Душанбе – Москве: сначала – льготы нашим мигрантам, и лишь потом – ваша база

Непростой клубок проблем пришлось распутывать министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову в минувший четверг в столице Таджикистана. Казалось бы, после визита, который совершил в Душанбе в октябре минувшего года Владимир Путин, все принципиальные проблемы между сторонами были решены бесповоротно и к обоюдной выгоде сторон. Действительно, Россия получила тогда согласие Эмомали Рахмона на продление на целых 29 лет присутствия своей 201-й военной базы в Таджикистане, причем на безвозмездной основе и с возможностью дальнейшей пролонгации. А Таджикистан, в свою очередь, получил от России целый набор подарков:
– обещание, во-первых, продлить таджикским мигрантам, приезжающим в Россию на заработки, срок регистрации с 3 до 15 дней и, во-вторых, выдавать им разрешения на работу сразу на три года;
– ежегодные беспошлинные поставки в Таджикистан российских ГСМ в объеме до 1 млн тонн;
– российскую помощь в перевооружении и подготовке кадров таджикской армии;
– готовность обсуждать проекты строительства в Таджикистане малых и средних ГЭС.
Для России важнейшим в этом пакете договоренностей стало, конечно, согласие на продление присутствия 201-й базы – крупнейшей военной базы РФ за пределами страны. Это – несомненный и очень крупный геополитический и военно-стратегический успех российской дипломатии.
Таджикистану же этот пакет договоренностей выгоден и экономически, и с точки зрения социальной стабильности (таджикские мигранты – а это миллионы! – разумеется, несказанно обрадовались льготам, которые пообещал им Путин), и с точки зрения обеспечения безопасности перед лицом расползающейся из Афганистана угрозы мусульманского экстремизма (201-я российская база – далеко не «потешный полк»). Кроме того, Эмомали Рахмон не без оснований рассчитывает поднять с помощью такого стратегического союза с Россией свой рейтинг в преддверии предстоящих в этом году в Таджикистане президентских выборов.
Единственное, наверное, чем Москва не до конца удовлетворила Душанбе, – так это отсутствием обязательств по инвестированию в национальный проект Таджикистана – строительство Рогунской ГЭС. Вместо этого, как уже отмечалось, российская сторона выразила готовность обсуждать участие в проектах малых и средних ГЭС, к коим Рогунская станция явно не относится. Но Москва заняла в этом вопросе очень благоразумную позицию. Во-первых, Рогунская ГЭС уже и так успела поссорить Таджикистан с тем же Узбекистаном: зачем России наживать себе врагов в Центральной Азии? А во-вторых, такой гигант, как Рогунская ГЭС, действительно вызывает много вопросов среди специалистов на предмет его возможного воздействия на весь этот регион. Россия, кстати, недавно сама обожглась на собственном аналогичном гиганте – Саяно-Шушенской ГЭС.
Но уклонение России от участия в рогунском проекте не могло смазать в целом явно взаимовыгодный итог прошлогоднего визита Путина. Однако прошло совсем немного времени, и появились новые проблемы, решать которые и отправился в Душанбе Сергей Лавров.
Дело в том, что таджикский парламент (не без участия, надо думать, самого Рахмона) отказывается ратифицировать достигнутые в октябре 2012 года соглашения с Россией. Нет, он не отказывается совсем, но готов сделать это лишь после того, как Россия сама предоставит льготный режим таджикским мигрантам и отменит пошлины на поставки нефтепродуктов в Таджикистан. Как говорил монтер из «12 стульев»: «Утром деньги – днем стулья, днем деньги – вечером стулья, вечером деньги – ночью стулья, ночью деньги – утром стулья». «А может быть, сегодня – стулья, а завтра – деньги?» – попытался возразить Остап. Но договориться с монтером ему так и не удалось.
Собственно, особых разногласий между сторонами по режиму миграции после тех новаций, которые буквально в Новый год внес в наше законодательство Владимир Путин, и не должно быть. Ведь теперь не только таджикским, но и всем зарубежным мигрантам, как уже рассказывал KM.RU, указом президента РФ предоставлено «право осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу». Приезжай без всяких квот и работай без разрешения. Это для любого мигранта и есть главное. Ну а увеличить срок регистрации (не 3, как сейчас, а 15 дней) российской стороне, думается, не составляет особых проблем – тем более что регистрация благодаря тем же новогодним новациям Владимира Путина теперь может осуществляться уведомительным способом по е-mail в адрес соответствующих структур ФМС России.
