]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Зачем Кураев хочет подчинить РПЦ католической традиции?

10:05 9.01.2013
, Сергей Черняховский
Андрей Кураев. Фото с сайта diocese-tiras.org
Андрей Кураев. Фото с сайта diocese-tiras.org

Идея совместить Рождество и Новый год не выдерживает критики

Андрей Кураев – пример того, как умный и даже сознательно ушедший в религию человек в стремлении к «модернизации» и популяризации теряет осознание того. чему сам как будто бы взялся служить. Или, может быть, того, что получивший хорошее атеистическое образование человек даже при увлечении религией оказывается в чем-то с ней несовместимым.

То, что Кураев увлечен тем, что он называет «миссионерством», известно. Увлечен он им вполне сознательно, полагая, что именно миссионерство необходимо для утверждения религиозного мировоззрения. И, наверное, это действительно так. Хорошо это или плохо – зависит от самого взгляда на религию и от отношения к ней.

Но если подходить к вопросу не оценочно, а функционально, то всегда есть некое отличие, некая граница между пропагандой идей и их популяризацией. И при определенных условиях популяризация идей (как, впрочем, и любая популяризация) становится стремлением, с одной стороны, к популярности, с другой – к упрощению. А в итоге оборачивается выхолащиванием того, что популяризируется.

Двусмысленная позиция Кураева по вопросу об отношении к группе «возбужденных вагин» известна. К Новогодью он подарил обществу и своим единоверцам яркую идею перенести празднование православного Рождества даже не на ту дату, когда этот праздник отмечают западные конфессии, а просто на 1 января, совместив его с празднованием Нового года.

Основной его аргумент сводится к тому, что если летосчисление ведется от Рождества Христова, то почему само Рождество отмечается в одном случае неделей раньше, а в другом – неделей позже? Нелогично, дескать. «Канонов, которые запрещали бы православным сдвигать празднование Рождества, нет; каноны говорят лишь о времени празднования Пасхи. Однажды Церковь эту дату уже волевым образом уже меняла – в середине IV века», – заявил Кураев «Российской газете».

Судить о соответствии или несоответствии идеи церковным канонам – это вопрос его мира, мира богословов и верующих. Но чтобы внести такое предложение, нужно очень сильно не понимать, что такое религия по своей природе, и быть очень далеким от реальной жизни и реального мира. Что уже интересно. Потому что ясна ситуация, когда религиозное разрывает с реальным, игнорируя его. Ясна ситуация, когда реальное отрывается от религиозного, выходя за его пределы. Но суметь оторваться и от одного, и от другого – для этого нужно особое, своего рода «постмодернистское» мастерство.

Сам призыв к приведению религиозного к соответствию с «логичным» – уже определенное свидетельство непонимания природы религиозного, потому что логика – это в первую очередь продукт осмысления мира человеческим разумом, продукт научного познания. Оно вполне резонно рассматривается как первичное, если находится в рамках материалистического мировоззрения. Хотя и в этом случае логика есть лишь отражение в сознании закономерностей окружающего мира, и отражает она лишь определенный этап познания. Поэтому, собственно, и меняется сама логика – от метафизической до диалектической. И если одна руководствуется принципом «либо – либо» (либо нечто есть, либо его нет; закон исключенного третьего), то другая исходит из принципа «в той степени, в которой». Если мы говорим, что нечто есть, – значит, мы одновременно утверждаем, что его нет, иначе само противопоставление бытия данного нечто его небытию не имело бы смысла, и все определяется границей и мерой перехода из одного в другое. Но это – вообще иная тема.

Религия же в принципе исходит из иного начала: она исходит из веры и предположения, что все в мире определяется волей создавшего мир Бога, а Его воля и намерения являются таинственными. Тайна и непознаваемость – свидетельства того, что религия не выдумана человеком, ибо он все выдумывал бы в соответствии со своей логикой, а сферой отношения с высшим разумом. Рассуждать о том, логично или нелогично праздновать дату, подобную дате рождения лица, признаваемого сыном Бога, в тот или иной день, – уже значит отрицать чудесность Его рождения. То, что эта дата переносилась в IV веке, не может быть аргументом просто потому, что IV век – это век становления и утверждения христианской религии. Собственно, именно тогда официально принимается само утверждение православия и его основополагающей идеи о Троице. Кстати, с точки зрения формальной логики само учение о Троице тоже нелогично.

В религии вообще много не вполне логичных вещей. И если говорить о нелогичности празднования Нового года и Рождества в разные даты, то календарно нелогично относить само Рождество к нулевому году нашей эры, потому что Христос (существовал Он или не существовал) по легенде и по всем преданиям родился при жизни царя Ирода (который и пытался его убить, ради чего и посылал волхвов, и устроил «избиение младенцев»), а последний умер, судя по всему, в 4 году до нашей эры, то есть до Рождества Христова. Если идти по логике Кураева, то нужно и к летосчислению прибавить четыре года, – и мы будем жить не в 2013 году, а уже в 2017.

Хронологическая логика вообще не может быть высшим судьей в религиозных вопросах, как и сама по себе формальная логика. Само непорочное зачатие и рождение сына Божьего уже нелогичны. И таковыми и должны быть, потому что они Чудесны и Таинственны.

