]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

О грядущих уроках патриотизма в школах. Как воспитать оппозиционеров

20:33 12.03.2015
, Евгений Супер
© РИА Новости, Михаил Мокрушин

Если власть не патриотична, то никаких «патриотов» она никогда не воспитает

В Общественной палате началась разработка программы патриотического воспитания маленьких и юных россиян. Одна из её инициатив — введение уроков патриотизма в школах.

Концепция пока ещё находится в стадии разработки, но некоторые ориентиры уже оглашены. Обсудим их, а также основные препятствия на пути массового патриотического воспитания в России.

О целях

Пожалуй, мы вынесем на первое место вопрос целесообразности патриотического воспитания вообще. В смысле «зачем воспитывать патриотизм».

Сколько автор ни читал в последние годы программ, концепций и проектов молодёжной политики — как ни странно, чёткого ответа на этот, казалось бы, определяющий вопрос там не нашёл. В основном он тонет в пространных рассуждениях о необходимости пропаганды традиционных семейных ценностей, толерантности и охране окружающей среды.

Государство ещё не начало заниматься воспитанием, а от как бы патриотических чиновничьих штампов уже хочется убежать подальше. Чёткого ответа на простой вопрос: а для каких целей мы намерены вводить систему патриотического воспитания молодёжи, — пока нет. Почему-то ответ кажется таким очевидным, что его обсуждать не принято. Считается, что это нужно делать, потому что «патриотизм — это хорошо, это правильно, этому нужно учить с детства».

Но постойте, выстраивать целую государственную политику в сфере образования и культуры на таких расплывчатых формулировках представляется верхом формализма и заведомой гарантией того, что она не сработает.

Зачем нужна была советская система воспитания, всем понятно.

Сначала — для того, чтобы отстоять право на само существование молодой республики, окружённой врагами и страдающей от диких внутренних противоречий и проблем. Затем — чтобы провести грандиозную индустриализацию, затем — чтобы выстоять в великой войне, потом — чтобы оправиться от неё и предотвратить войну новую, наверное, ещё более ужасную. И всё это время — затем, чтобы воспитать строителей нового, принципиально лучшего и непрерывно развивающегося мира, потому что только в таком мире стране бы ничего не угрожало.

Как легко видеть, даже в советские времена перед воспитанием личности в разные периоды стояли вполне конкретные и очевидные задачи. Включая главные. А когда они перестали быть конкретными и очевидными, стали «неоднозначными» и формальными, тогда и прекратил своё существование сам воспитатель.

Чтобы наполнить документы конкретикой, нужно всего-то определиться с двумя простыми вещами:

— где мы находимся сейчас;

— и куда мы намерены прибыть.

То есть если мы сейчас находимся в преддверии большой войны, а в будущем намерены в ней стать победителями — то исходя из этого и нужно выстраивать систему патриотического воспитания. Так, чтобы пацаны мечтали стать лётчиками, а не юристами. А девчонки играли в полевых медсестёр, а не смотрели целыми днями тупые реалити-шоу про то, как подставить подругу и увести её парня.

Если перед нами стоит задача реиндустриализации, то давайте делать упор на популяризации рабочих профессий со всеми необходимыми мероприятиями. Хотим совершить научный рывок — тоже понятно, кого и как воспитывать. И так далее.

О предмете

Однако пока ответы на два вышеприведённых вопроса не найдены, получается, что государству нужен не патриотизм, а лояльность. Впрочем, сами авторы об этом и говорят:

«…Одна из задач программы — грамотно отделить патриотизм от национализма и любых проявлений агрессии, ксенофобии. Зачастую, прикрываясь патриотизмом, детей уводят в крайне правую или, напротив, левую сторону. Патриотизм — очень «нежная» субстанция, сложнее всего держаться золотой середины, чтобы в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране не обидеть тех или иных чувств».

Это не фраза, не мысль и не «задача программы» — это обмылок, свидетельствующий о том, что её авторы так ничего и не поняли и, буквально, весь ценнейший (потому что свежий) опыт последнего года пролетел мимо них со свистом, не задев.

Патриотизм не может быть «нежносерединным», таким может быть только пофигизм. Патриотизм же — это энергия, и рождается она в действии. Пятнадцать лет общество находилось в состоянии сомнамбулы, а слово «патриотизм» считалось пошлым.

Когда же в состав России вдруг вернулся Крым, то патриотизм без всяких усилий чиновников-воспитателей стал восходящим общественным трендом. И стимулируют эту энергию сейчас не наши чиновники, а западные, организующие наезды на нашу страну и поддерживающие на медленном огне у нас под боком нашу же Украину.

Я ещё раз подчеркну: патриотизм — это не слова, не набор ценностей, не партийная установка — это именно энергия. И если воспринимать её так, то многое становится понятным. Становится, например, понятным, что власть, столкнувшаяся с её пробуждением, но не знающая, куда направить, будет стремиться зажать её в тиски «центризма» и медленно там задушить, «чтоб чего не вышло».