Осталось, правда, утрясти проблему въезда в Россию исключительно по загранпаспортам (такой порядок недавно обещал ввести Владимир Путин), но таджикских мигрантов сия чаша может миновать, поскольку Таджикистан готовится присоединиться к Таможенному союзу, внутри которого передвижение рабочей силы является беспрепятственным. Да и соблюдения сроков регистрации от таджиков наши власти тогда требовать фактически не будут, как в случае с белорусами и казахами.
Так что перед Москвой и Душанбе остается фактически одна пока еще нерешенная проблема – беспошлинный ввоз российских нефтепродуктов. Таджикистан до сих пор не гарантирует России, что ввезенные в рамках такого льготного режима ГСМ он не будет реэкспортировать за границу (речь идет преимущественно об их продаже в Афганистан). И Россия наверняка закрыла бы глаза на финансовые потери от такого таджикского реэкспорта (сумма ведь явно не астрономическая), если бы не одно «но» – возможные претензии со стороны той же Белоруссии. Почему это, может обоснованно спросить Минск, нам, с которыми у России не просто Таможенный союз, а Союзное государство, нельзя реэкспортировать, а «постороннему» Таджикистану можно?! И возразить на эти претензии Москве будет нечем. Поэтому-то российская сторона и твердо стоит на позиции запрета реэкспорта своих ГСМ, которые беспошлинно получает Таджикистан.
Впрочем, как заявил по итогам прошедших в Душанбе переговоров Сергей Лавров, оба спорных вопроса будут решены в первом квартале, сообщает «Коммерсантъ». Источник же издания в российской делегации откровенно признал: «Мы готовы пойти навстречу Таджикистану даже с учетом всех спорных вопросов, но только если он доведет до конца начатый процесс». И такую позицию, какой бы беспринципной она ни казалась на первый взгляд, стоит признать единственно правильной.
Все дело в исключительной военно-стратегической значимости 201-й российской базы в Таджикистане. Это, без преувеличения, ключ к геополитическому присутствию России во всей Центральной Азии, особенно в свете того, что Америка ищет сейчас там пристанище для выводимых из Афганистана войск. Лишится Россия 201-й базы – потеряет и Таджикистан, и, можно сказать, всю Центральную Азию. А свято место, как известно, пусто не бывает: Таджикистан тут же перекупят американцы. Так что игра явно стоит свеч.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Россия не устраивала гражданскую войну в Таджикистане. Ей это было совершенно не нужно. И Русские пострадали больше всех, а не меньше всех. И не в период гражданской войны, а в феврале 1990 года в Душанбе.
И, если бы не Россия, исход войны наверняка был бы совсем другим.
Так что, не пишите чушь.
Ничего не могу сказать о уважении к русским в Таджикистане, но в нашем городе почти все беженцы из вашего солнечного края. И сегодня обжившись в России, именно эти беженцы больше всех не переносят на дух вашего брата заполонившему наши края. По все видимости в благодарность за ваше уважение к ним. Почти все русские приехавшие от таджиков разговаривают с акцентом, да и целуются при встрече как и ваши. Таджикистан считают Родиной, но возвращаться обратно никто не собирается.
Во время гражданской войны резали всех русские меньше всех пострадали от этой войны.
Почти 200 000 Таджиков погибли на этой войне никто не обвиняет Россию за то что (Россия и Узбекистан организовали гражданскую войну). 201 дивизия продавала оружие и тем и другим. Не думая как будет использована это оружие.
Таджики до сих пор с уважением относятся к русским никто не трогает русских в Душанбе и других больших городах в которых остались русские
А теперь расскажите честно, сколько русских было вырезано во время гражданской войны, гостеприимцы.
Смешно читать данный форум. Это только в России простые обыватели знают как управлять государством и диктуют как жить соседу. Теперь по существу: 201 база охраняет прежде всего систему "Окно". Из этой уникальной географической точки России удается контролировать, практически, все спутники, отслеживать все их маневры. Чтобы получить такой эффект американцам пришлось открыть три такие станции по миру. И естественно если Россия покинет эту точку - свято место пусто не бывает. Но хуже всего, именно в Таджикистане наивысочайшие точки бывшего Союза. Именно отсюда хорошо "простреливается" вся территория России. Теперь о смене власти: у Рахмона только одна альтернатива - исламисты... И по поводу войск, на базе не более 5000 российских военнослужащих. И живут они там неплохо. И "совковость" большинства населения сохранилась, а потому и среда не враждебная. Смешно читать предположения тех, кто ни разу не был в Таджикистане и знает об обстановке там по системе ОБС (одна бабушка сказала). По весне съездите в Таджикистан, и подивитесь гостеприимному отношению таджиков к вам, а потом постыдитесь своего отношения к ним здесь.