]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

ИЛМАР ЛАПИНЬШ: "Я ДОЛЖЕН ПРОБУДИТЬ "БАЦИЛЛУ" ТВОРЧЕСТВА В КАЖДОМ МУЗЫКАНТЕ"

08:40 24.04.2002

Имя заслуженного деятеля искусств России, дирижера Илмара Лапиньша широко известно и любимо на Камчатке. Когда-то большая человеческая дружба связала дирижера с Г.А.Аввакумовым,

Имя заслуженного деятеля искусств России, дирижера Илмара Лапиньша широко известно и любимо на Камчатке. Когда-то большая человеческая дружба связала дирижера с Г.А.Аввакумовым, руководителем Камчатского камерного оркестра. Еще при жизни Георгия Александровича Аввакумова Лапиньш неоднократно выступал с оркестром в Европе и на Камчатке. На протяжении последних лет 1-2 раза в год дирижер непременно приезжает на Камчатку для выступлений с оркестром. Эти концерты пользуются огромным успехом у камчатской публики и проходят при неизменных аншлагах.

В эти дни, когда на Камчатке царит "музыкальная весна", мы предлагаем вниманию читателей интервью с Илмаром Артуровичем ЛАПИНЬШЕМ, которое два года назад готовилось для одного "толстого" московского журнала, но по разным причинам так и не увидело свет.

- Илмар Артурович, вы учились в Ленинградской консерватории как альтист, а что вас побудило стать дирижером?

- Наверное, звучание оркестра. В отличие от всех остальных студентов, которые считали себя солистами, я ждал оркестровых занятий с трепетом, начиная уже со школьной скамьи. В Рижской десятилетке, где я учился, было сильное струнное отделение, так что даже организовали оркестр учащихся младших классов (с 1-го по 4-й класс). В этом оркестре играли Гидон Кремер, Рубен Агаранян, Олег Каган. Это все Звезды скрипичного искусства XX века. Около года мы готовились к декаде Латвийской культуры и искусства в Москве, репетировали Детскую симфонию Гайдна. Дирижировал ученик 7-го класса, блестящий, талантливый скрипач. Наш оркестр тогда произвел большую сенсацию. Так произошла моя первая встреча с оркестром. В семилетнем возрасте на меня очень сильное впечатление произвело посещение оперного театра. После этого я играл на рояле какие-то темы, отрывки из опер, еще сам не соображая, что к чему. А потом я побывал на первом в моей жизни симфоническом концерте (дирижировал Одиссей Дмитриади). Тогда я понял: не знаю в каком качестве, но я должен жить в оркестре... У меня были чудесные преподавательницы музыкальной литературы. Уроки Маргариты Александровны Туне стали целым этапом в моей жизни. Она еще и сегодня читает лекции. Маргарита Александровна - целое явление в Латвии, гордость латвийской культуры. Позже я начал играть как скрипач в оркестре Дворца пионеров г. Риги (играл еще как альтист и как кларнетист). Однажды меня попросили сделать инструментовку для виолончели с оркестром "Серенады" Шуберта. А когда я ее сделал, дирижер сказал: "Вот сам и продирижируй". Так я впервые встал перед оркестром (мне исполнилось тогда 17 лет). Меня взяли ассистентом дирижера, и я уже дирижировал некоторые концерты. Очень много мне, как музыканту, дал Эдгар Оттович Тоону, главный дирижер Латвийского оперного театра. Он занимался со мной бесплатно. Будучи уже студентом Ленинградской консерватории и учась, как дирижер, у профессора Мусина, я, приезжая в Ригу, непременно встречался с Эдгаром Оттовичем. Мы обсуждали каждую мою программу, много говорили о музыке вообще. Прекраснейший профессионал, образованнейший человек, он серьезно повлиял на мои эстетические взгляды. Именно Эдгар Оттович мне однажды сказал: "Если вы сможете в своей жизни учиться у Хайкина дирижированию, не упустите эту возможность..." Я выполнил последнюю волю моего первого учителя - в аспирантуре Московской консерватории учился у Бориса Эммануиловича Хайкина.

- Работа дирижера очень сложная, многоэтапная: созревание музыкального замысла, репетиционный процесс и, собственно, концерт. Какой этап для вас важный, может быть, самый любимый?

- Важны все этапы, но что касается самого любимого... Наверное, для меня это "конец - всему делу венец" - концерт, это то удовольствие, которое получает публика. Если она его получает, то тогда я знаю, для чего я живу.

- Говорят, Тосканини, отличавшийся жестким характером, во время каждой репетиции "в сердцах" разбивал свои часы. К какому типу дирижера вы относите себя: к жесткому, авторитарному или к более мягкому, демократичному?

