Ушли на фронт: власть больше не собирается опираться на «Единую Россию»

Знаменитый лозунг Великой Отечественной «Все для фронта! Все для победы!» нежданно обрел второй смысл в нашей современной политической реальности. Едва появившись на российской политической карте весной 2011 года, аморфный и юридически неопределенный «Общероссийский народный фронт» заявил о себе как о серьезном игроке, с которым волей-неволей придется считаться, в том числе и тогда еще бесспорно и монопольно влиятельной «Единой России».
Имеющий очи да увидит: руководимая как бы Дмитрием Анатольевичем Медведевым партия переживает нынче не лучшие свои времена, а если перейти на язык медицины, ее нынешнее состояние можно назвать терминальным, за которым вот-вот последует агония. Не счесть скандалов, которые прилепились к ней, несчастной, за последние месяцы, но и это было бы еще терпимо, однако критика работы партии стала все чаще исходить оттуда, откуда лучше себе и не представлять. Та часть элиты, которую принято относить к «пропутинской», явно охладела к этому политическому продукту, а обитатели высоких властных коридоров все интенсивнее стали на условиях пока что анонимности сливать в информационное пространство слухи о том, что, дескать, Кремль чуть ли не дал оппозиции карт-бланш на то, чтобы та хорошенько пополоскала в сортире репутацию «Единой России».
Косвенно эти слухи подтверждает и какая-то откровенно пассивная реакция верхов на случившийся пресловутый «пехтинг». В иные времена если бы уличенный в такой глупости, как недвижимость в Майями, глава комитета по этике и захотел бы, краснея со стыда, убежать куда глаза глядят, – получил бы окрик «сидеть!» Нынешняя же ситуация с таким легким согласием партии терять одного из своих тяжеловесов наводит на смелые мысли, что кто-то «там, наверху» как будто только и ждал подходящего момента, чтобы освободить десяточек-другой думских кресел. Но, что интересно, от «коренных» единороссов.
Среди болтающихся в информационном пространстве фамилий очередных кандидатов на вылет нет ни одного того, кто прошел в Госдуму по квоте «Народного фронта». Ну как тут не увлечься конспирологией? Тем более что члены ОНФ, формально будучи членами фракции «Единой России», едва ли не сразу стали держаться несколько особняком, стремясь при каждом удобном случае продемонстрировать свою особую позицию по тем или иным вопросам. В целом, изучив законодательное поведение «фронтовиков», нетрудно установить, что они последовательно и строго проводят путинскую линию, без каких бы то ни было либеральных оговорок и отговорок.
Сам собой возникает резонный вопрос: если «Единая Россия» полна недостатков, а «Народный фронт», с точки зрения власти, полон достоинств и, кажется, более симпатичен электорату, то, собственно, сколько единороссам в принципе еще осталось заседать в Думе? Готова ли власть терпеть аж до конца 2016 года, до новых парламентских выборов, или желает перемен «здесь и сейчас»? Некоторые наблюдатели и вовсе не исключают досрочного роспуска Госдумы и того, что власть запустит данный механизм при первом же подходящем случае – например, когда поднимется новая волна протестов и обозленный электорат захочет крови и зрелищ для успокоения нервов.
Незавидна судьба российского парламентария. Может, в Майями и правда лучше?
В беседе с обозревателем KM.RU известный политолог, декан факультета социологии и политологии Финансового университета Александр Шатилов изложил свое видение протекающих ныне процессов в нижней палате:
– Думаю, определенный смысл в кадровых ротациях внутри «Единой России» действительно имеется. С одной стороны, он действительно связан с противостоянием между ОНФ и «Единой Россией»; с другой стороны, как мне кажется, с определенным стратегическим противостоянием групп окружения Владимира Путина. Тот же Пехтин – это человек, достаточно близкий к президенту. Так что, думаю, мы наблюдаем за многоаспектной борьбой. Верховное руководство старается мягко ее направлять, но и особо не пресекать, потому что в его интересах, чтобы эта элита измотала себя в такого рода боях, была более покладистой и, скажем, не вела какую-то более тонкую и действительно опасную стратегическую игру.
Поэтому такого рода ротации позволяют, с одной стороны, вливать «новую кровь» в депутатский корпус, а с другой стороны, в условиях выработки общей национальной стратегии элиту действительно надо чем-то занять, чтобы она не попыталась обрести излишнюю самостоятельность и не начала активно навязывать свою точку зрения самому президенту и его окружению.
– Нет ли у Вас такого ощущения, что власть явно охладела к своему некогда подлинно любимому детищу – «Единой России»?
– Я пока не стал бы так говорить. Как-никак «Единая Россия» до сих пор остается самой рейтинговой партией, в то время как ОНФ еще требует определенной раскрутки. Хотя определенный баланс представительства ОНФ и «Единой России» будет достигаться. Тем не менее «Единая Россия» пока доминирует, хотя определенно в нее все больше будут интегрироваться представители «фронта».
– Среди множества прогнозов по дальнейшей работе Думы есть и вовсе апокалиптические: мол, в скором времени она будет распущена, в том числе и для того, чтобы на главные позиции туда пришел ОНФ...
– Думаю, что в настоящий момент никаких предпосылок для роспуска Думы нет, потому что общеполитический тренд в России пока не слишком благоприятен для власти, и для проведения выборов в Госдуму требуется подходящий момент, чего никак не скажешь о нынешней ситуации. Нынешняя Дума вполне комфортна для Кремля, и вряд ли кто-то в имеющихся условиях решился бы на такой шаг. Власть ценит предсказуемость.
Комментарии читателей Оставить комментарий
У Булгакова в повести "Бег" все описано
путинский провокатор.
Видимо, Путин и К не знают, какую еще лапшу вешать электорату. За 14 лет уже по 10-20 раз обещали всего, но ни одно обещание не выполнено. Вот и играют спектакли с Пехтиным, которого, скорее всего ждет теплое кресло в исполнительной власти.
Разве это не синонимы? Глядя на российских "политологов" других мыслей не возникает.
После переворота (любого) обычно проводят государственную политику в любой стране. У нас её нет, а есть системное разворовывание и ликвидация государства.