войны СССР и США боялись только внезапного случайного применения. «Последний пример – Индия и Пакистан. Когда они не обладали ядерным оружием, то было очень много конфликтов между ними ежегодно. Как стали обладателями, сразу начали сдержанно относиться друг к другу», – подчеркнул эксперт. Ивашов считает, что проблема Ирана и всего региона состоит в монополии одной стороны на ядерное оружие. Это Израиль, США, Великобритания и другие. По его мнению, Иран хочет лишь обеспечить себе безопасное развитие. «Кончено, у него есть претензии на какое-то лидерство, более высокий статус в исламском мире. Но ничего другого он не хочет, тем более – наносить удары, тем более – ядерные. Это – глупости, это – конец государству, целой цивилизации», – сказал эксперт.
Леонид Ивашов считает, что сегодня на всем Ближнем и Среднем Востоке проводится операция с целью через дестабилизацию сыграть против Китая, России и Европы. «Эта цель очевидна. Военная раскрутка пойдет – и Китай, и Европа останутся без ближневосточной нефти. Новая война придет к нашим границам, приведет к дестабилизации ситуации на Северном Кавказе, ущемлению наших позиций по Каспию», – заявил эксперт. По его мнению, дестабилизация этого большого нефтеносного региона – одна из стратегий США, «вернее, тех, кто ими управляет, а это – отнюдь не Обама».
Ивашов уверен, что Россия может остановить такое опасное развитие ситуации, т. е. применить комплекс мер – дипломатических, политических, экономических и военных. «Официальные лица США и Израиля открыто угрожают международному миру уничтожением суверенного государства. Мы обязаны принять меры в СБ ООН для предотвращения – потребовать срочного созыва экстренного заседания, где поставить вопрос об угрозе международному миру», – сказал Ивашов.
Политические меры должны заключаться в формировании коалиции. «Китай уже с нами сработал по Сирии, Индия тоже выступает на официальном уровне против агрессии. Т. е. собрать коалицию тех государств, которые не желают войны», – отметил Ивашов.
В экономической сфере нельзя участвовать в экономических санкциях, которые ведут к уничтожению Ирана как государства без применения военной силы. «Нужно совместно решать проблему прорыва санкций», – сказал эксперт. «И почему мы стесняемся применения военных мер, поставок оборонительного оружия?» – вопросил Ивашов. Он подчеркнул, что война против Ирана – это война против России. «И мы должны четко это понимать и не дурить друг друга. Действовать надо наступательно – прежде всего в политико-дипломатическом направлении», – заявил Ивашов.
Сам Иран тем временем тоже несколько прояснил свою позицию в преддверии начала переговоров в Стамбуле. До начала переговоров ни одна из сторон не должна выдвигать какие-либо предварительные условия, убеждены в Тегеране. «Установление предварительных условий до начала встречи означает досрочное подведение итогов, что абсолютно бессмысленно, и ни одна из сторон не пойдет на это до проведения самих переговоров», – цитирует Интерфакс заявление иранского министра иностранных дел Али Акбара Салехи.
Ранее сообщалось, что иранские власти в самой резкой форме отреагировали на ультиматум «шестерки» относительно осуществляемой Тегераном ядерной программы. Местные СМИ распространили официальное заявление, в котором глава Организации по атомной энергии Ферейдун Аббаси-Дивани уведомил, что его страна не намерена сворачивать работы по обогащению урана и тем более закрывать ядерный объект Форду. В то же время глава ядерного ведомства Ирана сообщил, как передает «Иран.ру», что страна может прекратить производство обогащенного до 20% урана, как только получит достаточное для внутренних потребностей количество топлива. «Обогащение урана до 20% осуществляется исходя из наших потребностей. Как только мы получим необходимое нам количество такого топлива, мы сократим его производство и можем даже полностью перейти на обогащение лишь до 3,5%», – сказал главный атомщик Ирана, которого цитирует в понедельник иранский телеканал «Пресс ТВ». Наблюдатели считают, что это компромиссное заявление сделано в преддверии возобновления на этой неделе после полуторагодичного перерыва переговоров «шестерки» и Ирана.
Глава Организации по атомной энергии Ирана также заявил, что его страна не собирается до бесконечности производить обогащенный до 20% уран или обогащать его до уровня выше 20%. «Мы будем производить и делать запасы обогащенного до 20% урана с тем, чтобы обеспечить топливом тегеранский ядерный реактор в течение нескольких лет или с расчетом на потребности в таком топливе еще одного исследовательского реактора», если парламент даст согласие на его производство для получения радиоизотопов, необходимых медицине, сказал Ф.Аббаси. При этом он заявил, что Тегеран более не заинтересован в сделке по топливозамещению с потенциальными зарубежными поставщиками, поскольку они отказались поставлять 20-процентный уран для тегеранского исследовательского реактора. По словам Ф.Аббаси, Иран вложил значительные средства в создание мощностей, способных на месте обогащать уран до 20%.
Но пока Иран не прекратит обогащать уран и не закроет ядерный объект Форду, подтвердил главный атомщик страны, откликаясь на информацию о выдвинутом Западом ультиматуме. «В этих требованиях (Запада) нет никакой логики», – заявил он. По его словам, Иран производит 20-процентный уран в тех объемах, которые необходимы в целях производства топлива для тегеранского исследовательского реактора и еще одного проектируемого реактора мощностью 10 мегаватт. Что же касается объекта Форду, то между ним и объектом в Натанзе (основной центр по обогащению урана в ИРИ) «нет никакой разницы», считает Аббаси-Давани. Оба эти объекта находятся под полным контролем МАГАТЭ. То, что Форду размещен в подземных бункерах, объясняется мерами безопасности, связанными, в частности, со звучащими угрозами нанесения ударов по иранским ядерным объектам.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Ядерную бомбу создали Курчастов и Берия, а евреи были на подхвате.
А вы за то, чтобы империалисты США и НАТО "без сбоя" реализовывали своё мировое господство...?
Ну есс-но!!
- ведь это израиль грозит разблендать ядерную промышленность Ирана.
Совершенно ВЕРНО!
- вон северная Корея - хамит ВСЕМ - а ее не трогают.
И более того - даже КУШАТЬ ДАЮТ. Лишь бы свое ЯО не испытывала.
- хотя возможно дело в том - что в Сев Корее - просто нет неффти?...
8-))
"Взять под жесткий контроль ядерные объекты Ирана, но и ЯО Израиля?"
- ну дык - как только разбомбят Иран - так и "возьмут", типа "контроль"... Но никак не раньше.
- Тут-ить цель не взять контроль - а РАЗБОМБИТЬ.
Чтобы потом ВЗЯТЬ - вообще ВСЕ... и с "контролем" впридачу...