]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

"НАМ НУЖНО БЫЛО ДОКАЗАТЬ, ЧТО НЕРЕСТИЛИЩА ПЕРЕПОЛНЯЮТСЯ"

08:31 4.09.2002

Эти деньги попадут в бюджет Камчатской области, когда пользование природными ресурсами будет поставлено в рентные отношения Программа социально-экономического развития

Эти деньги попадут в бюджет Камчатской области, когда пользование природными ресурсами будет поставлено в рентные отношения

Программа социально-экономического развития Камчатской области, о необходимости которой у нас говорилось много лет, наконец появилась на свет. Работу над ней по заказу областной администрации осуществлял большой коллектив ученых и специалистов - Камчатского филиала Тихоокеанского Института Географии ДВО РАН, КамчатНИРО, Камчатской технической академии, управлений администрации области, федеральных подразделений. Сейчас документ проходит стадию "окончательной шлифовки" и, видимо, еще в сентябре будет официально передан губернатору.

Есть ли перспективы у нашей области? Обречены мы на вечное дотационное иждивение или все же имеем реальные возможности для экономического роста? Что может обеспечить благоденствие Камчатки - золото, платина, нефть, газ, морские биоресурсы? Об этом сегодня беседа с руководителем группы разработчиков "Комплексной программы социально-экономического развития Камчатской области" директором Камчатского филиала Тихоокеанского Института Географии, кандидатом экономических наук Робертом Савельевичем МОИСЕЕВЫМ.

- В администрации области уже знакомы с содержанием программы. Заказчик доволен результатом?

Р.С.Моисеев: - Дело не в том, хорошая программа или нет, устраивает она или не устраивает заказчика. Дело в том, что заложенная в эту программу идеология - единственно доступная сегодня. Потому что не только у пользователей, но и у самих исполнителей название "программа" подразумевает директивный управленческий документ. До сих пор это заложено в психологии даже либеральных экономистов, включая такого сверхрыночника, как Греф. Все ждут программу, разработанную директивным методом, а в наших сегодняшних условиях он не применим. Методов программирования планирования может быть много. И мы пошли совершенно иным - индикативным, то есть методом анализа функций, проблем, индикаторов по отдельным направлениям, методом прогноза.

Первое, с чем мы столкнулись: абсолютная неопределенность всех основных параметров, по которым развивается область. Возьмем рыбное хозяйство. Кто может сказать, что в ней будет не то, что через год - через месяц? В энергетике то же самое. Ведомства, с которыми мы работали, не могли предоставить нам цифр даже на короткий срок. И отдельные предприятия отвечали нам: мы не знаем, какой через месяц будет энерготариф, а вы нас спрашиваете на 11 лет вперед. Вот эта система неопределенности выталкивала нас за рамки того, что считается в цифрах. И мы пришли к выводу: чтобы выяснить, может развиваться область или нет, надо отойти от классической методики (где рассматриваются три сценария - пессимистический, оптимистический и инерционный, или средний). У нас получилось, что инерционный и пессимистический варианты совпадают. Оба они в основе содержат такое простое предположение: все развивается так, как оно развивается сейчас. То есть, возникает утром сиюминутная проблема, не стратегическая - к середине дня ответственное лицо с бумагами уже летит в Москву.

- Иными словами, администрация выполняет роль "пожарной команды".

Р.С.Моисеев: - Да. Причем, начиная с 1991 года. И личность главы администрации не имеет значения. В этих условиях можно работать только одним способом. Ведь чтобы думать о завтрашнем дне, нужны исходные данные. А их нет. На федеральном уровне тоже. Вся страна живет в обстановке неопределенности. Но если, к прмеру, Воронежская или Костромская область имеют сложную по структуре экономику, рядом есть другие источники воды, энергии и т.д., то наша область изолирована и в экономической структуре дубляжа нет, в этом ее уникальность.

- И все-таки, что программа советует?

