СЛУЧАЙНЫХ ЛЮДЕЙ ТУТ НЕТ

Когда под сапогом скрипел снег, а на черном утреннем небе - дело происходило в 7-м часу утра - кишели звезды, отдельные фанатики, прижимая локтем березовые веники, спешили в баню на Комсомольской. В парной в это время случайных людей не бывало. Монументальные женщины, одетые с суровой простотой - вязаная шапочка и рукавицы, - прищурив глаз, прикидывали, достаточно ли нынче пара, с шипением вырывающегося из трубы... Так было "сто лет назад", еще до "Тонуса". Когда построили "Тонус", фанатики с вениками стали спешить по утрам в двух направлениях.
Да, знавал наш город лучшие времена, когда вопрос о реформе ЖКХ вообще не стоял, и, как следствие, сидеть в парной, вдыхая запах березы или можжевельника, можно было уже в семь утра, не боясь, что тебя попрекнут гигакалорией тепла, литром воды или ваттом электричества. Тогда никто не сомневался, что наши бани - самые хорошие. Самое интересное, таковыми они остались и сейчас, пережив передряги с минимальными потерями, что не удалось аналогичным предприятиям ни в одном другом городе. Если где-то и имеются муниципальные бани, то это, как было установлено нами опытным путем, какое-то убожество. Комфортабельные "номера" - с сауной, бассейном, комнатой отдыха - есть во многих городах, но они давно отданы на откуп частным предпринимателям и цены там нескромные.
Директор Татьяна Сергеевна Позднякова 26 лет работает в МП "Лотос". Ее хозяйство - все бани и прачечные города от Гидростроителя до Чекановского. Доброжелательная, спокойная, хозяйственная... Вот, - подумалось мне, - если каждый день ходить в парную с нервоуспокаивающим веником, то будешь такой, как Татьяна Сергеевна. Неправильно мне подумалось! Оказалось, что директор вырывается в парную один раз в месяц, и то, если повезет. Каждый божий день она, а вместе с ней и все ее сотрудники, вертятся как белки в колесе, поскольку на дворе - жилищно-коммунальная реформа. Общие отделения бань - убыточные, отмыть и отпарить одного человека стоит около 50 рублей, однако билетов по такой цене нет даже в комфортабельном "Тонусе", максимум - 40 рублей за сеанс. А поднять цену до себестоимости - народ не поймет, решит, что его лишают последнего доступного удовольствия. По словам директора, из городского бюджета выделяется 30% для покрытия планово-расчетного тарифа. Но на самом деле этих денег хватает только расплатиться за воду. "Прибыль дают номера, поскольку продаются по себестоимости, и прачечная. За счет их и держимся..." Поэтому любой не пользующийся популярностью закуток в банях приспосабливают под номер, выжимают из него максимум уюта, воды и жара.
Каждый год бани с их "агрессивной средой", которую не выдерживает дерево (осина) в парных и саунах, закрывают на ремонт. К тому же "клиент иногда бывает буйным" - понятно, что это всегда человек случайный, ничего не смыслящий в банном ритуале, - его не выдерживает не только дерево, но и керамическая плитка, светильники, мебель, и даже железные ковши. И это еще вопрос: кто больше приближает ремонт - агрессивная среда или буйный клиент?
Татьяна Сергеевна не первый год участвует в разных российских смотрах-конкурсах, поэтому с доверием можно отнестись к ее утверждению: наше городское коммунальное хозяйство - лучшее в России. После последнего смотра, в котором участвовали предприятия ЖКХ 28-ми городов, она поделилась своими субъективными впечатлениями:
- В Москве был Виктор Степанович Казаков и мы, представители пяти предприятий коммунального хозяйства. Переслушали всех: и руководителей Госстроя, и участников смотра со всех концов России. В Госстрое, скажу вам честно, сами не знают, что хотят... На общем фоне выступление нашего Казакова - это как луч света в темном царстве. У нас счетчики установлены, есть полное представление о том, что происходит... Другие города ни в какое сравнение с нами не идут! Нам там перенимать нечего, проблемы у них не решаются. У нас же все делается от души, качественно, у коммунальщиков голова болит о том, чтобы на горожан не взвалить эту ношу - огромную квартплату. И ведь это удается!