Подкреплю свежим примером. Недавно в наш город вернулся ополченец, сражавшийся в рядах войска ДНР. Хороший парень с реальным боевым опытом и «некабинетным» знанием войны. Кто-то выступил с инициативой провести его по школам, чтобы тот рассказал старшеклассникам о своём опыте, показал фотографии, видео.

Чиновники сначала проголосовали двумя руками за, но потом, подумав, запретили от греха подальше. А вдруг с них потом спросят за разжигание? А вдруг ещё чего? Нет, лучше как обычно пригласим 90-летнего ветерана ВОВ, и он расскажет, как пил воду из Эльбы.

Что будет, когда ветераны всё-таки кончатся? Их заменят, вероятно, формальные экскурсии по мемориалам.

О средствах

Если у кого-то сложилось впечатление, что мы против патриотического воспитания, то это впечатление ошибочное. Мы горячо за и призываем к этому ещё со времён, когда государство пыталось воспитывать не «патриотов», а «креативных инноваторов». Потому так и задевает нас эта тема: нам кажется, что её всерьёз решили похоронить в бумагах и безмозглом формализме.

В частности, мы неоднократно призывали отказаться в воспитании молодёжи от устаревших методов и средств, указывали на то, что с молодёжью нужно говорить на современном языке, в том числе социальных сетей, онлайн-игр и т.д.

Теперь наконец-то об этом же заговорили и авторы программы из Общественной палаты:

«К сожалению, зачастую инициативы, направленные на патриотическое воспитание населения, отдают нафталином. Мы видим подходы, которые были описаны и широко применялись ещё в Советском Союзе. К примеру, они чётко прослеживаются в работе завучей в школах, которые учились в «старых» педагогических вузах, или студенческих советов. Сегодня необходимо признать, что эти подходы устарели и требуются новые. Чтобы вырастить настоящих патриотов, школьников необходимо учить патриотизму не по учебникам, а знакомить с настоящими героями, которые живут среди нас и создают современную историю.

Предлагается максимально уйти от теории и познакомить детей с современными героями. Для этого организовывать периодические экскурсии в РАН, на киностудии, в центры подготовки олимпийских чемпионов и т.п.».

Всё это отлично — правда, от предложений «сходить на экскурсию в РАН, киностудию и встретиться с чемпионами» отдаёт всё тем же нафталином, который ругают авторы. Разве советских школьников не водили на экскурсии? Разве в советское время не призывали с трибун «признать, что подходы устарели и требуются новые», а также «смелее использовать достижения научной мысли»?

Нафталин как он есть. И они этого даже не понимают. Они не понимают, что сейчас в социальных сетях самодеятельные группы патриотической направленности, насчитывающие миллионы участников, за день без всякой помощи государства практически делают в сто раз больше, чем все чиновники за вечность. И что стоит только тем влезть в эту среду со всей свойственной этому государственному классу решительностью и неповоротливостью, как она на глазах рухнет.

Экспериментировать подобным образом активно пытались во времена моей школы. Сначала введением уроков «духовной культуры». Они не прижились, но взрастили в детях отвращение к одному только упоминанию и «духовности» и «культуры».

Ещё более смелым экспериментом стали уроки «полового воспитания», когда под дикий восторг восьмиклассников им показали в кинотеатре какой-то якобы «разоблачающий извращения и алкоголизм» андеграудный порнофильм, от которого учителя готовы были залезть под кресла, а школьники — немедленно опробовать все извращения и алкоголь.

Ну, и ещё помню, как взамен «устаревших уроков НВП» у нас пытались внедрить уроки ОБЖ. Но почему-то раз за разом присылали преподавать их молодых выпускников педагогических вузов нетрадиционной сексуальной ориентации (такие в педагогических вузах просто пытались избежать призыва). Эксперимент тоже провалился — после того, как очередного учителя с тонким голосом поколотили в школьном туалете старшеклассники.

Я это всё к тому, что в то время чиновники ведь тоже были уверены, что говорят новое слово в воспитательской работе и применяют сверхсовременные методы и средства.

Однако мы не имеем ничего против современных средств воспитания, но нужно понимать, что они в отсутствии цели ничего не гарантируют, а часто только вредят делу.

Как не может быть

Приготовьтесь услышать банальность, которую вы слышали миллион раз: если власть не патриотична, то никаких «патриотов» (в нужном ей смысле — то есть лоялистов) она никогда не воспитает. Ей просто не поверят.

Даже ежедневные «походы в РАН» не принесут никакого положительного результата на фоне редких сообщений об изъятом миллиарде у очередного губернатора, который ещё вчера насаждал у себя в области идейный патриотизм и пел по утрам гимн России, пересчитывая хрустящие купюры.

Не будет нормального патриотического воспитания и без понятных обществу целей. Патриотизм «на всякий случай» и «про запас» не состоится. Он должен быть вовлечён в какую-то созидательную деятельность, противостоять чему-то или отвечать на какой-то вызов. Всё остальное — пофигизм в шкуре патриотизма.