Р.С.Моисеев: - В главных направлениях развития области сплошная неопределенность. В рыбном хозяйстве управляемость потеряна, и все беды, которые происходят сегодня, только от этого. Ловить или не ловить рыбу - решает у нас в стране и рыбвод, и губернатор со своим аппаратом, и министр природных ресурсов со своим аппаратом, и комитет по рыболовству, и председатель правительства, и президент, и кто угодно. То есть никто. Если у нас в области 1300 предприятий записали себе право заниматься рыбохозяйственной деятельностью, около 200 что-то получают, а когда начинаешь изучать, кому и что дали - оказывается, там и ведомства, и силовики, и монастыри и т.д. Так не должно быть, нигде в мире такого нет. Это только мы придумали от безысходности. Скажем, на Сахалине есть нефть, целлюлозно-бумажная промышленность, рыба - уже три ресурса, которые держат область. У Камчатки, кроме рыбы, ничего нет, и рыбой наши власти затыкают любую дырку. Уже в течение 10 лет. И дальше будут. А тем, кто вырос за эти 10 лет в обстановке неуправляемости, это нравится. Потому что очень просто: главная задача власти - делить квоты. То же самое в энергетике, жилищно-коммунальном хозяйстве - о реформе которого спорят, хорошая она или плохая. Да никакой реформы нет, потому что нет первичного, исходного - анализа ЖКХ по масштабам, по территориальной, стоимостной, отраслевой структуре, по проблемам. А без этого - тупик. Мы сейчас и живем в системе тупиков. И надо их либо расшивать, либо думать не о том, как мы будем развиваться на дальнюю перспективу, а о том, как выжить сегодня к вечеру. Поэтому работу над программой мы построили так. Поставили цель: оценить ресурсную базу, причем не только природные ресурсы - но и финансовые, материальные, организационные, управленческие. Камчатка может быть самодостаточной, может быть окупаемой. Нам не надо мучиться, каким должен быть бюджет - 2 миллиарда или 2,5 миллиарда. Для развития области нужно, видимо, не менее 7-8 миллиардов, хотя точную цифру сейчас невозможно подсчитать. Никто, например, не знает, какая за 10 лет будет инфляция. Но в любом случае исходить нужно не из минимума, а думать, как жить достойно, по человечески, как заткнуть все дырки, которыми мы не занимались много лет.

- А мы действительно можем заработать для своего бюджета 7-8 миллиардов?

Р.С.Моисеев: - Можем. Но чтобы иметь их, нужно изменить, как говорят, все институты, в которых мы живем - институт собственности, институт взаимоотношений между всеми органами власти и управления. Мы сделали после анализа наших возможностей отдельную главу - институциональные изменения. Разработали предложения по преобразованиям общего характера и отраслевого, и какие законы должны их обеспечить. Если это не сделать, все остальные программы можно не писать, потому что каждый день какие-то условия существования меняются. Просыпаемся - нам сказали: у вас рыбные аукционы. Этой весной, например, распределение лосося на побережье, рыболовных участков надумали отдать Москве. И пришлось всем вставать на уши и отбиваться.

Поэтому прежде всего необходимо создать законодательную основу для существования Камчатки в самостоятельном режиме - не в изолированном, а именно в самостоятельном в рамках государственных интересов, чтобы область могла рационально использовать выгодно для всех свой природный ресурс и весь другой потенциал. А как это делать по отдельным ключевым отраслям, в программе прописаны основные направления.

Одно из них - должен быть ликвидирован безумный сегодня пресс на рыбные ресурсы, который происходит вследствие абсолютной неуправляемости. То, что сейчас в системе рыбного хозяйства происходит, гарантированно ведет к исчезновению морских биологических ресурсов через какие-то годы. Главные направления озвучивались не один раз, мы их только несколько преобразили. Функции крупнотоннажного флота должны быть ограничены теми районами деятельности, для которых они были созданы. Они не создавались для работы вблизи берегов. Основные рыбные ресурсы прикамчатских морей приоритетно должны попадать на берег. И приоритетно они должны идти в береговую переработку до конечного продукта. А получилось так, что последние 10 лет крупнотоннажный флот выбил из экономической ниши весь берег.

