Церковь не видит причин для внедрения ювенальной юстиции

Русская православная церковь вчера утвердила свою позицию по насаждаемой государством реформе семейного права. Той самой, с позволения сказать, «реформе», которая сводится лишь к наглому, полностью пренебрегающему мнением большинства общества внедрению в нашу жизнь принципов и практики так называемой ювенальной юстиции.
Причем речь идет не о той «старой доброй» ювенальной юстиции, которая предусматривала лишь щадящий режим судопроизводства и наказания для малолетних правонарушителей, а о ее «последней версии», когда права детей расширяются за счет сужения прав родителей, а функции «гаранта» этих расширенных детских прав инициативно присваивает себе государство. Причем присваивает, создавая ради этого специальные службы, функции и методы работы которых противоречат имеющимся конституционным нормам и сложившимся веками традициям.
Никакой сенсацией документ «Позиция Русской православной церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции», принятый вчера Архиерейским собором РПЦ, конечно, не являлся: Церковь еще летом обнародовала его проект на официальном сайте, о чем KM.RU уже рассказывал. В проекте (правда, называвшемся короче и оттого яснее – «Позиция Русской православной церкви по ювенальной юстиции»), разумеется, вся нынешняя позиция Церкви по ювенальной юстиции уже нашла отражение. Тем не менее общественность (и далеко не только православная), поднявшаяся на борьбу против принятия Госдумой целой серии уже заготовленных ювенальных законов, очень ждала появления официально утвержденной позиции Церкви по этому вопросу. Как-никак власть будет вынуждена хотя бы отчасти прислушаться к мнению РПЦ. Это на мнение общественности она может наплевать, а тут – все-таки самый уважаемый после главы государства институт, как Русская Церковь, о чем свидетельствуют данные соцопросов. Впрочем, прочно инкорпорированные во власть адепты ювенальной юстиции тоже настроены решительно, и поэтому даже позиция Церкви не может служить в наши дни гарантией против навязывания нам ювенальщины.
Тем не менее документ Русской Церкви стал убедительным и очень весомым аргументом в борьбе против этого навязываемого нам зла. «Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями», – напомнила нам Русская Церковь слова Священного Писания. «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали», – привела она слова апостола Павла.
«Государство не имеет права на вмешательство в семейную жизнь, кроме случаев, когда существует доказанная опасность для жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка и когда эту опасность нельзя устранить через помощь родителям и через методы убеждения», – говорится в документе РПЦ. Но даже в этих крайних случаях (Церковь ведь не отрицает, что иногда необходимо принимать меры) действия государственных органов «должны быть основаны на четких и однозначных правовых критериях».
Как разнится эта оценка с наблюдаемой ныне практикой еще только начинающей разворачиваться машины ювенальной юстиции! Детей начинают изымать уже из многих сотен, тысяч семей, причем зачастую их отнимают под субъективными предлогами, придумываемыми ювенальными службами вместо того, чтобы оказать элементарную помощь семье, попавшей в трудную жизненную ситуацию.
«Именно родители, – говорится в документе РПЦ, – должны определять методы и формы воспитания детей в границах, очерченных необходимостью обеспечения жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка. Это является Богом предначертанным правом и обязанностью родителей. Недопустимо, чтобы вмешательство государства в жизнь отдельных семей, которое видится оправданным лишь в исключительных ситуациях, приводило к подрыву института семьи прямым государственным или поощряемым государством общественным регулированием семейных процессов, к ограничению стремления родителей воспитывать детей в традиционных культурных, религиозных, социальных и иных ценностях».
Лучшим способом предупредить возникновение упомянутых проблем и разрешить большинство из них, считает Церковь, является «поддержка здоровой семьи, помощь проблемным семьям, поддержание крепких связей детей и родителей, а также популяризация положительного образа семьи». «В православной пастырской традиции накоплен опыт помощи неблагополучным семьям, позволяющий одновременно защитить ребенка и способствовать сохранению семьи. Этот опыт мог бы быть в большей степени востребован в современном обществе», – говорится в документе.
При этом Церковь отнюдь не против испытанных методов «старой» ювенальной юстиции. «Следует развивать практику применения к несовершеннолетним правонарушителям наказаний, не связанных с изоляцией от общества, а также реабилитационного подхода, включая социальную адаптацию несовершеннолетних и их ресоциализацию, – говорится в документе. – Существует необходимость изменения системы исполнения наказаний по отношению к несовершеннолетним преступникам, дабы она не приводила к ожесточению детей, делая их частью криминального сообщества. Действия соответствующих специалистов и заинтересованных общественных сил должны быть направлены на изменение ситуации, которая привела к правонарушению, дабы избежать его повторения в будущем».
Но «нельзя расширять права детей за счет сужения прав их родителей, а также искусственно противопоставлять права одних правам других». «Наряду с правами детей должно быть признано наличие их обязанностей, в том числе в отношении родителей и семьи. Не может существовать прав детей на духовно и нравственно необоснованное непослушание родителям, на безнравственные действия и половую распущенность, на неуважение к старшим и сверстникам, на дурное поведение», – отмечается в документе РПЦ.
