Систему ЕГЭ нужно разрушить, и чем скорее это будет сделано – тем лучше

Это может показаться фантастикой, но ЕГЭ в своем нынешнем виде, кажется, действительно доживает последние времена. Ежегодная череда скандалов вокруг этого, пожалуй, самого скандального изобретения путинской эпохи не прошла бесследно. Но до сих пор «рациональные предложения» по его усовершенствованию затрагивали преимущественно саму процедуру проведения, и в конечном счете все сводилось к ее ужесточению и, как результат, к тому, что выпускникам текущего года оставалось люто завидовать прошлогодкам и... придумывать все новые и новые ухищрения в захватывающем поединке с государством.
Но ЕГЭ потихоньку и содержательно менялся. Защитники данной формы аттестации стали козырять частями «B» и «С» экзаменационных материалов: мол, никакими там угадайками уже давно и не пахнет, а на экзамене по литературе ученики и вовсе уже пишут практически полноценные сочинения. Но, право, как же неловко это слушать тем, кто оканчивал школу уже хотя бы при Ельцине и поступал в вузы, в том числе и лично представ перед комиссиями на устных экзаменах! Проще говоря, не работает по этой части аргумент защитников ЕГЭ.
Мы, конечно, вообще привыкли довольствоваться малым. Наши нынешние достижения в советской системе координат выглядят если не провалом, то, в лучшем случае, заурядными показателями, но сообщается о них с задором хрущевской эпохи. Так же и в образовании. Выпускник конца 90-х, желающий пойти по гуманитарной стезе, писал два больших сочинения – выпускное в школе и вступительное в вузе. Кто-то полагает, что это была пытка, но при наличии знаний в голове она была вполне себе посильной. Теперь сочинение предложено вернуть в ЕГЭ: с соответствующей инициативой выступила Общественная палата РФ. Реабилитированный жанр, как предполагается, будет проверять знания выпускников сразу по литературе и истории. И станет сочинение, судя по всему, элементом так называемого профильного уровня ЕГЭ, который по всем дисциплинам будет предполагать полное отсутствие тестов. Но они сохранятся в базовой части.
Это уже что-то явно поинтереснее ныне действующего формата. Во всяком случае, из интернета на 90-100 баллов уже не сдерешь. Но данный пакет поправок все же оставляет странное чувство недосказанности. Логично поинтересоваться: чего же так боятся авторы новаций? Почему не довести предложение до логического конца и окончательно не избавиться (пусть для начала) от тестовой части вообще? Ведь и министр Ливанов уже вроде как совсем даже не против возвращения в экзаменационный блок элементов советской системы – того же устного экзамена, например. Да, с оговорками, и с существенными, но ведь это уже шаг к общему оздоровлению и вполне откровенная «явка с повинной» (не только лично Ливанова, но и двух его предшественников – Фурсенко и Филиппова).
Но пока общественники и уж тем более чиновники чего-то опасаются. А быть может, просто не хотят форсировать процесс, прислушиваются к направлению сквозняков в высоких властных коридорах. Но если не сворачивать с интуитивно взятого правильного пути и совершенствовать не процедуру, а содержание, то так ведь можно в конце концов нежданно-негаданно и вернуться к старой системе, которая, даже со всеми своими изъянами, относительно действующей выглядит идеально.
Потому что эксперименты экспериментами, доклады докладами, а вот к хирургу на операцию почему-то хочется попасть к такому, который в свое время поступал в медицинский вуз не по результатам ЕГЭ. Пусть даже и стобалльным.
Разработанные Общественной палатой поправки в Единый государственный экзамен в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал эксперт Всероссийского фонда образования, кандидат технических наук, полковник Олег Сергеев:
– Система ЕГЭ должна разрушаться, и подвижки к ее разрушению есть. То, что предложено вернуть сочинение, – это действительно блестяще. Равно как и то, что, по всей видимости, вернут и устный экзамен: сам Ливанов, как оказалось, не против этого. Но есть тут обстоятельство, которое не позволяет ощутить радость в полной мере: сам ЕГЭ остается как концепция даже в условиях вообще возможного упразднения тестов, что также предлагал Ливанов.
Фактически это будет некий аналог французского БАК, но с поправкой на наши реалии. Если во Франции после первого семестра отчисляются в среднем 50% поступивших и отчисления неуспевающих студентов продолжаются, то у нас законодательство в этом плане куда более щадящее. Сейчас готовятся приказ Минобра и соответствующие поправки в законодательство, согласно которым процент отчисляемых не должен будет превышать 10% от набора. У нас ведь уже практикуется система «деньги вслед за студентом», а теперь она будет внедрена на законодательном уровне. Но никто не думает о качестве подготовки студентов, о том, что в вузах худо-бедно учатся те, кто вообще не должен там быть по реальному уровню своих знаний.