- Но платность ресурсов должна быть?

Р.С.Моисеев: - Пользование природными ресурсами должно быть поставлено в нормальные рентные отношения. В социалистической системе рента перераспределялась через систему цен, которую регулировало государство. Сейчас нет системы цен - цены как бы сами регулируются. В таком случае нужно вводить новый механизм распределения ренты. Но ведь всем хотелось, чтобы ресурс, как раньше, был бесплатный, а прибыль вся твоя. Так не бывает. Поэтому главная задача в рыбном хозяйстве - ввести нормальные рентные отношения. Что такое аукцион? Ненормальная, нерациональная, неправильная попытка изъять ренту у пользователя. До сих пор пользователь с этой рентой что делал? Присваивал ее себе. Часть кому-то отдавал. Все знают, кому. Остальное оставлял себе. Вот и ходит сейчас эта перераспределенная рента в виде джипов, американских коттеджей и т.д. Это та рента, которая должна была принадлежать обществу, собственнику. Без нормальных рентных отношений ждать чего-то от рыбного хозяйства бесполезно.

- И что вы предлагаете?

Р.С.Моисеев: - Мы предлагаем ввести такой порядок. Количество экономических субъектов должно быть сокращено, например, раза в три. Не волевым порядком, конечно. Это сделает рынок. Должны быть введены платные отношения на рациональной основе, чтобы было понятно по стоимостным показателям, по кадастрам, что сверхприбыльность нерки - это не заслуга того, кто ее ловит, это заслуга природы. И вся эта разница принадлежит всем. И должна быть распределена не в джипы, а направлена в бюджет, на решение социальных вопросов, чтобы каждый монастырь с сетями по речкам не бегал.

Что касается упорядочения количества рыбопользователей, то для этого человечество тоже выработало много способов, которые все страны применяют без всякого идеологического трепета. У нас кричат: административный метод - это плохо. Ничего подобного. На Америку посмотрите - там очень много делается именно административными методами. Но основными должны быть, конечно, организационно-экономические. Это очень просто. Рыбу должен получать тот, у кого есть на берегу постоянно живущие люди, есть постоянные производственные мощности, он имеет возможность накопить рыбу за сезон, в течение года ее перерабатывая. Это - постоянная занятость населения. Это - нет социальных обострений. И нет тех, кто приехал, схватил и убежал. Потому что он не конкурент, а бандит. У нас для конкуренции вполне хватит 15-20 крупных предприятий, объединяющих целые системы. Они имеют возможность накопить инвестиционный потенциал. Скоординировать капитал. Это может быть корпоративное объединение - вариантов миллион. И рыба должна быть вытащена и переработана на берегу: продукция стоит больше и легче контролируется весь процесс производства.

