]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Кто станцует жизнь Рублёвки?

17:31 19.06.2008

- Как станцевать: «Быть или не быть: вот в чем вопрос»? Или философские размышления принца датского при виде черепа бедного Йорика? – это не без иронии обсуждали многие театралы перед

- Как станцевать: «Быть или не быть: вот в чем вопрос»? Или философские размышления принца датского при виде черепа бедного Йорика? – это не без иронии обсуждали многие театралы перед премьерой в Ростовском музыкальном театре балета «Гамлет» на музыку Шостаковича. Известный хореограф Морис Бежар утверждал, что станцевать можно абсолютно все. Впрочем, в ростовской постановке «Быть или не быть» сначала звучит голосом за сценой, а потом уж танцуются духовные терзания принца, которому призраком отца завещано мщение. «Линия Йорика» опущена, как и прочая философия: чтобы ни утверждал месье Бежар, но в балетах предпочитают не мысли, а чувства. Этим обычно и продиктованы сомнения: а стоит ли хореографам покушаться на Шекспира, на литературную классику? Но соблазн велик, и возник он не в экспериментаторском 20-м веке, а гораздо раньше. К примеру, к творчеству Шекспира композиторы и хореографы обратились еще в 18-м веке. Первой на язык танца была переведена его роскошная трагедия «Антоний и Клеопатра» (музыку к ней написал Крейцер), потом настал черед «Макбета», «Кориолана», «Ромео и Джульетты». Давно уже есть балеты и по комедиям Шекспира: «Укрощение строптивой», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь», «Сон в летнюю ночь», «Виндзорские проказницы». Многих удивило, почему ростовская постановка «Гамлета» была названа мировой премьерой: неужели никогда прежде не ставили балет по этой трагедии? Не танцевали «Гамлета» на музыку Шостаковича? Тут дело в том, что у нашего «Гамлета» - оригинальная, хотя и не слишком изобретательная, хореография (балетмейстер – Алексей Фадеечев) и оригинальный музыкальный коллаж из разных сочинений Шостаковича. А вообще «Гамлета» на музыку Шостаковича к одноименному драматическому спектаклю танцевали еще лет тридцать назад (принцем датским был Мариус Лиепа), а всего балетных «Гамлетов» - больше десятка. Первого – трагико-пантомимического - увидели в Венеции еще в 1766 году. В середине 30-х годов 20-го века труппа Брониславы Нижинской показала парижанам «Гамлета» на музыку Листа. В 1942-м «Гамлета» на музыку Чайковского смотрели лондонцы, причем партию Офелии танцевала будущая мировая звезда Марго Фонтейн. Пожалуй, по числу балетных постановок соперничать с Шекспиром может только Мольер. Но там ведь совсем другая история: Мольер специально сочинял комедии для королевских праздников и, бывало, сам в них танцевал. Да, классические мольеровские «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной» первоначально были балетами, хотя, если судить по описаниям, то скорее их следовало бы назвать мюзиклами. Наряду с «Гамлетом» один из самых приманчивых для балетмейстеров литературных сюжетов – «Дон Кихот». Классикой стал балет на музыку Минкуса, но и до него было несколько «Дон Кихотов», а первый поставили в Вене в 17-м веке. А известно ли вам, что легендарный Нижинский танцевал партию Тиля в балете «Тиль Уленшпигель» - то есть в спектакле по роману Шарля де Костера? В Румынии в 60-х годах прошлого века поставили балет по ироническому роману Марка Твена «Принц и нищий», и в эти же годы почти одновременно в России и Дании появились балеты «Три мушкетера» по роману Дюма. Автором музыки к нашему балету был Вениамин Баснер, прославившийся песней «На безымянной высоте». Но это все о том, как переносилась на балетную сцену западно-европейская литературная классика. А что с нашей, отечественной? Танцуют и ее. Поэмы Пушкина стали балетами еще при жизни автора. Помните, как пишет он в первой главе «Евгения Онегина»: «Театр уж полон; ложи блещут, Партер и кресла, все кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. Блистательна, полувоздушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух из уст Эола; То стан совьет, то разовьет, И быстрой ножкой ножку бьет». ...