Так что постепенное разрушение системы имеет место, но до света в конце тоннеля пока что еще очень далеко. И я бы не стал называть подготовленный Общественной палатой пакет изменений в Единый госэкзамен «победой». Это пока можно назвать тактическим успехом. А о победе можно будет говорить разве что тогда, когда система высшего образования, да и образования вообще, станет предельно прозрачной.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Отличная статья, таких мало встретишь! Видно Ливанов еще не всем мозги промыл. Недавно прочла такие новости - делится неравнодушный политик Миронов - также резко негативно воспринимающий егэ - Недавно стало известно, что на «обеспечение информационной безопасности» проведения ЕГЭ в 2014 году в Минобрнауки планируют дополнительно выделить 350 млн. рублей. Изыскивать средства на закупку видеокомплексов, рамок-металлоискатели и т.д. придется, видимо, за счет пересраспределения средств внутри и без того напряженного бюджета системы образования. На чем же собираются экономить? Да скорее всего на учебном процессе, на модернизации школ. По некоторым экспертным оценкам, уже сейчас чуть ли не пятая часть бюджета, призванного обеспечивать процесс обретения знания учащимися, отвлекается на итоговую проверку этих знаний. То есть самих знаний все меньше, а ЕГЭ все дороже. Он становится чем-то самодавлеющим, перманентно разрастающимся, паразитирующим на теле российского образования.
Благодарю за правду! Большая редкость в наше время ! На 100% согласна с Вами.
Детский садик по нынешним временам, передавая детей в школу , «гарантирует» их готовность к обучению, хотя все знают, сколько ребят проблемных в отношении обучения сегодня в каждой группе. Нет, все должны быть готовы. Реальное состояние ребенка никого не интересует. Ни врача, ни психолога, ни даже родителей – сказать, что у ребенка не все в порядке родителю нельзя и даже если он все видит и понимает, только он принимает решении об особом обучении своего чада.
Учитель начальных классов не может не отрапортовать от успешном обучении всех поголовно, если даже некоторые к обучению по разным причинам неспособны. Вот и пошло, и поехало. Школа - это вранье сверху донизу. Дети понимают такую систему интуитивно, добавьте их естественное желание быть лучше – и к подростковому периоду молодой человек вполне усвоит, что можно разными способами заработать хорошую оценку, неважно, знаешь ты или нет.
Ни уровень развития аналитики и развития речи, ни возможности личностного развития - в реальности не волнуют почти никого, зато все это есть на бумаге – она правит бал. Каждая школа пишет объемные документы, а то и целые псевдонаучные труды, защищая свой, так называемый, статус – то есть деньги. Такова установка руководства от министерства до школы. А учитель просто раб этой жестокой системы: три ставим , два в уме. И это касается всех и каждого. Добавьте негласную систему вымогательства. Кого же мы таким образом может учить !?! В результате ЕГЭ -это только верши
Проблема в системной тотальной лжи, опутавшей страну. Выслужиться перед начальством, вышестоящими органами, получить за это какие-то бонусы: премии, награды, гранты и т. п. И иметь, иметь, иметь, потреблять ,потреблять, потреблять.
Способ древний и прекрасный достичь этих высот: припишите, отрапортуйте, сочините в угоду начальству вторую корову, которой в помине нет. Прежде всего наши руководители должны наконец ЗАХОТЕТЬ увидеть ,как все в стране на самом деле. Участковый не должен лгать о благополучии на вверенной территории, а докладывать все как есть – вот за это он должен получать премии, а не за то, что «на кладбище все спокойненько». Врач не должен выпинывать больного за отведенные десять минут, или выписывать не по состоянию здоровья, а потому что лимит дней, отпущенный на больного кончился. Учитель не должен бояться поставить неуд или оставить на второй срок обучения : сейчас это для него смерти подобно.Строитель, отваливший на откаты две трети бюджета ,не должен строить заведомо негодное жилье. Продавец должен сам выбрасывать весь порченный, негодный товар, как огня боясь этой грязной прибыли и борясь за свое честное имя. Фармацевты (вот ужас-то!) не должны травить народ, сначала создавая ,потом продавая отраву. Но они ВСЕ делают ровно наоборот.
эти страшные лжецы, эти уродливые фигуры? Правильно. Из школы, из системы образования.
если вы думаете что там работают умнее вас, вы ошибаетесь, баранов там хватает...
мир другой там...свой...особый...