Вообще нелогичность и научная оспариваемость являются основанием для атеиста и материалиста говорить о религии как о форме ложного сознания, а для верующего (на то он и верующий!) – основанием верить, подтверждением существования Бога и божественного как высшего и непознаваемого. На то Он и БОГ.

Доводы Кураева были бы убедительны для атеиста, но для него в принципе не было бы и такой проблемы, потому что не нужно было бы праздновать и Рождество Христово как научно не подтвержденное и не имевшее места в действительности.

Но Кураев же не атеист, а верующий! Профессор богословия! Протодиакон! То есть, будучи таковым, он так и не понял, что либо ты празднуешь чудо рождения Сына Божьего, либо рассуждаешь о логичности его празднования.

Кстати, и особой нелогичности даже нет. Христос по легенде рождается 25 декабря по старому стилю: это открывает Новую эру, и с первого числа следующего месяца празднуется Новый год. Западный мир перешел на новый стиль, и именно по нему 25 декабря и празднует Рождество. Но РПЦ на новый стиль не переходила, и празднует не 7 января, а 25 декабря по старому стилю. На новый стиль перешла светская власть, но ведь Рождество – и не светский праздник! И светская власть его не праздновала и государственно не устанавливала. Она установила выходной день 7 января – в силу совокупности различных причин, в частности, политических. Но в основе установления этой даты лежало то, что так или иначе эта дата отмечалась на народном уровне. Кстати, подчас уже даже без связи с ее религиозным содержанием.

Тут вообще есть два особых момента.

Первый – с точки зрения церкви и православной традиции. Четыреста лет, с момента перехода западного мира (по установлению римского папы и католической церкви, рассматриваемой православием как заблуждение и ересь) на григорианский календарь, Православная церковь выдерживала характер и соблюдала традицию, празднуя Рождество Христово в принятый полторы тысячи лет назад срок. Это несло в себе смысл хранения традиции и признания Божественного и Чудесного как высшего по сравнению со светским и мирским. После этого ради соображений формальной логики взять и признать чужую волю и чужую традицию – волю и традицию католичества и светской власти – выше своей и подчиниться католичеству и светскому правлению означает на смысловом и содержательном уровне полностью капитулировать, встать на колени и покаяться, признав сохранение своей традиции и своей тождественности незначимыми.

Церковь, в том числе РПЦ, можно почитать или не почитать. В Бога можно верить или не верить. Христа можно признавать или не признавать Его сыном и Богом. Тем же православным можно быть или не быть. Но тождественность и самоидентификацию нужно сохранять или как минимум понимать, что они означают, равно как и понимать, что означает Традиция и в чем сила ее соблюдения и сохранения.

Если не понимаешь и не сохраняешь – ну, назови себя кем-то другим. Может быть, католиком. Может быть, атеистом...

И здесь второй момент – об атеизме в увязке с Рождеством. В советское время огромное число неверующих (и просто неверующих, и сознательных атеистов) праздновали 7 января Рождество, абсолютно не придавая ему никакого религиозного содержания, потому что этот праздник давно вышел за рамки собственно церковного и стал более широким – просто народным, логически оформляя собой завершение первой недели Нового года.

С этой, нерелигиозной точки зрения, Новый год слишком значим. Его празднование не сводится к одному дню и одной ночи, тем более что соединяется со школьными каникулами, а значит, детскими праздниками, «елками». Это идущий из истории и традиции период гуляний для низов общества и балов для знати, период релаксации, разрядки и погружения в праздничную атмосферу и атмосферу определенной психологической «перезагрузки». Вот это естественное народное и общественное значение данного праздника – часть реальной жизни общества. И попытка регламентации этого особого состояния с календарной линейкой есть проявление непонимания того, как и чем живет реальное общество.

И еще раз повторю: для того чтобы суметь одновременно оказаться далеким и от традиционно-религиозных смыслов, и от реального течения светской мирской жизни, конечно, нужно быть выдающимся философом и богословом. И, наверное, профессор, богослов и протодиакон Андрей Кураев действительно таковым и является. Даже слишком выдающимся. Вопрос лишь в том, в какую сторону...

Темы: Россия, Церковь, Православная церковь в России, Праздники в России и за рубежом, Праздничные дни и памятные даты в России
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 05.02.2013, 01:55
    Гость: Луарвик Луарвик

    не понимаете такой вещи, как несовместимость духовного праздника Рождества со светским новым годом.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 11.01.2013, 20:43
    Гость: Русский Мамонт

