66 ГЕРОИЧЕСКИХ ЛЕТ

В далеком 1936 году 3 июля Советом Народных Комиссаров при Центральном управлении шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта была образована Государственная автомобильная инспекция (ГАИ) c целью обеспечить безопасность дорожного движения в стране. И в тот же день, 3 июля, ГАИ была передана в ведение Главного управления Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР.
С тех самых пор эта дата - 3 июля - стала считаться днем рождения государственной автомобильной инспекции и отмечаться как ежегодный праздник работников ГИБДД (именно так называется ГАИ с 15 июня 1998 г.).
В этом году автомобильной инспекции "стукнуло" ни много ни мало - 66 лет. О том, чем живет и дышит нынешняя ГИБДД, о достижениях и трудностях в работе сегодняшних инспекторов дорожного движения, с "НКП" поделился начальник областной ГИБДД, исполняющий обязанности заместителя начальника УВД Камчатской области полковник милиции Исмаил Фатихович ШАРАФЕТДИНОВ.
- За последнее десятилетие число автомобилей на наших дорогах увеличилось на 30-40 процентов и на сегодняшний день количество дорожного транспорта на Камчатке составляет около 105 тысяч. Следовательно, интенсивность движения возросла в три-четыре раза.
Возможно, поэтому ситуация на дорогах области в этом году стала тяжелее - зафиксирован резкий рост дорожно-транспортных происшествий. Например, в нынешнем году совершено 165 ДТП, а в прошлом году в этом же полугодии - 150.
- Только ли в увеличении числа автотранспорта на дорогах области причина роста дорожно-транспортных происшествий?
- Не только. Причин несколько. Основной, наверное, является состояние наших дорог: выбоины, трещины, ямы. Дорожное полотно давно уже нуждается в капитальном ремонте, а в этом году и с текущим-то, "заплаточным", затянули. Это мешает наносить на дорогах разметку, а ведь именно по причине отсутствия дорожной разметки происходит 15-20 процентов ДТП.
Не последнюю роль играют и климатические условия, в которых мы находимся. Так, большой скачок дорожно-транспортных происшествий был отмечен в апреле, когда циклон шел за циклоном, отчего обстановка на дорогах была очень сложной.
Причиной роста ДТП со смертельным исходом в этом году послужило и то, что зимой в вечернее время отключалось (да и отключается до сих пор) наружное освещение улиц.
Само собой, не способствует сокращению числа дорожно-транспортных происшествий пренебрежение правилами дорожного движения.
- Исмаил Фатихович, а какие нарушения фиксируются чаще других?
- Основными нарушениями со стороны водителей являются обгоны, превышение скорости и управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. К сожалению, многие водители иногда просто не осознают всей тяжести возможных последствий подобных нарушений, и это является очень большой проблемой.
- С какими еще трудностями приходится сталкиваться службе ГИБДД?
- Несколько лет назад возникали проблемы с обеспечением сотрудников ГИБДД формой и техническим оснащением, но сегодня наши люди обеспечены как форменной одеждой нового образца, так и измерительными приборами. Проблема с транспортом - она сегодня тоже в прошлом. Сейчас ГИБДД полностью укомплектована транспортом - как отечественным, так и зарубежным, и имеет около 100 автомобилей.
Есть сложности с кадрами: работников дорожно-патрульной службы на Камчатке в три-четыре раза меньше, чем полагается. Например, в Петропавловске должен действовать батальон сотрудников ДПС (350-400 человек), а работает лишь один взвод из 68 человек. Это связано с тем, что у местных органов власти нет денег на содержание полного штата сотрудников.
По этой причине приходится привлекать к работе дорожно-постовой службы личный состав. Несколько раз в неделю "помощники" ДПС из личного состава выходят на дежурство и работают на постах.
Возникают трудности законодательного плана. В частности, это проблема низких административных взысканий за нарушение правил дорожного движения. В этом мы очень отличаемся от цивилизованных стран: например, в США за употребление спиртного за рулем водитель должен платить от 5 до 7 тысяч долларов, а у нас он отделывается лишь 1500 рублями.
- С 1 июля вступил в силу новый Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях. В чем его принципиальное отличие от старого, чем он хорош, чем плох?
- Основное отличие этого документа от предыдущего в том, что с работников ГИБДД сняты некоторые полномочия, часть которых передали другим службам, в частности, судам. Теперь инспекторы не имеют права взимать штрафы на дорогах и забирать у водителей права. К чему это приведет? Когда мы изымали у нарушителя права, то ему волей-неволей приходилась являться за ними и платить возложенный на него штраф. А сейчас в наши обязанности входит лишь выписать квитанцию об оплате штрафа в сберкассе - согласитесь, мало кто поедет туда платить - а зачем? Права при себе, да и с деньгами расставаться не хочется. Скорее всего, нарушитель просто выбросит эту квитанцию.
В кодексе много недоработанных, не до конца продуманных механизмов административных процедур наказания - например, процедура лишения водительских прав, которая возложена на федеральные суды. Но гарантии, что нарушитель явится в суд, нет никакой. Ему выгоднее откладывать посещение суда до бесконечности.
Вообще, прогнозировать то, насколько эффективным окажется новый кодекс, можно долго, но делать какие-то выводы еще рано - ведь кодекс действует всего несколько дней.
- Хорошо, отложим сложности и проблемы на будни, все-таки у вас - праздник. Что бы вы пожелали в этот день своим коллегам?
- Самое главное, здоровья и веры в себя. Это поможет двигаться вперед по лестнице жизни и добиваться поставленных целей. С праздником вас, дорогие коллеги!
Комментарии читателей Оставить комментарий