Это одна сфера. Другая - горная промышленность. Споры идут - можно-нельзя, будет-не будет... Если это экономически эффективно, экологически допустимо и не приводит к тяжелым социальным последствиям, а создает социальное благополучие для населения - должно развиваться. Но ведь надо трезво оценить, что можно развить, а что нельзя. И надо трезво оценить, каким будет вклад горной промышленности, когда она будет развита в отрасль - одно предприятие это еще не отрасль. Вот мы такую ориентировочную оценку и сделали. И получается, что даже в ситуации пика производства теоретически возможного, а практически нереального - по самой высокой стоимости в общем валовом стоимостном выражении продукция горной промышленности будет в 8-10 раз меньше, чем продукция рыбного хозяйства. Поэтому рассчитывать на горную промышленность как на тягловую силу, которая способна вытащить экономику области из кризиса, не надо. Подпорка, стабилизатор, но не панацея. Но как отрасль тоже должна быть. Рыбное хозяйство зависит от многих факторов, в том числе природных. И другие отрасли должны быть. Но анализ, который исходит от потребностей мирового рынка, показывает, что нам нужно заниматься не только металлами, а, скорее, водой. Мировой рынок металлами, особенно драгоценными, насыщен, кризиса нет. Запасов золота в мире хватит на долгие, долгие годы. А вот вода сейчас - самый острый дефицит, и с каждым годом он все острее. И состояние пресных и минеральных вод на Камчатке нужно беречь пуще глаза. Мы способны напоить целые страны. Тут пер-спективы у нас более реальные. Потому что вода - это менее капиталоемко, более экологично, не требует крупных затрат. Но это требует очень серьезной постановки. Возить отсюда воду в бутылках - это не идеальный вариант, когда мы думаем развивать целую отрасль. Нужны специальные причалы, к которым будут подходить танкеры с посеребренными танками для перевозки воды, налаженный технологический поток..

- Но сначала надо зарекомендовать себя на международном рынке.

Р.С.Моисеев: - Безусловно. Еще одна болезнь у нас: думаем, что если кто-то что-то написал в программе, то это будет. Ничего само по себе не будет. Написано, что можно сделать. А чтобы это было, нужно работать - много, всем. Не только администрации, предпринимателям, ученым всех направлений. Любой вопрос на Камчатке - комплексный. Здесь простых решений, которых много предлагается, просто нет. И на комплексный подход к разработке программы тоже ориентирует. В результате область имеет возможность когда-то, конечно, не через 10 лет - слишком многое нужно перевооружать, реконструировать, сформировать потенциал конкретных дел.

Туризм кажется уникальным и легкодоступным ресурсом, который мы можем предложить. Нам кажется, что все сейчас как приедут и столько денег нам дадут, что все станет хорошо. Мы даже не знаем, кто и сколько может к нам приехать на этот ресурс издалека. И сколько их будет, и сколько они смогут заплатить. Инфраструктура - это важно, но она не может быть главной проблемой. Поедут сюда не ради гостиницы. Это элемент обслуживания. На рынке действуют две фигуры. Вы предлагаете, а кто-то покупает. Сколько у нас будет покупателей, сколько они готовы заплатить? Какой будет у нас в сумме оборот? Что мы им можем предложить, кроме просто красот, кроме самой Камчатки? Потому что если к нам приедет миллион студентов, это нас разорит. Самая предварительная оценка потенциальных возможностей тех видов туризма, что мы можем предложить, скромная: 15-20 миллионов долларов. Этого мало. Тот туризм, который существует у нас сейчас, может прокормить только тех, кто им занят - и все. Это не отрасль специализации, на которую область может рассчитывать как на устойчивый источник поступлений в бюджет. Задача: сформировать отрасль, которая займет не только организаторов, но и создаст занятость широким слоям населения. Туриста заманивают, а потом он начинает платить - гостиница, такси, питание, сувенир, экскурсии. Развивается целая система, которая от этой отрасли питается. И тогда регион перестает быть дотационным. Аляске каждый турист приносит 2000 долларов, а Багамам - 40.

- Что предлагает программа по жилищно-коммунальному хозяйству?