Из последней поездки в Москву Татьяна Сергеевна привезла диплом, подписанный Шамузафаровым, председателем Госстроя, подтверждающий, что ее хозяйство - самое лучшее. На стенку в кабинете, и так всю пеструю от разных дипломов, последнее приобретение повесить еще не успели, поэтому ламинированное чудо полиграфического искусства можно было подержать в руках. Из рассказа директора стало ясно, что чудо вполне закономерно оказалось в ее руках.
Еще в те времена, когда билет в бани стоил 15 копеек, директор совершила революционный шаг: ввела сеансную систему. В Иркутской области такого не было. Выручка братских бань резко пошла вверх и количество жалоб в горком партии на директора банно-прачечного комбината - тоже. Но все обошлось: народ быстро понял, что двухчасового сеанса вполне хватает для счастья и, в общем-то, паникуют зазря.
- Еще мы первые в области перешли на номера, - рассказывает Татьяна Сергеевна. - Делали их из душевых кабин, которые не пользовались спросом, ведь люди сейчас комфорт ценят. То есть, мы всегда учились зарабатывать деньги.
...По их эскизам завод СТЭМИ изготовил электрокотлы, приспособленные под нужды конкретного предприятия. Делалось это, конечно же, из соображений экономии: оплачивать услуги котельных стало непомерно тяжело. Поэтому пришлось оборудовать в банях собственные электрокотельные, устанавливать счетчики воды. В результате, расходы на тепло и воду сократились в два раза. Понятно, что такая экономия в интересах горожан, любителей попариться, поскольку позволяет не поднимать цену на билет. А пар, кстати, стал густым, насыщенным... На очередном выездном семинаре с конструкцией котлов ознакомились российские коммунальщики и пришли в тихий восторг. Челябинцы, туляки и абаканцы сразу загорелись приобрести такие же.
- Что приезжали к нам, смотрели, знаю, - говорит Позднякова. - А купили или нет, не скажу, не знаю... Отмечу другое: в той же Туле, Ангарске, предприятия ЖКХ получают существенные дотации без проблем, с нами не сравнить. Хотя, может, поэтому у нас и голова работает лучше, чем у благополучных коллег.
Чем еще "Лотос" выгодно отличается от аналогичных предприятий в других городах, так это обилием услуг. Тренажеры, массаж, солярии, косметические кабинеты - все есть, выбирай, кому что нравится. Одно время в банях продавали даже ароматические масла с юга России, поставку которых наладили братчане, переехавшие туда на жительство. Эвкалиптовые, дубовые веники тоже из тех краев. Масло надо брызгать на каменку, и тогда таким духом наполняется парная!..
- Работы у нас очень много, - усталый вид Татьяны Сергеевны это подтверждал. - Думаем, где что найти, взять подешевле, и вообще, как выжить, несмотря на рост тарифов. Собираемся открыть в "Тонусе" настоящую химчистку. Нашли прайсы на серьезное оборудование, реактивы, красители. Теперь будем искать деньги... В идеале-то, и прачечная на Комсомольской требует серьезных вложений. Семь лет назад покупали стиральные машины, они уже самортизировались. Спасают наши мастера: мужички давно работают, знают, где что достать, как подогнать, поэтому оборудование еще дышит...
Татьяна Сергеевна с благодарностью заговорила о своих сотрудниках, с которыми за 26 лет прошла в буквальном смысле огонь, воду и трубы все изучила: "Старые кадры, с душой относятся к работе...". Это Галина Николаевна Сидорова, ее правая рука и заместитель; Владимир Михайлович Кугаевский, мастер по производству, добросовестный и надежный; Лидия Георгиевна Туровская, заведующая прачечной; Валентина Григорьевна Евтушенко, работала мастером в прачечной, сейчас на пенсии; Мария Александровна Бурханова, заведующая ВОК "Тонус", опытнейший работник.
Ну, а автор этой заметки, как старейший посетитель, хотел бы отметить доброжелательность всего обслуживающего персонала наших бань.
- Сама себе хочу пожелать побольше сил, - говорит директор. - Чтобы обеспечить бани и прачечную новым оборудованием, а горожан - крепким паром. Хочу, чтобы посетителям было комфортно у нас, чтобы уходили с хорошим настроением, хорошо о нас отзывались и хотели к нам приходить...
А не сходить ли в баньку, дорогой читатель?
Елена ПОДСКОЧИНА.
Комментарии читателей Оставить комментарий