- Тосканини был чуть-чуть богаче меня и мог себе позволить каждый день новые часы... Я не отношу себя к авторитарному типу. Есть дирижеры, которые считают: "Оркестр - мой рояль, я на нем играю". Я не приемлю такую позицию. Мы все, т.е. весь коллектив оркестра, делаем одно общее дело. Моя задача - скоординировать общие усилия. При этом я должен пробудить "бациллу" творчества в каждом музыканте. Если у меня это получается, то бываю очень рад. В любых оркестрах я всегда обращаюсь к музыкантам: "Уважаемые коллеги". Потому что, во-первых, действительно с большим уважением отношусь к оркестровым музыкантам. Это одна из самых сложных в мире профессий. Во-вторых, потому что мы действительно коллеги. Я сравнительно недавно сам с удовольствием играл в оркестре в Австрии, когда не был занят дирижерской работой. Не из-за денег, конечно, а из-за потребности коллективного творчества. Я глубоко убежден в том, что сегодня симфонический оркестр - одна из самых совершеннейших организаций, которую только создало человечество. Без помощи механизмов, без помощи машин он совершает совместную работу. Ни одно конструкторское бюро не может обойтись без компьютеров и других механизмов, и ни в одном конструкторском бюро нет такого единомыслия, как в оркестре. Это вообще очень интересная вещь - психология оркестрантов. Чтобы донести до публики свой замысел, они должны давать, как минимум, в 5 -6 раз больший эмоциональный заряд. Я не говорю уже о дирижере. Умножьте 6 еще на 6 и вы получите примерно то эмоциональное напряжение, которое должно быть у дирижера.

- Когда мы слушаем в исполнении немецких дирижеров и оркестров русскую музыку, в частности, Чайковского, мы не всегда бываем удовлетворены. Их интерпретация несколько расходится с нашим "слышанием" русской музыки.

- Абсолютно с вами согласен... Несколько лет назад у нас со скрипачом Николаем Саченко состоялся концерт в Белграде. После концерта в прессе вышла статья, которая мне страшно польстила. Критик написал, что у меня был самый славянский Чайковский, исполненный за последнее время в Белграде. Конечно, не могу сказать, что я такой уж славянский и русский, но я все-таки жил и много работал в России.

- Наверное, такое же впечатление производят и русские дирижеры, исполняющие Моцарта, Бетховена?

- Производят. Особенно, когда исполняют Моцарта и И.Штрауса. Перед отъездом в 80-е годы в Вену я считался довольно хорошим дирижером - исполнителем Моцарта. В Москве меня часто приглашали дирижировать его музыкой, а также музыкой И.Штрауса. Штрауса я много записывал на Всесоюзном радио. Но приехав в Австрию, я подумал, что австрийцы не умеют играть ни Моцарта, ни Штрауса - настолько это отличалось от того, к чему я привык в России. Мне нужно было прожить в Австрии 2-3 года, чтоб все переосмыслить. Исполнительство, интерпретация идут прежде всего от уклада жизни. Понимаете, немец ведь никогда не возмущается так, как мы возмущаемся, когда видим какую-то неправду. Он ведет себя тихонечко. Это есть и в музыке. И в жизни, и в музыке славяне намного более открыты и эмоциональны.

- В 1996 году издательство "Большая энциклопедия" выпустило книгу "Хроника человечества" (сост. Бодо Харенберг), в которой насчитывается 1200 страниц. В ней приводятся краткие данные о великих людях всех времен и народов, в том числе и о композиторах. Меня поразило то, что в этой "Хронике человечества" не нашлось места для С.В.Рахманинова. Как складывается судьба рахманиновской музыки на Западе?

- Все-таки Рахманинов популярен на Западе. Здесь какое-то недоразумение. Естественно, он останется в истории вне зависимости от того, напечатали его где - то или нет.

- Кирилл Кондрашин в книге "Мир дирижера" говорит о том, что у каждого оркестра есть свое "лицо". Какие оркестры запомнились вам в вашей жизни? Каково "лицо" Камчатского камерного оркестра?