Поскольку вопрос о введении и распространении ювенальной юстиции затрагивает многие страны, расположенные на канонической территории Русской православной церкви, причем в ряде этих стран «введение системы ювенальной юстиции противоречит основам национального права, в равной мере гарантирующего защиту семьи, материнства и детства», Архиерейский собор отмечает: «Церковь не видит объективных и убедительных причин для внедрения системы ювенальной юстиции в том виде, в каком она распространена в ряде зарубежных стран». «Показательно, что в национальном и международном законодательстве прочно закреплено преимущественное право родителей на воспитание детей. Какое-либо ущемление этого права справедливо не приемлется широкими кругами общества. Церковь поддерживает эту обеспокоенность и солидарна с ней», – говорится в документе.
Что же касается должностных лиц, отметившихся особым противоправным рвением на ювенальной службе, Церковь убеждена: «В законодательстве должна быть предусмотрена ответственность должностных лиц за необоснованное изъятие детей из семей, их удержание и за иные злоупотребления».
Это пожелание наверняка вызовет особое неприятие адептов ювенальщины. Ведь сейчас они действуют почти что в «экстерриториальном» режиме: оценил по своему субъективному усмотрению, что ребенок попал в «опасную ситуацию», изъял его из родной семьи, снабдил судью необходимыми «доказательствами» – и родители лишены прав, а дитя попало в детдом. Хоть бы какие-то критерии были выработаны для оценки «неблагополучности» той или иной семьи! Так их же, по сути, нет.
«Совершенно неприемлема существующая практика изъятия ребенка из семьи под предлогом «недостаточного уровня материального благосостояния», – отмечается в связи с этим в документе РПЦ. – Отсутствие у родителей достаточных материальных средств должно быть основанием для оказания семье финансовой поддержки, прежде всего за счет средств государственных или муниципальных бюджетов. Недостаток средств у родителей не может рассматриваться в качестве условия применения органами опеки и попечительства мер, направленных на фактическое разрушение малообеспеченной семьи, в частности, путем изъятия детей у родителей. Такое изъятие базируется, как правило, на расплывчатых или необъективных критериях «низкого уровня развития ребенка», «ненадлежащего воспитания» или «психологического насилия». Поэтому акты национального законодательства должны содержать конкретные нормы, которые регламентировали бы применение крайней меры – изъятия ребенка из семьи, чтобы исключить свободную и часто субъективную интерпретацию закона».
«Кроме того, – отмечается в документе, – реальна угроза возникновения ситуации, при которой у детей появятся стимулы подавать в правоохранительные органы жалобы на собственных родителей, то есть, по сути, возможно создание системы доносительства. Упомянутые варианты развития событий опасны тем, что оставляют поле для коррупции и чиновничьего произвола, особенно в случае использования оценочных понятий в нормативных актах, а также разрушают духовно-нравственную сферу ребенка».
Также, убеждена Церковь, должна быть исключена и возможность радикальной передачи властных полномочий в сфере защиты семьи негосударственным организациям, «поскольку они не должны подменять государство в осуществлении его законных полномочий».
Церковь также считает необходимым, чтобы любые законопроекты и административные меры в сфере семейных отношений предварительно выносились на широкое и открытое обсуждение педагогов, родителей, ученых, духовенства, представителей правоохранительных органов. При этом «видится полезным участие духовенства и церковной общественности в дискуссиях по вопросам защиты прав родителей и детей во всех государствах на канонической территории Русской православной церкви. В частности, необходимо отстаивать гарантии прав родителей на воспитание детей в соответствии со своими мировоззренческими, религиозными и нравственными убеждениями, на разумное определение их распорядка дня, режима питания и стиля одежды, на побуждение их к исполнению семейных, общественных и религиозных обязанностей, на регламентацию общения с лицами противоположного пола и доступа к информационным материалам, а также на физическое ограждение от действий, наносящих вред их духовному, нравственному или телесному здоровью».
Комментарии читателей Оставить комментарий
Никто не видит. Видят чинки которым или проплачено или счета которых под контролем.
Ювеналка - это не права, это разрушение семейного уклада. Она никак не вписывается в традиционные общества, но хорошо ложиться под либеральную доктрину. Вот и вся недолга.
Церковь не видит причин для внедрения ювенальной юстиции)))
Я, как и многие россияне, также не усматриваю необходимости её создания
Если Ювенальную Юстицию всё же утвердят в России,то она будет распространяться только на часть территории – на православные семьи,а вот на территории, где сконцентрированы мусумальманские семьи, не будет – вы можете себе представть как Чиновники из ЮЮ зайдут в чеченскую,дагестанскую,ингушскую,черкесскую семью... и предьявят претензии,что их ребёнок не доедает аппельсинов или ему не уделяет должного внимания семья: мама или папа ,или дедушка ,или прадедушка ...
Если ювенальщики - общественная организация, то следует организовать общественную организацию по контролю за ними!