Французские родители для обоянских детей

«Мы вас без работы не оставим, еще нарожаем!» – обещают женщины работникам детдома
«Мама – это я! Ну я же это, я!» – кричал с детдомовских качелей мальчуган в искусственной шубейке и кроличьей шапке. Меня передернуло, ведь его слова были обращены ко мне. Мы друг друга видели впервые. Хотя бы потому, что у меня нет детей. Мне стало неловко от того, что в обоянский детский дом я приехала как корреспондент «МК», а не как мама, и не оправдаю надежду малыша.
Трехлетние «старички» – подзаголовок
– Не удивляйтесь, для этих деток любой новый человек – мама или папа, – говорит социальный педагог Оксана Ваневская. – Большинство из них не помнит своих родителей. Но не зависимо от того, сколько им лет, все они ждут пап и мам. Те, кто постарше, спорят, к кому родители приедут раньше. Поэтому чужой человек кажется им родным – пусть даже он говорит, как выражаются дети, на абракадабре (английском или французском языке – авт.).
В детском доме в Обояни живут «старички» – дошкольники с трех до семи лет. Шансов, что их возьмут в российские семьи, уже немного. Ведь выбор ребенка для усыновления отечественными родителями напоминает покупку вещи – такие же четкие параметры: возраст – до 1 месяца, здоровый, русский, глаза – карие, волосы – светлые. На девочек спрос особый. Часто их удочеряют незамужние женщины около сорока лет – встретились два одиночества, и получилась семья. Мальчишек они брать не решаются: сыну нужен отец. Одиноких мужчин среди усыновителей в Курске пока не было. Желательно еще, чтобы дитя было похоже на приемных родителей, – тогда окружающие (да и сам ребенок) ничего не заподозрят. И не будет изматывающих душу пересудов.
Пример тому – история 30-летней Ольги, живущей в одном из районов Курской области. Она и муж усыновили новорожденного мальчика. Сделали они это тайно не только от соседей, но даже от своих родителей. Ольга не могла иметь детей. Из-за этого распался ее первый брак – родители мужа косо смотрели на бесплодную невестку. Со вторым замужеством повезло больше. Муж очень любил Ольгу, поэтому согласился взять приемного ребенка. Чтобы родня успокоилась. Договорились с органами, ведающими вопросами усыновления. Несколько месяцев Ольга ходила с «самодельным» животом – шила подушки разных размеров и подкладывала под одежду. К окончанию «беременности» в роддомах области стали подыскивать ребенка, мальчика. И по стечению обстоятельств – или по божественному провидению – подходящий малыш нашелся. Молодая одинокая мама отказалась от него сразу после родов. Немедленно состоялось судебное слушание об усыновлении. И уже через несколько дней приемную маму с малышом у выхода из роддома, как и полагается, встречали счастливый отец с огромным букетом цветов и с десяток не менее счастливых родственников. Спасибо сотрудникам больницы, которые подыграли супругам. Для всей родни малыш был «их кровинушкой», «наследником». В общем, «все как у людей».
– Наши приемные родители, как правило, во что бы то ни стало желают оставить усыновление в тайне от окружающих. Поэтому хотят, чтобы все выглядело максимально естественно, – рассказывает Ирина Петракова, региональный оператор федерального банка данных о детях, оставшихся без попечительства родителей. – И все же я советую приемным родителям присматриваться к детишкам постарше – хотя бы к двух-, трехгодовалым. К этому возрасту становится ясно, здоров ли ребенок, какой у него характер. Впрочем, курские усыновители очень редко отказываются от деток. Девять лет назад женщина взяла новорожденного малыша, а потом вернула: у него проявились прогрессирующие отклонения в психическом развитии. А возможности вылечить его у женщины не было.
Спрос на белых малышей – подзаголовок
Зато иностранцы, желая усыновить или удочерить русского ребенка, не останавливаются ни перед серьезными болезнями «приемышей», ни перед солидными денежными расходами. На оплату труда агентам, сотрудничающим с российскими учреждениями, оформление документов, билеты уходит в среднем около 20 тысяч долларов.
В обоянский детдом для пополнения семей чаще приезжают американцы. Но в минувшем году наведались французы. Несколько лет назад эта пара уже усыновила русского мальчика. Супруги, у которых есть и свои дети, говорят, что души в нем не чают. Поэтому решили взять парню русскую сестричку. Пятилетняя девочка, которая приглянулась французам, сначала испугалась чужой речи – общались через переводчика. Но когда гости уехали оформлять бумаги, она только и рассказывала местной ребятне, что скоро к ней приедут мама и папа. И увезут ее в сказку, на родину Золушки. Вот уже более полугода бывшая курянка живет во Франции. Первым делом ей сменили имя на иностранный манер и вылечили зубы. Судя по отчетам, которые присылают приемные родители, она уже бегло лопочет на французском.
– Фото и видеоотчеты о проживании детей за границей в течение трех лет – обязательное условие для усыновителей-иностранцев, – говорит Оксана Ваневская. – То, что мы видим, нас радует. Да, есть определенный риск, что за границей нашим ребятам будет хуже. Но, судя по нашей практике, хорошего в этом куда больше. А здесь, в детдомах, интернатах, на нормальное будущее детям рассчитывать вообще не приходится. Их биологические мамаши время от времени появляются у нас. Оставляют сразу по несколько ребятишек. И заявляют: «Мы вас без работы не оставим, еще нарожаем!». По нашим законам, разлучать братьев-сестер нельзя. А кто решиться усыновить сразу троих?
Есть несколько объяснений, почему «забугорных» усыновителей интересуют российские дети. Белые американцы, французы хотят воспитывать детей своей расы, но таковых в числе брошенных в их странах немного. Кроме того, в соответствии, например, с американским законодательством, биологические родители могут вернуть себе ребёнка, даже если его уже воспитывает другая семья. Российское законодательство этого не допускает.
Но с осени минувшего года в Курской области не произвелось ни одного усыновления ребенка иностранными гражданами. Мораторий наложен в связи с изменением структуры Министерства образования РФ. Как следствие – ни одному из агентств по усыновлениям (таковых четыре) пока аккредитация не продлена. А спрос есть. На минувшей неделе в Комитет образования Курской области приезжала делегация из американского агентства – хотела обсудить перспективы сотрудничества.
СПРАВКА «МК»
В детдомах и интернатах Курской области находятся более 2 тысяч детей. В 2004 году российские граждане усыновили 16 детей, 24 взяли под опеку. Иностранцы усыновили 28 детей.
Полина Пионова
Комментарии читателей Оставить комментарий