«Политика по отношению к педагогам – варварская»

О грядущем повышении зарплат учителям трубили на всех углах. Заявление премьер-министра Владимира Путина на съезде Всероссийского педагогического собрания в конце мая о 30-процентном повышении фонда оплаты учительского труда с 1 сентября молниеносно разнеслось и, надо сказать, даже внушило оптимизм, который вскоре так же быстро угас, как и появился. На дворе у нас – уже конец того самого сентября, когда на педагогов должна была свалиться манна небесная в виде денежной надбавки, но, видимо, ощутимых изменений не последовало.
Накануне в Москве прошла пресс-конференция «30-процентное повышение зарплат педагогам: мифы и реальность». Учителя решили устроить акции протеста с 5 по 7 октября, т. к. считают, что никакие прибавки не только не принесут счастья, но даже видимым образом не улучшат их жизни. Кроме того, не видать учителям лишней купюры в своем кошельке из-за своеобразного чиновничьего подхода к распределению дополнительных средств в регионах. «Наш профсоюз считает, что никакие – 30-, 40- и даже стопроцентные – повышения не решают материальных проблем педагогов», – цитирует «Независимая газета» слова члена совета Межрегионального профсоюза работников образования (МПРО) «Учитель» Всеволода Луховицкого.
По его словам, МПРО «Учитель» провел мониторинг процесса повышения зарплат. С одной стороны, специалисты собирали официальную информацию (т. е. что делают сами местные власти), а с другой стороны, опросили педагогов, которые рассказали, как же на самом деле увеличились их зарплаты. В итоге учителя из разных регионов рассказали, как чиновники на местах «пилят» дополнительные средства. Например, воспитатель детского дома в Приморском крае рассказала, что увеличения оплаты труда им не видать: «О повышении сказали: «Даже не мечтайте: вы – не учителя, а всего лишь воспитатели». Губернатор Дарькин отрапортовал о повышении зарплат, а на педсовете учителям сказали, чтобы не ждали повышения, т. к. он даже соответствующие бумаги не спешит подписывать».
Если кто-то вообще не получит дополнительных денег, то для большинства даже заявленное повышение не изменит ситуации. Смешные 7000 руб. в регионе, даже умноженные на два, не сравняют уровень оплаты со средним уровнем зарплаты по стране. «Я – заместитель директора по воспитательной работе. С сентября нам повысили зарплату на 6,5%. Теперь у меня, специалиста высшей категории, она составляет 7515 руб. Даже если власти мне повысят ее в два раза, это проблему не решит», – поделилась Надежда Селиверстова из ульяновской школы № 7.
Между тем, по мнению Луховицкого, ситуация с учительскими зарплатами должна быть прозрачной. Деньги надо платить за ставку, а повышение зарплаты должно касаться всех работников школы. Выделение лучших и худших, по его убеждению, носит субъективный характер и зависит от предпочтений руководства образовательного учреждения.
Итак, учителя, уставшие от своего унизительного положения, решили напомнить о себе, устроив акции протеста, а это, надо сказать, накануне выборов не очень приятное явление для чиновников, которые в такое ответственное для них время традиционно умасливают разные слои населения всевозможными посулами. Но как-то не верится педагогам в сладкие обещания ни премьер-министра, ни самого президента. К слову, в мае Путин пообещал провести в июне индексацию зарплат на 6,5% по закону о бюджетниках, а осенью процедуру повторить. К этому же вопросу он вернулся на съезде партии «Единая Россия» 24 сентября. По его словам, субъекты должны проиндексировать зарплаты региональных бюджетников, для чего будет выделена «необходимая помощь». Таким образом, Путин посчитал, что уже в следующем году зарплаты учителей если не превысят, то точно сравняются со средними по экономике во всех регионах.
Однако, как всегда, много слов и мало дела. KM.RU уже неоднократно поднимал проблемы оплаты учительского труда. Власти исправно готовят «сюрпризы» для педагогов, вот только зачастую после них учителям остается лишь горько плакать, подсчитывая жалкие гроши в своих кошельках.
Член-корреспондент Российской академии образования Александр Абрамов прокомментировал в интервью с обозревателем KM.RU ситуацию с обещанным повышением зарплат учителям на 30%.
