«Идет борьба здравого смысла с установками правительства»

Поведение российских властей, которые не знают, с какой стороны подступиться к реализации заявленных приватизационных планов, чем-то напоминают «мильон терзаний» девушки из поговорки, которая хотела «и невинность соблюсти, и дитя приобрести». То есть в данном случае - получить дополнительные финансовые ресурсы, не выпуская при этом наиболее лакомые кусочки госсобственности на «приватизационную панель».
Надо сказать, такое раздвоение «коллективного руководящего разума» в принципе имеет понятное объяснение. С одной стороны, прогнозируемая брешь в федеральном бюджете в следующем году в размере более 2 трлн рублей уже сегодня требует от монетарных властей РФ (и в первую очередь от Алексея Кудрина, который по штату выступает в качестве главного «министра-алармиста») срочно озаботиться поиском соответствующей финансовой «затычки». В этом смысле доходы от выставленных государством на продажу наиболее высоколиквидных активов «общенародной собственности», безусловно, были бы весьма кстати (ну не тратить же, в самом деле, на такую «ерунду», как покрытие бюджетного дефицита РФ в целях последующего выполнения государством своих соцобязательств хранящиеся в «ценных бумагах» США наши нефтедолларовые накопления). С другой стороны, последовательное проведение анонсированной власть предержащими распродажной акции в стиле голливудского хоррора «Иногда Чубайс возвращается!» в предвыборный год по понятным причинам было бы отнюдь не с руки.
Наконец, не следует забывать и то, что наряду с министрами, страдающими клинически выраженной формой монетарной одержимости (готовыми ради исправного пополнения хранящейся за океаном резервной кубышки снимать «финансовый скальп» с экономики РФ), в российском кабмине все же есть и более ответственные политики, для которых принцип «после нас хоть трава не расти» представляется неприемлемым. Промежуточный результат «борьбы мотивов» внутри правительства был зафиксирован в ходе совещания у первого вице-премьера Игоря Шувалова, на котором обсуждались предложения Минэкономики, касающиеся формата предстоящей приватизации.
По мнению ведомства Эльвиры Набиуллиной, «сохранить предвыборное лицо», а заодно и контроль над ключевыми отраслями экономики государству помогут такие меры (точнее, их следовало бы назвать полумерами), как возвращение в практику института «золотой акции», реализация части активов «нестратегическим инвесторам» и передача важных функций разгосударствленных компаний в ведение новых госструктур. В частности, предлагается сохранить право последнего голоса за государством в таких стратегических компаниях, как «Роснефть», «Русгидро», «Зарубежнефть» и ОЗК. От деятельности которых во многом зависит энергетическая и продовольственная безопасность РФ. Что, в принципе, является вполне логичным шагом, хотя он и чреват неизбежными издержками. Надо думать, что желающих разориться на «контрольный пакет», обладание которым не будет означать реальный контроль над политикой компании, можно будет найти разве что среди наших доморощенных непритязательных «равноудаленных» олигархов, которые твердо знают свое место в российской властной вертикали.
Смикшировать последствия очередного приватизационного «цунами», которое может во второй раз накрыть реальный сектор экономики, также призвано решение продать «Аэрофлот» «нестратегическому инвестору» (опять же непонятно: если инвестор «нестратегический», то значит речь идет о миноритариях, но тогда почему в формулировке они указываются в единственном числе?). Минэкономики также предложило закрыть сезон большой распродажи не в 2015-м, а в 2017 году. Причем если перечисленные выше компании благодаря козырному тузу в руках чиновников в виде золотой акции все же останутся в орбите влияния государства, то в отношении «Интер РАО ЕЭС», ВТБ, «Совкомфлота», «Шереметьево» правительству рекомендовано поступить более решительно и полностью отпустить их в свободное рыночное плавание до 2017 года. Что же касается всемирно известной алмазодобывающей компании АЛРОСА, то этот без преувеличения драгоценный актив предлагается сбыть с рук не только федералам (продав принадлежащий им пакет акций), но и властям Якутии. При этом средства от приватизации планируется предоставить самой республике на развитие инфраструктуры.
Попытку Минэкономики скорректировать приватизационные планы правительства в интервью KM.RU прокомментировал российский политолог и публицист Андрей Паршев:
- Я бы сказал, что это один из этапов борьбы здравого смысла с правительственными установлениями. Хотя со стороны все это выглядит как какая-то итальянская комедия дель арте с персонажами (вроде Пьеро и Арлекина), которые бьют друг друга по голове пузырями с горохом. Вообще, есть такой общегражданский принцип: если говоришь - делай. Идея начать очередной раунд масштабной приватизации, как известно, принадлежит нашему руководству. При этом неуверенность и колебания в реализации своей же инициативы наводят на самые грустные размышления.