Р.С.Моисеев: - Это жуткой сложности проблема. Совершенно не оцененная ни в масштабах страны, ни в масштабах области, ни в масштабах города. Но если в масштабе страны она не оценена идеологически - не захотели и не оценили, что в территориях чиновники просто бессильны - они живут в рамках тех стандартов, которые идут из Москвы. Задача - сначала изменить правовые стандарты организации ЖКХ. То, что его выталкивают из бюджета, говорят - государство не может быть собесом для всех, это лукавство циничное и бессовестное. Потому что по стоимости и по структуре основных фондов страны жилищно-коммунальное хозяйство стоит на первом месте - оно занимает чуть ли не половину. И это масштаб задачи. До 91 года жилищный фонд распределялся так: что-то было государственное, что-то ведомственное и что-то в частном секторе. Потом произошло перераспределение, и теперь все ведомственное утекло в государственное, оттуда - в частный сектор. Но раздать квартиры - это сказать "А", а дальше целый алфавит. С понятием собственности шутить нельзя. Вот стена дома - это чья собственность? Никто не думал об этом. Мы приватизировали, оказывается, только пространство, пустоту внутри стен. А стена осталась общей.

Те реформы, которые идут сверху, не скоординированы, не сбалансированы ни по каким параметрам. Никто не считал, сколько мы можем платить, за что мы должны платить. Сколько нужно на содержание, на текущий ремонт и капитальный. На зарплату, приобретение материалов. Но никто этого не считает: реально, а не по минимуму предлагают половину основных фондов страны выкинуть из бюджета. В нашем городе ЖКХ финансируется никак, потому что проблема формирования муниципальных бюджетов по стране не отрегулирована. В этом году федеральные органы забирают от всех налогов по стране 67 процентов. На будущий год уже запланировано забирать еще больше. В этих условиях можно что-то планировать? Только в тех нескольких регионах, где жируют. Так не должно быть. Надо выбивать из Москвы, чтобы на долгие годы был нормальный регламент формирования бюджета, чтобы здесь бюджет получал достойную для существования норму своих налогов. Сегодня у муниципалитетов 5 мизерных налогов для формирования бюджетов. А было 14.

- Что же делать?

Р.С.Моисеев: - На основании программы должна быть принята целая система законодательных актов. Выколачивать из Москвы ту систему правовых установлений, в которых мы можем существовать самостоятельно. Сами себе обеспечивая достойную жизнь и отстаивая здесь геополитические, стратегические интересы страны в целом. И это можно делать, не ущемляя никого. И если мы покажем - дайте нам организоваться по-другому, и мы с Камчатки будем давать больше, а просить будем меньше - с нами согласятся. Федеральный уровень, безусловно, должен обеспечивать здесь существование всех государственных структур. По удельному весу на каждого жителя Камчатки этих структур больше, наверное, чем в любом другом регионе страны.

Если базовые законы будут созданы за 2-3 года - а это очень большая программа, но осуществить ее можно, то с 2005-2006 годов мы можем начинать устойчивый и заметный подъем экономики. Нескоро? Хочется быстрей? Быстрее получается ломать. А чтобы созидать, надо работать. Но начинать нужно с того, чтобы добиться этих законов, они - ключевое звено программы.

Беседовала

Елена ФЕДОРЧЕНКО

Темы: Камчатский край
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
Штрафы за VPN и поиск экстремистских материалов: разбор закона и мнения экспертов
Россиянам напомнили о штрафах за загорание на балконе в нижнем белье
Зачем генерал Донахью пригрозил «снести с лица земли» Калининград
© KM.RU, Алексей Белкин
Кабмин утвердил перечень лиц, которым можно передать телефон без штрафа
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
НРАВ feat. Yofipie «Моя альтушка очень милая, жаль, что мне это только снится»
YouTube и образование: как создавать обучающий контент и помогать зрителям учиться
Константин Кинчев «Белый шум»
Пироги, ватрушки, пирожки и сушки: День именинника по-солдатски
«Пилот», 4 августа, Дизайн-завод «Флакон»
Дельфин открыл дверь в осень
«Деиндустриализация всего мирового производства даётся ультраглобалистам весьма успешно»
«Кавказская политика» Кремля: кривое зеркало Новосибирска
Ветта Венская «Disco Lady» (ремикс)
Сергей Мазаев исполнил свою давнюю мечту на юбилейном концерте
Латвия: кто хочет быть наследником упырей?
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.