– Я думаю, что учителя совершенно правы. Нужны акции протеста, потому что политика по отношению к педагогам – варварская. Учителя находятся в униженном положении. Говорить надо не просто о каком-то повышении зарплат на 20-30%, а нужно обсуждать очень серьезные меры по повышению оплаты труда и стимулированию учителей. Дело же не только в зарплатах. Кстати, совершенно смешные цифры на покупку книг: что-то около 120 руб. Это же ужасно, что для современного учителя книга становится совершенно недоступна. Конечно, надо протестовать, но в то же время находить формы для становления принципиально новой политики по отношению к учителям.
– Что же должна включать эта политика?
– Очень многое: систему повышения квалификации, все проблемы педагогического образования, стимулирование, привлечение к работе в качестве учителя и др. Кроме того, сейчас будет меняться содержание школьного образования, которым никто не занимается, потому что назвать это стандартом работы над содержанием образования нельзя, но автоматически после этого надо пересматривать содержание педагогического образования.
– Получается, что все обещания Владимира Путина и даже Дмитрия Медведева – не больше чем обещания?
– Это – предвыборный треп. Надо называть вещи своими именами. Я уже не говорю о том, что надули с этими 30%, но еще ввели в Москве новую систему оплаты труда, а там – свои радости: директор школы превращается в диктатора... В общем, все это – одна видимость деятельности.
Комментарии читателей Оставить комментарий
мнению Луховицкого, ситуация с учительскими зарплатами должна быть прозрачной. Деньги надо платить за ставку, а повышение зарплаты должно касаться всех работников школы. Выделение лучших и худших, по его убеждению, носит субъективный характер и зависит от предпочтений руководства образовательного учреждения.
Я согласна на все 100. И считать надо среднюю зарплату от ставки, а не от нагрузки, т. к. учитель вынужден, чтобы заработать, брать нагрузку намного превышающую ставку (если есть часы).
Интересно как повышать зарплату всем работникам школы, если у нас с 2012 года техработники не являтся работниками школы, они переходят частному лицу
а к кому сейчас политика не варварская? к какому слою населения? сейчас в мире царит полное непонимание и хаос - никто не знает что и как делать, все в полной растерянности.. то один шаг предложат, то другой, а ничего не работает, потому что сейчас очень важно понять, что мир стал совсем другим: глобальным, взаимозависимым, и решать проблемы этого нового мира старыми методами не получится. в Испании увеличивают рабочий день, увеличивают налоги и снижают заработную плату - это справедливо? требовать установления социальной справедливости для одной категории населения ни к чему не приведет, пожалуй, кроме ухудшения общей ситуации, поскольку мы все связаны. решение проблемы лежит, по-моему, в области отношений людей друг к другу. мне видится, что всем нам стоит задуматься над тем, а не собраться ли нам всем за круглыми столами переговоров и решать все проблемы сообща, как это решается в единой семье. ведь в семье каждый из нас знает, какие есть приоритеты, но для этого нужно еще возродить доверие друг другу ... на мой взгляд, работы очень много и в первую очередь в восстановлении доброго отношения друг к другу, доверия... а то, что образование у нас в загоне - это не вызывает сомнений, в руках учителей, в большей степени в их руках, успешное будущее наших детей, поэтому именно воспитание, обучение и люди, работающие в этих отраслях человеческого общества заслуживают более внимательного к ним отношения
Я тоже работаю в ВУЗе. Ультимативно потребовал нагрузки не более чем на 1 день в неделю. Остально время - тоже работаю. Но только там, где платят деньги.
По-видимому, это дальнейшее развитие видения проблемы Медведевым: на встрече со студентами он утверждал, что то, что стипендия не покрывает даже минимальных потребностей - это нормально. Ну что-ж, зарплата преподавателя тоже не покрывает вообще никаких потребностей, и это тоже нормально. Вот и получается что институт превратился в круг по интересам. А серьезными делами мы все, и студенты и преподы, будем заниматься в других местах.
Кстати, студенты тоже с пониманием относятся к тому, что для меня это не главная работа :). Так же как и я к тому - что для них учеба не главное. Я, кстати, счтитаю, что этот принцип первый придумали и опробовали сами чиновники: для них ведь тоже их зарплата - не главный источник дохода ;)!
Пока не сменим власть,так и будут грабить весь народ .
Я работаю в вузе. О повышении зарплаты у нас не слышано, а вот нагрузку с этого года увеличили резко. Таким образом все прямо наоборот трепу наших правителей. Создается полное впечатление, что высшее образование в регионах просто ликвидируют самым варварским методом.