Вообще говоря, прежде чем запускать вторую волну приватизации, желательно было бы получить отчет по итогам первой. А еще лучше, чтобы кто-то был привлечен к ответственности за некоторые ее эксцессы. Достаточно посмотреть, что было у нас с промышленным потенциалом изначально и что стало потом - после того, как в 1990-е гг. в стране была проведена масштабная приватизация. Только сделав соответствующие выводы, можно правильно оценить целесообразность приватизации.
Я бы сказал, что подготовка второй волны приватизации выглядит еще более странно, чем первой. Если власти решили, что приватизация - это действительно хорошо, то чего же раздумывать - ее надо осуществлять. Но мы не видим такой решимости. Правительство не готово идти до конца, говорит о полумерах и о предохранительных механизмах вроде «золотой акции». А может, тогда вообще этого не делать, раз уж приватизация, как оказывается, вещь достаточно опасная?
То есть наше высшее руководство просто должно понять, чего же оно хочет. Если речь идет просто о том, чтобы «залатать дыры в бюджете», а говоря проще - «срубить бабла по-быстрому», то это напоминает идеологию «после нас хоть потоп». Одну дыру вы залатаете, но потом появится новая. История-то на этом не закончится. Конечно, чисто теоретически налоговая база после приватизации должна расширяться. В противном случае не совсем понятно, ради чего это все затевается. Но это, повторюсь, лишь в теории, а на практике такого, как правило, не наблюдается.
Конечно, есть отдельные примеры, когда предприятия, находящиеся в частной собственности, работают эффективнее, чем госпредприятия. В этом смысле можно сравнить аэропорт Домодедово, который уже давно стал частным предприятием, и то же Шереметьево. Повторюсь, иногда частные компании действительно работают эффективнее, чем государственные (где прибыль подчас распихивается по карманам частными лицами, а бремя возмещения убытков возлагается на бюджет). Но это лишь когда речь идет об отдельных конкурентных секторах экономики.
Однако есть предприятия, которые, наоборот, не должны находиться в частной собственности. В первую очередь это касается сырьевых компаний, которые эксплуатируют недра. Конечно, 1 трлн рублей, который наши власти планируют получить от приватизации, лишним для бюджета не будет. Более того, его всего равно откуда-то придется брать. При этом, как известно, мы продолжаем исправно отправлять наши нефтедоллары по заокеанскому адресу. Понятно, что финансовые источники для бюджета и инвестиций в наших условиях должны формироваться от получения природной ренты (которая сейчас приватизирована). И ничего такого в качестве подобного источника использоваться не может.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Власти России имеют задачу уничтожения самостоятельности России. Затеянная новая волна приватизации имеет целью лишить Россию экономической самостоятельности, но боязно, народ может начать эту власть развешивать на столбах! Вот они и раздумывают, как остаться в жывых, если народ скажет: ХВАТИТ, и начнётся БУНТ, скорый и беспощадный! Многие не успеют убежать за бугор, евреев начнут вешать первыми, причём без разбора, ответственность евреев будет коллективной тотально!!! Запад давит, требует делать шаги, явно во вред России, и Медведев делает шажок за шажком, но колени дрожат настолько, что скрывать это уже не получается!
А ко говорил чио их собираются возвращать??????????
Не для этого отправляли.
Некоторая "нерешительность" в реализации планов приватизации, видимо, обусловлена не до конца оформленной схемой грабежа.
Т.е. ТАМ сидят и уже делят шкуру ещё не убитого медведя. Может в конце концов передерутся друг с другом из-за дележки, да так чтоб делить было некому.
Верим и надеемся.
Как раз, Домодедово - яркий пример частной жадности, допущенной до инфрастуктуры. Чай из пакетика в кафе стоит 396 руб за пластиковый стакан, сесть можно только в VIP и в кафе, заплатив минимум за чай. Бывал транзитом во многих аэропортах, в Венском, пол-литра разливного Гессера стоит 3,8 евро, в Мюнхене чай десяти сортов, кофе какао из пакетиков, сахар - все бесплатно. Можно продолжать про Сеул, Маврсель и т.д., мест для сидения практически везде больше чем пассажиров, в кафе можно сидеть попивая бесплатный чай, или вообще, просто так без проблем. Домодедово - место где у пассажиров отнимают деньги, под видом оказания услуг.
Наверно этот принцип - всеобщий для русского капитализма нового времени.
Из статьи ясно одно: в руководстве рф отчётливо понимают что все огромные деньги хранимые ими многие годы по "заокеанским адресам" никогда уже не смогут быть возвращены в Россию.