    Давайте ещё раз:
    А разве "светский" Новый Год, которому намедни стукнуло 2013 лет, ведётся не от Рождества Христова?!
    Разве не Рождение Христа ознаменовало 2013 лет назад начало Новой Эры?!
    А теперь скажите - разве "светский" Новый Год действительно является светским?!
    Где тут чьё лукавство?!
    И ещё раз про календари:
    Римско-католическая Церковь при папе Григории XIII произвела реформу календаря, перейдя с Александрийской Пасхалии и Юлианского календаря на т.н. Григорианскую Пасхалию.
    Эта Пасхалия является более точной астрономически (требование "в первый воскресный день после первого полнолуния, которое идёт после весеннего равноденствия" всегда соблюдается), но много более сложной, чем Александрийская.
    Православная Церковь продолжает пользоваться неизменной Александрийской Пасхалией, оправдывая это тем, что при этом Православная Пасха всегда происходит после еврейской, что соответствует хронологии Евангельских событий, т.е. НОВОМУ ЗАВЕТУ!
    Католическая Пасха этому условию отвечает не всегда...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 11.01.2013, 20:33
    Гость: Русский Мамонт

    Давайте ещё раз:
    А разве "светский" Новый Год, которому намедни стукнуло 2013 лет, ведётся не от Рождества Христова?!
    Разве не Рождение Христа ознаменовало 2013 лет назад начало Новой Эры?!
    А теперь скажите - разве "светский" Новый Год действительно является светским?!
    Где тут чьё лукавство?!
    И про календари:
    Римско-католическая Церковь при папе Григории XIII произвела реформу календаря, перейдя с Александрийской Пасхалии и Юлианского календаря на т.н. Григорианскую Пасхалию.
    Эта Пасхалия является более точной астрономически (требование "в первый воскресный день после первого полнолуния, которое идёт после весеннего равноденствия" всегда соблюдается), но много более сложной, чем Александрийская.
    Православная Церковь продолжает пользоваться неизменной Александрийской Пасхалией, оправдывая это тем, что при этом Православная Пасха всегда происходит после еврейской, что соответствует хронологии Евангельских событий, т.е. НОВОМУ ЗАВЕТУ!
    Католическая Пасха этому условию отвечает не всегда...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 11.01.2013, 20:05
    Гость: Луарвик Луарвик

    Есть звёздные циклы, но они достаточно длинны, не всякая цивилизация столько протянет. Майя молодцы были в этом.

    Рождество Христово - произвольно взятый момент времени, условный 0, не он важен, как момент рождения исторического Иисуса Христа, а положение Земли в пространстве звёздного неба с календарём, привязанным к нему. В этом смысле юлианский календарь более точный относительно точек равноденствия, чем григорианский, который более соответствует сезонному году и удобен для празднования Пасхи.
    Лукавим не мы с вами, а Кураев, который в силу духовного сана не может не понимать, что совмещение светского и духовного праздников невозможно.
    Бог это не суперсущество, для которого нет ничего невозможного. Бог не может отменить свободу воли например. И он есть всемогущий по отношению к человеку потому, что Бог есть бесконечность по отношению к нему и превосходящий его бесконечно в качествах.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 11.01.2013, 17:37
    Гость: Русский Мамонт

    А разве "светский" Новый Год, которому намедни стукнуло 2013 лет, ведётся не от Рождества Христова?!
    Разве не Рождение Христа ознаменовало 2013 лет назад начало Новой Эры?!
    А теперь скажите - разве "светский" Новый Год действительно является светским?!
    Да и насчёт непреодолимости разногласий двух Христианских Церквей Вы явно загнули...
    Для Бога нет ничего невозможного!
    Ну, и кто из нас двоих лукавит?!
    Да и потом - читайте ВНИМАТЕЛЬНО предложение протодиакона Андрея (Кураева)!
    Речь пока вовсе не идёт о совместном праздновании Рождества Христова Православных Россиян с Католиками.
    Речь идёт о совмещении празднования Нового Года с Рождеством.
    Эта мысль витала в Русской Православной Церкви, у всех Православных Россиян, а их сегодня в России более 80%, с первых дней перехода России на Григорианское летоисчисление.
    Но раньше, по известной всем причине, это было не реально осуществить...
    Сегодня нет никаких к этому препятствий!
    Тем более что при этом никак не будут нарушены ни Православные Пасхалии, ни традиции, ни Устав Русской Православной Церкви!
    А все ссылки на Католичество притянуты за уши и автором статьи и всеми другими, коим выгоден любой раскол в Православной России...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (201)
]]>
]]>
Выбор читателей
Коллаж © KM.RU
Медведев назвал последствия удара США по Ирану
Путин: в старых учебниках по истории нет правды о Великой Отечественной
Мятеж Пригожина или «Марш справедливости»?
Медведев: зона может быть «буферной, а завтра уже не буферной»
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Незадавшийся джихад: ход войны в секторе Газа показывает, что и мощь, и единение исламского мира во многом мнимы
Совместный бизнес: история успеха и инноваций студии веб-дизайна
Пятиэтажка «Все гори дотла» (интернет-релиз)
Не Гретой Тунберг единой: как детская дипломатия прошлась катком по судьбам
«Приключения Электроников», 23 февраля, Lюstra Bar
«Калинов мост», 26 сентября, Vegas City Hall
«Венцом трагикомедии заигрывания с Западом и стала гибель "Курска", гибель сотен наших моряков»
Больные темы «Больные темы»
Кинопремьера «Плюшевый бум»: дао оживших игрушек
«Калинов мост», 3 апреля, ДК им. Горбунова
Земля потяжелела вдвое: впервые все, что произвел человек, превысило вес всего живого
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.