Как известно, «Онегина» Пушкин начал писать в 1823 году. Следовательно, это описание могло относиться и к балету, поставленному в 1821-м по сказке самого Пушкина. Я имею в виду «Руслана и Людмилу». Партию Людмилы танцевала Истомина. Потом появился балет по его поэме «Кавказский пленник», и Истомина была уже Черкешенкой… Кстати, на сюжет самого «Онегина» и музыку Чайковского есть не только опера, но и балет. Балетами стали пушкинские поэмы «Медный всадник» и «Бахчисарайский фонтан», сказки о попе и работнике его Балде, о Золотом Петушке, о мертвой царевне и семи богатырях, повести «Барышня–крестьянка» и «Пиковая дама», «Станционный смотритель», «Египетские ночи» и даже драма «Борис Годунов». У Лермонтова создателям балетов приглянулись «Бэла», «Мцыри», «Маскарад», у Гоголя – «Ночь перед Рождеством», «Сорочинская ярмарка», «Тарас Бульба». Композитор Исаак Шварц вдохновился повестью Тургенева «Накануне», Валерий Гаврилин - рассказом Чехова «Анна на шее», Родион Щедрин – «Дамой с собачкой»… Трудно сказать, как отнесся бы Лев Толстой к созданию балета «Анна Каренина» (опера «Война и мир» однозначно ему бы не понравилась: оперу он в принципе не любил), но в балетном искусстве эта «Анна» с Плисецкой и Лиепой в главных партиях, безусловно, оставила свой след. Композиторы и хореографы не обошли своим вниманием и литературу 20-го века. То, что балетами стали «Три толстяка» Юрия Олеши или, тем более, «Алые паруса» Александра Грина (в обоих спектаклях главные партии – Суок и Ассоль – исполняла Ольга Лепешинская), едва ли кого сильно удивит: все-таки романтика, сказка… Балетная стихия! Представить себе балет по мотивам романа Николая Островского «Как закалялась сталь» сложнее. Но был и такой опыт: спектакль назывался «Юность», ставил его Ленинградский малый театр в 1949 г. А вот «Клопов» (балетов по Маяковскому) было два: один – хореографический плакат, другой – балет-буффонада на музыку Шостаковича. Что они собой являли? Как сообщает «Балетная энциклопедия», «в центре балета – рожденные Революцией образы Поэта и Зои Берёзкиной, сталкивающиеся с миром людей–клопов нэпманских времен – Присыпкиным (он же - Пьер Скрипкин), владельцем парикмахерской по фамилии Ренессанс, его супругой, дочерью Эльзевирой и др. В очистительном пламени Революции погибают не только мещане–клопы, но и враги Советской власти – незадачливые военачальники Антанты». Словом, нет такого литературного жанра, к которому не попытались бы найти хореографический эквивалент. По военным повестям Василя Быкова сделали «Альпийскую балладу». А знаменитая «Ангара» Григоровича - на музыку Эшпая?.. Ведь это не что иное, как балетизация арбузовской «Иркутской истории»… Эдак, глядишь, не сегодня завтра и нынешнюю прозу начнут танцевать, и появятся балеты «Московская сага», «Чапаев и пустота», «Кысь», что-нибудь о Чонкине. Или, может быть, более зрелищными покажутся бестселлеры из жизни Рублёвки? А, может, Эраст Фандорин и Настя Каменская станцуют детективное расследование. С тем или иным успехом, но в балете действительно многое возможно. Марина КАМИНСКАЯ
Темы: Ростов-на-Дону, Искусство и культура
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
Коллаж © KM.RU
Медведев назвал последствия удара США по Ирану
Путин: в старых учебниках по истории нет правды о Великой Отечественной
Путин подписал закон о защите русского языка
Война на Ближнем Востоке сменилась то ли миром, то ли паузой
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
DOPE D.O.D, 28 сентября, Арбат 21
Театральная премьера «Бешеный хворост»: митинги не посещать и товарищей сдавать - учат в школе
«Не допустить праздник любыми методами»: под предлогом ковидных ограничений силовики прессуют конкурентов «едросов»
Паук устроил «Вальпургиеву ночь» на «Крематории»
Arion «Vultures Die Alone»
«Как зомби - шли и стреляли»
Электропартизаны «Шум Земли»
Самая горячая информация про Марко-Айленд. А вы знали?
Наталья Андрейченко: «Мне так и не простили моего отъезда»
Виталий Аверьянов «ОГНИ»
Министерство любви «Bootleg»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.