]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Классная революция: в московских школах уже тестируют электронные учебники

11:33 16.09.2013
, Дарья Семина
Фото с сайта nios.ru
Фото с сайта nios.ru

Новые технологии сделают обучение интереснее компьютерных игр

Извечная мечта учителей и родителей – ах, если бы дети учились в школе с интересом, увлеченно... – за последние годы еще сильнее оторвалась от реальности. Технологическое отставание школьной жизни от внешнего мира в представлении ребенка задвигает учебу в темный угол всего скучного, неинтересного, старомодного и рутинного.

Настольные компьютеры и ноутбуки, планшеты, телефоны и «умные» телевизоры создают фантастические и одновременно реальные миры, в которых можно встретиться, например, с римскими легионерами, воинами Александра Македонского, танками и самолетами времен Второй мировой войны. Можно попытаться изменить ход истории и понять, почему все случилось именно так, а не иначе. Все это безумно интересно.

Игровая индустрия уже давно освоила методы влияния на детскую и подростковую аудиторию. И главный секрет прост: должно быть увлекательно. Но в школе ребенку дадут прочитать несколько параграфов о деяниях и битвах того же Александра Невского и покажут в лучшем случае пару иллюстраций. Скучно.

И дело не в том, что современные дети не хотят читать. Это другой вопрос, совершенно другой. Пусть взрослые честно ответят: откуда они знают столько подробностей битвы на Чудском озере? Не из фильма ли Эйзенштейна с гениальной музыкой Прокофьева? Образ впечатался навечно, а кажется, что это мы сами докопались до сути. Пусть попробуют увлекательно описать процесс распускания цветка ранним утром или превращения куколки в бабочку, да так, чтобы читать это было интереснее, чем увидеть своими глазами. А взрыв сверхновой звезды, черные дыры?.. Примеры бесконечны.

В попытках разрешить этот один из самых острых конфликтов между системой образования и потребностями учеников закономерно родилась концепция электронного учебника. Над ее воплощением усиленно работают IT-специалисты, ученые и педагоги во всех развитых странах. Например, Южная Корея выделила для решения этой проблемы более 2 миллиардов долларов. Причем к 2015 году цифровые учебники должны полностью вытеснить в этой стране обычные, бумажные.

В Америке один только школьный округ Лос-Анджелеса заключил с компанией Apple контракт на 30 миллионов долларов на поставку iPad в школы. Детей ведь и переучивать не придется: большинство из них давно уже освоили планшеты и умеют с ними обращаться. Только теперь в них будут установлены не игры, а обучающие программы.

В России электронные учебники (ЭУ) тоже разрабатывают и в экспериментальном порядке уже внедряют в обычные школы. В августе 2013 года министру образования Дмитрию Ливанову показали новейшую разработку компании «Кирилл и Мефодий». Демонстрация проходила в Республике Северная Осетия-Алания, в ГБОУ СОШ № 8 города Беслана. В качестве эксперимента школьники будут изучать некоторые предметы по электронным учебникам. 

Презентация электронных учебников в бесланской школе № 8

Педагог показала министру, что ЭУ не только изменяет способ подачи информации, но и берет на себя некоторые функции учителя. Тестовое задание, которое программа выдает после ознакомления с новой темой, позволяет сразу же, на месте, оценить степень усвоения материала, глубину его понимания. По словам учителя, с внедрением цифровых технологий ученик может получать три оценки за урок. Времена, когда, возвращаясь домой, ребенок радостно отвечал: «А меня не спрашивали!», похоже, навсегда уходят в прошлое. Посмотреть подробнее, как реализованы электронные учебники, можно здесь.

В своей недолгой истории ЭУ уже прошли довольно длительный путь развития. На первых порах это были обычные учебники, переведенные в цифровой формат, которые приходилось, как и прежде, читать, но уже с экрана компьютера. Достижение сомнительное, однако и в нем была польза: для подготовки к экзаменам ученики легко могли найти любой материал, который они проходили год, два или три назад. Учебники давно сданы в библиотеку, а электронная копия есть. В остальном же такие учебники, конечно, не отвечали современным требованиям.

Сейчас ЭУ превратились в сложные мультимедийные комплексы, способные воспроизводить видео и анимацию, подгружать данные из интернета, самостоятельно обновляться, тестировать и выставлять оценки – в общем, все, как в привычных ребенку компьютерных играх. Прошел уровень, получил оценку – можешь идти дальше, а следующий уровень будет сложнее пройденного.

Вот где открывается простор для фантазии разработчиков: как можно нагляднее, доходчивее и интереснее подать новый материал, отработать систему проверочных тестов, подобрать или создать с нуля мультимедийное сопровождение и так далее.

Московские власти озаботились проблемой электронных учебников в 2012 году. В соответствии с постановлением от 16 марта № 90-ПП «О грантах Правительства Москвы на создание электронных учебников для реализации общеобразовательных программ» был организован конкурс на получение 20 грантов по 5 миллионов рублей на разработку электронных учебников.

Мэр Москвы Сергей Собянин обратился к организациям и компаниям, работающим в сфере IT-технологий, с призывом активно включиться в процесс создания ЭУ. В результате в 2013 году из 88 предложенных разработок 11 были признаны достойными и отправлены в 60 московских школ для апробации, то есть электронные учебники уже пришли в школу и стали реальностью.

