Где проходит грань между законотворчеством и популизмом?

Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов считает, что ряд членов возглавляемой им фракции занимаются «законодательным популизмом» и намерен с этим делом бороться. «Рефлексия законодателей на каждый чих, который происходит в обществе, не должна носить откровенно популистский характер.... Многие мои коллеги прямо генерят различного рода инициативы, которые, на мой взгляд, не всегда соответствуют плану законотворческой работы, изложенному в свое время в нашей программе «Пять шагов к справедливости», - заявил главный эсер.
Спору нет, когда «все идет по плану», это хорошо. Но жизнь, как известно, имеет свойство эти планы ломать. И адекватно реагировать на изменившуюся обстановку это не столько право законодателя, сколько обязанность.
Среди тех, кто, по мнению Миронова, проявляем чрезмерную активность, фигурируют фамилии Олега Михеева, Михаила Сердюка, а также бывшего депутата, ныне члена Совета Федерации Антона Белякова. Что ж, попробуем на примере одного из вышеперечисленных товарищей разобраться, насколько верны выдвинутые против них обвинения.
37-летний Михаил Сердюк многими аналитиками считается перспективным политиком. Хотя так его называть можно лишь применительно к федеральной политической сцене, а вот жителям Ханты-Мансийского автономного округа он известен давно и хорошо — именно там почти десять лет назад он начал свой путь в большую политику.
Став депутатом Государственной думы по списку «Справедливой России», Михаил Сердюк запомнился целым рядом инициатив в самых разных сферах общественной жизни — от политики до защиты семьи. Кстати говоря, в конце минувшего года Михаил Сердюк был награжден спикером Государственной думы Сергеем Нарышкиным почетной грамотой «за существенный вклад в развитие законодательства в Российской Федерации и парламентаризма РФ».
Ниже приведены лишь некоторые из его предложений.
Вдвое снизить порог необходимой явки на референдумах. Нынешнее законодательство в этой сфере, по сути, является запретительным и, хотя в Конституции именно народ назван единственным источником власти, реализовать это свое право он по сути не может. А между тем опыт активно практикующей референдумы Швейцарии (совсем недавно подобным образом ограничившей приток мигрантов в страну) показывает, что такой механизм является действенным инструментом демократии, о приверженности которой так любят заявлять наши власти.
Ликвидация института сити-менеджеров. Обоснование простое: введение этих должностей привело лишь к одному — самостоятельность местного самоуправления, и без того существовавшая только на бумаге, была ликвидирована практически полностью. При этом никаких положительных сдвигов в тех городах, где подобная «двухголовая» схема (сити-менеджер + мэр) была реализована, не произошло. А вот минусов хоть отбавляй, начиная с того, что нанимаемый депутатами по контракту сити-менеджер обществу абсолютно неподконтролен. Предложение Сердюка, кстати, находится вполне в русле той линии, которую провозгласило руководство страны: недаром на своей декабрьской пресс-конференции президент России твердо заявил, что мэров надо «только выбирать».
Лишение свободы для врачей, выдающих подложные справки потенциальным покупателям оружия. Количество преступлений с применением огнестрельного оружия в России неуклонно растет, достаточно вспомнить расстрел в храме на Сахалине или бойню, учиненную Дмитрием Виноградовым в офисе аптечной сети «Ригла». Нет сомнений, что если бы врачи, ставящие штамп «годен» на справке, разрешающей приобретение оружия, понимали, чем это им грозит в случае очередной трагедии, они поостереглись бы это делать.
Продажа так называемых «красивых номеров» для автомобилей. Все прекрасно знают, что такая проблема есть. Что есть люди, желающие разъезжать на машинах с номером, условно говоря, 888, и есть нечистые на руку сотрудники ГИБДД, делающие на этом свой маленький бизнес. Так почему бы сделать продажу таких номеров не коррупционной, а вполне себе рыночной сделкой, доход от которой шел бы в бюджет? Именно это и предложил Сердюк, по мнению которого для подобных любителей должна быть установлена единая цена — 150 тысяч рублей. Кстати, правительство вроде как и не против пополнять подобным образом бюджет, но, поскольку идея исходит от оппозиционного депутата, просто принять ее в парламенте нельзя. Нужно обязательно пойти своим особым путем, разрабатывая положение о неких «аукционах». Что это такое, никто, включая правительственных чиновников не знает, но дело сделано — инициатива загублена, а деньги продолжают идти не в бюджет, а в карман.
Каждая тринадцатая авария в России происходит по вине пьяных водителей. Статистика, что и говорить, удручающая. Очевидно, что с этим надо что-то делать и одним лишь ужесточением наказаний за пьяную езду здесь не обойтись. Наверняка многие задумывались над тем, а нельзя ли сделать так, чтобы машина попросту не заводилась, если водитель даже чуть-чуть нетрезв. Самое интересное, что такие приборы есть, и, например, завод КАМАЗ в прошлом году объявил о том, что будет оснащать подобными «алкозамками» все выпускаемые им машины. А вот с оснащением легкового транспорта дело не движется. Конечно, насильно оборудовать все машины никто не собирается. Но в отношении тех водителей, которые уже были замечены в этом грехе, подобные меры вполне могли бы быть приняты, ибо «на кону», повторимся еще раз, человеческие жизни. Именно такую идею выдвинул Михаил Сердюк, но у парламентского большинства она понимания (по крайней мере, пока) не нашла.
Зато его законодательную инициативу о запрете деятельности шарлатанов - экстрасенсов и колдунов - поддержала Русская православная церковь. Что, конечно же, говорит о том, что законопроект Сердюка попал в цель.
А теперь вернемся к разговору о популизме. Вообще конечно, этот термин, изначально означавший всего лишь французскую литературную школу, ставившую своей целью реалистическое изображение быта городской и сельской бедноты, претерпел в российских реалиях удивительные превращения, став, по сути, ругательством. «Не занимайтесь популизмом», - эта фраза стала универсальным ответом бюрократа на любое предложение, хотя бы теоретически могущие улучшить положение либо той или иной социальной группы, либо общества в целом. Депутат же, если кто забыл, это лицо, посланное, извините за пафос, народом отстаивать свои интересы. Чем такие народные избранники, как Михаил Сердюк и пытаются, в меру своих возможностей, заниматься.
Эмоциональное же высказывание Миронова означает лишь то, что людям все меньше нужны посредники между собой и своим избранником. И очень кстати, что уже со следующего избирательного цикла у них появится возможность голосовать за депутатов напрямую — в одномандатном округе. Там и будет выставлена оценка деятельности нынешнего состава Думы — кто там занимался популизмом, а кто — решал волнующие людей проблемы.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Поддержу С.М.Миронова, людям нужны конкретные дела, а не красивые обещания, за которыми ничего не стоит. Сам Миронов, кстати, служит в этом плане образцом - все его предложение, законодательные инициативы - по делу, конкретные полезные предложения. Поэтому и от своих соратников Миронов вправе требовать конкретики в работе.