- Я дирижировал в своей жизни больше чем в 100 оркестрах, повидал и много хороших коллективов. Естественно, в первую очередь, это оркестр Е.Мравинского. Я дирижировал его оркест-ром еще при жизни Мравинского (у меня было несколько концертов). Это оркестр Юнайтед - филармонии в Вене. После концерта с этим оркестром я получил почетное австрийское гражданство (кстати, дирижировал 4-й симфонией Чайковского). Далее, Свердловский оркестр, в котором я проработал главным дирижером в течение одного сезона. Конечно же, мой любимый Томский оркестр. Из оперных - я бы выделил оркестр Большого театра и Свердловского оперного театра... Есть оркестры среднего класса, но музыканты там хотят все сделать, чтобы добиться высокого уровня. А есть оркестр вроде бы высокого класса, но музыканты в них немного "заматерели", считают себя гениальными. С такими оркестрами трудно, но тоже можно найти общий язык. Естественно, когда оркестр высокого класса и доброжелательный, и хочет работать - это просто счастье... У Камчатского камерного оркестра, конечно же, есть свое "лицо". Большие плюсы коллектива - то, что оркестр "дышит" как единый организм; его высочайшая эмоциональность. Минус - это интонация, которую нужно ежедневно "вычищать". В оркестре по большому счету все прекрасно, а мелочи нужно шлифовать. Мне кажется, если бы я мог работать с оркестром постоянно, то был бы очень хороший результат. К сожалению, мы никуда сегодня не выезжаем. Я говорю "мы", т.е. Камчатский камерный оркестр. У музыкантов "опускаются руки". Это совсем другое, когда они играют в Европе. Естественно, я никак не хочу умалить достоинства камчатской публики. Оркестр живет для нее. И я очень благодарен ей, в свою очередь, за поддержку оркестра. Но музыкантам нужно дать подышать другим воздухом. А когда они приедут обратно, то будут играть лучше и для своей же камчатской публики. Надо выезжать хотя бы два раза в год. Кстати, это касается и Камчатской хоровой капеллы.

- Работа в Камчатском камерном оркестре не является основной для его участников. Как правило, они работают в различных музыкальных уче-бных заведениях. По-видимому, им тяжело все это совмещать. Возможно мне показалось, но вы после репетиции или концерта, как терпеливый родитель, начинаете уговаривать, убеждать оркестрантов: "Нужно обязательно прийти на репетицию, не опаздывайте"?

- Ну, конечно, так и есть. Люди не получают за свой труд ничего. Я подчеркиваю, ничего! Их пока держит то, что 25 лет с ними работал Георгий Аввакумов, что они все-таки должны дальше играть. Это очень трудно. Некоторые музыканты уже уходят из оркестра. Мне хочется, чтобы люди, от которых это зависит, поняли: для Камчатки очень важно сохранить оркестр! Я прекрасно отдаю себе отчет - есть и моя доля в том, что оркестр существует. Они пока держатся вместе, но оркестра не станет, что будет? Люди, которые не понимают искусства, скажут: "Ну и что?". Нет оркестра - нет проблемы!". Это метод Сталина: "Нет человека - нет проблемы". Так мы можем, конечно, загубить все искусство, всю культуру и здесь, на Камчатке, и в России в целом.

- В свое время с Камчаткой вас связывала дружба с Аввакумовым. Что связывает сейчас?

- Для меня Камчатка - это Россия. Я действительно полюбил Камчатский камерный оркестр. Наша дружба с ним в некотором роде уникальна. Все считают, дирижер должен держаться вдалеке от оркестра, не должен панибратствовать. Это так. Но человеческие отношения у меня сложились с каждым оркестрантом. Мы, как друзья, как родственники. Для меня это очень дорого. И вообще, я люблю камчатскую природу, этот город. Это то, чего мне не хватает там, на Западе. Чужбина есть чужбина. Ты же там не свой, не свой человек. Я даже в Латвии, где я родился, не чувствую себя вполне своим (хотя прекрасно знаю латышский язык). В России мне комфортнее. Я всю жизнь здесь проработал, у меня здесь друзья, у меня здесь все...

Декабрь 1999 года

Темы: Камчатский край
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
Зачем генерал Донахью пригрозил «снести с лица земли» Калининград
Мединский: Путин разбирается в истории лучше многих специалистов
Капитализм ХХI век. Эффективность для меньшинства, катастрофа для большинства.
Путин: Россия утратит суверенитет, если будет все покупать за нефть и газ
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Безопасный дом для аллергиков
Определи свой тип личности за пару минут и начни жить заново
Некоторые любят покрепче
«Украинский кризис – наиболее обсуждаемая сейчас проблема среди аналитиков всего мира»
Армейский чек-лист. Вооруженные силы России определили приоритетные планы по боевой подготовке
Алексей Дьяков «Живая вода»
«Крематорий» сыграл летний концерт в честь «игрушки для взрослых»
«Переименование 30 лет назад станций московского метро - индикатор, сигнализирующий о неизбежном грядущем уничтожении Советского Союза»
Лидер «Монгол Шуудана» отказался поздравлять жену «Водкой без пива»
Василий Шумов «Зашиваюсь»
«Воскресение», 27 августа, Зеленый театр ВДНХ
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.