И наконец, система воспитания не может быть оторвана от всех иных аспектов государственной политики. В первую очередь информационной. Так как пока в школах ученику рассказывают о традиционных ценностях, а вечером по телевизору он смотрит по федеральным каналам про ценности нетрадиционные, то он будет склоняться к последним (хотя его и приучат повторять бездумные мантры про первые). Просто потому, что порок, если его не ограничивать, всегда выглядит ярче, а деградировать проще, чем бороться и расти над собой.

…Нет, в том, что Общественная палата готовит свою программу, а Минобрнауки готовится её рассмотреть, нет ничего дурного. Просто нам нужно внимательно следить за всеми этими движениями. Управлять общественной энергией — настоящее искусство. А пока представляется, что «управляющие» даже не осознают, чем решили распоряжаться.

P.S. Виктора Мараховского

К сказанному коллегой хотелось бы добавить несколько слов. Из «посещения Академии наук и встречи с реальными героями», пусть даже и 90-летними ветеранами, по факту всё равно будет вырастать традиционное советское представление о патриотизме. Оно всё равно существует — как бы в андеграунде — только неартикулированное, официально «обрываемое на полуслове».

Именно поэтому властные элиты, которые пытаются сшить кентавра из советского идеала человека-созидателя и защитника и постсоветского «толерантного квалифицированного потребителя», — обречены на провал.

Действенный, практический патриотизм — это действительно энергия, и она никуда не денется. И миллионы граждан, бескорыстно помогающих друг другу и Донбассу, тому пример.

Но у такой любви к Родине не будет и не может быть никакой лояльности. Напротив — у неё чем дальше, тем больше будет накапливаться вопросов к нынешнему положению страны и её будущему. А значит — к текущей элите.

Темы: Патриотическое воспитание в России, Школьное образование в России, Министерство образования и науки РФ, Общественная палата РФ
Источник: Однако
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 30.03.2017, 10:26
    Гость: А может

    может астрономию в школу ввести...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 18.03.2015, 14:49
    Гость: *

    "Тут многие пишут что мол воевать за олигархов,воров,за эту власть чиновников,и т.д. не будем." - это заявляют либо малолетние идиоты, либо "пятая колонна", заранее готовящая народ к сдаче.
    Что, кто-то собирается нападать на олигархов и власть? Ха-ха. Вспомните, разве амеры бомбили дворец императора Японии? Население Хиросимы и Нагасаки - да, а имперяторский дворец - низзя! С ним договариваться нужно.
    Высокопоставленные чиновники и политики Рейха были вполне рукопожатные для США, но вот мирных жителей Дрездена планомерно уничтожали на протяжении нескольких дней. При этом "военные предприятия" и даже "транспортный узел", которые были заявлены целью варварской акции, практически не пострадали!
    Власть и олигархи почти всегда устраивают нападавших, а вот народ прореживают, почему-то, с особой тщательностью.
    Слава Богу, что в 1941 лишь немногие мрази додумались до того, что они "не желают защищать райкомовские спецпайки", иначе бы сегодня, в полном соответствии с программами Розенберга и его "Расовой теорией", уцелевшие "недочеловеки"(не более 1/3, согласно планам Розенберга) впахивали бы на немецких господ, а не мерзости на форумах постили...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 14.03.2015, 18:14
    Гость: Европеец

    Если скажу о себе что глуп не буду глуп в действительнлсти - только кому то сделаю радость. Если скажу что мудр а на самом деле не буду тогда это хуже.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 14.03.2015, 13:26
    Гость: Европеец

    Через 10 минут как приехал в Европу. Висят на стене га память.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 14.03.2015, 13:25
    Гость: Европеец

    Если бы Вы слушали еще Петра Первого не ходоли бы в туалет в кусты. Еще толда он ходил к голландцам на копченые колбасы. 99% русских и сейчас наверное не знает как такие колбасы делать и коптить.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (96)
]]>
]]>
Выбор читателей
Капитализм ХХI век. Эффективность для меньшинства, катастрофа для большинства.
© МЧС Республики Казахстан
Азербайджан подаст в суд на Россию из-за крушения самолета AZAL
© KM.RU, Алексей Белкин
Николай Арефьев: «Мы пополняем бюджет за счет штрафов»
Алаудинов призвал ужесточить наказание за разжигание межнациональной розни
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Нора Нора «Любовь в стиле гранж» (интернет-релиз)
FIEND «Спящий ангел» (интернет-сингл)
Сергей Галанин вступился за Роджера Уотерса
Мemra «Memra» (винил)
Как язык влияет на безопасность?
Бомж «Бомж-1»
Дешевый хлеб и пальмовое масло добьют жителей России
«Если называть вещи своими именами, то Украина столкновение с Россией проиграла, однозначно и бесповоротно. Причем проиграла не сейчас»
Сергей Черняховский. Объединение: подмена модели. Унитарность вместо Империи
Как избежать одиночества? Советы от экспертов
Врачи Волгодонска выявили у призывников эндокринные нарушения из-за неправильного питания
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.