Даты. Уйти, чтобы остаться

Последняя должность, с которой Зайтуна Сайбановна простилась пять лет тому назад, — заместитель заведующего городским отделом народного образования Уфы. В течение 13 лет ее занимала эта женщина, ответственная в делах, умеющая видеть перспективу в педагогических процессах и обладающая чутким сердцем, что приводило к ней многих учителей и за серьезным советом, и за помощью в беде. Ее педагогический стаж в 43 с половиной года, начатый в поселковой школе, продолженный успешным директорством в 29-й и 47-й уфимских школах, на самом деле уже приближается к полувеку, потому что и «заслуженный отдых» обернулся активной общественной деятельностью на ниве все того же просвещения. То она спешит на заседание общественного совета по народному образованию при администрации города, то ее ждут в одной из школ, то едет в Музей развития образования РБ, в организации которого приняла самое деятельное участие. Так что и на беседу накануне круглой даты мы с трудом выкроили паузу в ее напряженном графике.
— Зайтуна Сайбановна, вы — учитель по призванию?
— Можно сказать, что да. Мама очень хотела видеть меня врачом, но замечательные учителя, которые преподавали в 3-й женской школе, где я училась, оказали на меня большее влияние. Я была влюблена в историю, которую и выбрала своей профессией. В школе участвовала в драмколлективе, занималась гимнастикой, ходила в лыжные походы. Директор Елена Михайловна Короткова была заводилой наших ярких школьных дней, и, глядя на нее, я поняла, что тоже хочу и смогу дарить детям радость познания и творчества.
— Зайтуна Сайбановна, вы награждаете людей только положительными характеристиками. Я вас знаю много лет, и о чем бы ни зашел разговор, всегда называете множество фамилий — этот вас учил, тот помогал, когда начали преподавать в школе рабочей молодежи и т. д. и т. п.
— Я действительно благодарна многим людям. Пединститут окончила с красным дипломом в 54-м году. Муж получил распределение лесничим в Чусовской район Пермской области, а я в шахтерском поселке Скальный начала преподавать. И как бы юная учительница там прижилась без поддержки прекрасного директора Василия Ивановича Кожина? Помню, за неимением кадров меня всячески хотели еще и на преподавание логики кинуть, а я сказала: «Историю — да и классное руководство в 9-м классе потяну, а незнающим преподавателем выглядеть не хочу». И он меня понял. В школу шла словно на праздник. С родителями учеников подружилась — читала им лекции о воспитании, пела для них в клубе. А когда переехали в Уфу, действительно, в школе рабочей молодежи опять же помогал изумительный директор Николай Александрович Колпаков. От него переняла качества, которые впоследствии пригодились на руководящей работе: требовательность в сочетании с заботой о людях.
— Вы много сделали доброго и продолжаете помогать всем, кто к вам обращается. Как вам кажется, не исчезает ли постепенно из нашей жизни, ставшей более прагматичной, такое качество, как человеческая благодарность?
— Мои примеры обратного свойства. Долгие годы завучем 108-й школы была Дагия Мударисовна Исмагилова, заслуженный учитель России. Ее мать — вдова участника войны, стояла в очереди на квартиру. А жили в жуткой тесноте, сын и дочь взрослые. Много я потратила сил, чтобы им помочь, обращалась к тогдашнему мэру Михаилу Алексеевичу Зайцеву. Маме предоставили однокомнатную квартиру. А Дагия Мударисовна всегда поздравляет с праздником, справляется о здоровье. Или семья Ямигура Нургалеевича Нургалеева, учителя труда школы
№ 26, которому тоже смогла помочь с жильем, меня не забывает. Да перечислять — бумаги не хватит. Ребенка определить в детский сад, старого отца из деревни положить в больницу к хорошему доктору... А сколько конфликтов в школах удалось погасить! Учителя — как дети — только еще более эмоциональны, потому что работа нервная, их надо понимать и любить.
— Зайтуна Сайбановна, чем вы заняты сегодня как член городского совета ветеранов, председатель комиссии по работе с органами образования и молодежью?
— В прошлом году провели смотр музеев всех учебных заведений города. Нынче прошел очень результативный пленум по патриотическому воспитанию. Изучили опыт совета педагогов-ветеранов в Орджоникидзевском районе. Там очень хорошая связь с выпускниками, которые помогают своим старым учителям и морально, и материально. Замечательно у них проходят педагогические гостиные, встречи при свечах. Мы составили, опираясь на их работу, рекомендательные документы, разослали их по районным администрациям с целью организовать такие же советы, потому что педагог — особая профессия, их имеет смысл собирать отдельно, как подразделение районного совета ветеранов.
— Последний вопрос: как вы относитесь к предстоящей реформе образования с 12-летним обучением?
— Знаете, народное образование пребывает в постоянной реформе. Мне кажется, время меняется и предъявляет новые требования. Когда началась перестройка, решили, что девяти классов обучения достаточно. Хорошо, что в Уфе сообразили: промышленность, хоть и разваливается, а за ней и профтехобразование, но не вечно же будет такое. Город сохранил тогда 17 профильных училищ. При реформировании главное — не бросаться в крайности. Самое главное — научить детей учиться. В школе сейчас столько проблем: маленькая зарплата, из-за чего мужчины и молодежь не хотят идти в учителя, стареющие пенсионеры, на чьем опыте держится педагогика, дети, не охваченные никакими организациями, не знающие чувства локтя, доброты, коллективизма, много неполных семей, где с интересами младших мало считаются. Дай Бог, чтобы умные реформы хотя бы частично сняли эту напряженность. И как тут усидишь на диване у телевизора, когда твои знания и опыт могут пригодиться.
Беседовала
Алла ДОКУЧАЕВА.
Комментарии читателей Оставить комментарий