«И это не просто отсканированные бумажные учебники, а интерактивные учебники. Это еще один шаг к более продвинутому варианту педагогических пособий, доведению информации до учащихся, усвоению предметов. Я надеюсь, что когда эксперимент закончится, преподаватели, которые желают использовать электронные учебники в своей работе, такую возможность получат», – заявил тогда Собянин.

В августе этого года и. о. главы Департамента образования Исаак Калина рассказал о своем видении будущего нашей школы: «Электронный учебник – более широкое понятие, потому что электронный учебник должен воспроизводить и текст, и иллюстрации в электронном виде, и видеофрагменты, и методический материал для учителя, и «репетиторы» для ученика, и предоставлять диагностические возможности. Я отношусь к этому с большой надеждой. Хорошо, если школьник будет ходить с одним ноутбуком или планшетом, чем носить этот ранец с семью тяжелыми учебниками. Это было бы здорово».

Апробация проходит довольно плодотворно. Как уверяют разработчики учебников, учителя дают очень много дельных советов и пожеланий. Так, например, педагогам хотелось бы, чтобы ЭУ обновлялся самостоятельно, без вмешательства ученика. Это дало бы возможность подгружать в него новые, актуальные сейчас или более эффективные с точки зрения учителей материалы и тесты.

И, тем не менее, руководство города в течение всего срока работы над электронными учебниками было обеспокоено низкими, по его мнению, темпами разработки и внедрения школьных инноваций. Хотелось бы побыстрее. И это понятно: дело ведь интересное и многообещающее, однако новое. В России еще очень небогатый опыт работ в этом направлении. А задача поставлена амбициозная. Как заявил московский мэр: «Мы пройдем этот этап и получим один из лучших учебников, возможно, в стране».

По результатам апробации разработчики и чиновники сделают выводы, но уже сейчас понятно, что электронные учебники в школах будут, хотя работы впереди еще очень много. Электронная революция, которая уже изменила повседневные привычки миллиардов людей и бизнес-процессы в деловом мире, наконец-то пришла в школу.

Хочется позавидовать тем, кто будет учиться всего лишь через несколько лет: то, что для предыдущих поколений было фантастическим вымыслом, для них станет повседневностью. И, изучая астрономию, школьник прямо в учебнике сможет увидеть, как рождается новая звезда, на уроке биологии – как расцветает цветок, а на геометрии – как решается теорема Пифагора.

Темы: Россия, IT-технологии, Высокие технологии в России, Образование в России, Школьное образование в России
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 12.07.2015, 21:01
    Гость: Олег

    Тестирование электронных учебников и интеррактивных карт прошло успешно в Москве, все школы показали впечатляющие результаты, что побудило присоединиться к эксперименту еще 50 школ столицы. Думаю, что технические новинки повысят образование московских учеников.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 01.06.2015, 15:31
    Гость: Станислава

    Мне кажется, что очень хорошая идея с введением электронных учебников. Лишь бы с умом реализовали...
    Так и на спину нагрузка уменьшится, и современным детям, на мой взгляд, гораздо интереснее будет учиться с гаджетом, чем по "старому образцу")
    Я читала статью, в нескольких школах провели такой эксперимент, дети год учились по электронным учебникам. Так вот у них успеваемость возросла в разы!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 01.06.2015, 15:29
    Гость: Станислава

    То-есть учителя не выполняют свою работу? Как введение электронных учебников может повлиять на умение детей писать? По сути ведь это те же самые учебники, только в новом, современном формате.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 08.07.2014, 19:09
    Гость: Ева

    Я как мать - только за бумажные учебники. Рачевский своих детей может хоть на экране с проектором учить, а нашим детям глаза портить - это преступление. "Дети и так с малых лет пользуются гаджетами, это дело привычки"- Мои дети, и таких в школе много - не пользуются никакими гаджетами-игрушками, не надо за всех говорить. И просто идиотизм - весь процесс обучения переводить в полную зависимость от зарядок, розеток, электричества. Как факультативное дополнение -ради бога, но основа обучения - нет. Идею планшетов продвигают в России фирмы-изготовители и поставщики этих устройств, выгодно это только им, дабы обеспечить себя госзакупками

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 24.11.2013, 11:50
    Гость: Аркадий Захаров

    Есть и бумажные "дурацкие" учебники. Те электронные учебники, которые будут копировать подобные учебники, будут называться"дурацкие электронные учебники"

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (45)
]]>
]]>
Выбор читателей
Может ли Иран закрыть Ормузский пролив и чем это грозит рынку нефти?
Выступление Владимира Путина на ПМЭФ-2025. Главные заявления
Коллаж © KM.RU
Медведев назвал последствия удара США по Ирану
Путин: в старых учебниках по истории нет правды о Великой Отечественной
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Есть ли у Лукашенко окно возможностей для разворота на Запад
Мафия «Рэкет ‘89» (компакт-кассета)
Марсель «По тонкому льду»
Нормы морали feat. Включай микрофон! «Рок мертв» (интернет-сингл)
Дальше мечты «Так жаль» (интернет-сингл)
Панк-автобус произвел Туле «Аборт мозга» при помощи «Хайп-феста»
Под хиты Depeche Mode с оркестром в Кремле показали необычное шоу
Куда делся грипп в эпоху коронавируса
Спектакль Гарика Сукачева «Сашашишин»: давай убьем любовь
У Ливии мог быть свой автопром. Но помешала «арабская весна»
Группа «ЙОРШ» в Москве: свадьба на сцене, бенгальские огни и милицейская мигалка
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.