«Качество образования обеспечивают не размеры вуза, а люди»

В нашей стране проходит очередная реформа системы образования.
На практике это означает укрупнение высших учебных заведений путем их слияния на базе так называемых «опорных вузов».
По мнению Минобрнауки, объединение вузов высвободит финансовые средства, которые направят на зарплаты преподавателям, а к тому же опорные университеты получат дополнительные ассигнования.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Олег Смолин рассказал порталу KM.RU о деталях новой волны реформ.
Минобрнауки исходит из идеи, что чем крупнее вуз, тем умнее студенты
- Идею опорных вузов Министерство образования и науки озвучило осенью прошедшего года.
Формула новая, смысл предельно простой: он исходит из идеи, что чем крупнее вуз, тем умнее студенты, хотя никто в мире этого не доказал.
Более трех лет назад я говорил Дмитрию Медведеву, что за рубежом самые лучшие вузы отнюдь не являются самыми крупными, по нашим меркам они, скорее, средние. А вот самые крупные вузы дают неплохое, но все же обычное массовое высшее образование. На это Дмитрий Анатольевич возразил, сказав, что на Западе так, а у нас по-другому, потому что наши самые крупные вузы обладают хорошей академической традицией, и они - государственные.
У меня остался только один вопрос: «Зачем же в таком случае сгоняют под одну крышу крупные государственные вузы с богатой академической традицией». Я не понимаю, какое дополнительное качество получат архитекторы, если их соединят с агрономами. Я убежден, что когда происходит принудительное объединение, то 2-3 года в вузе никто не работает, а выясняют, кто главный в ректорате, на факультете, на кафедре, в лаборатории и так далее.
С моей точки зрения, нет никаких доказательств тому, что создание опорных вузов приведет к повышению качества нашего образования.
Качество образования от этого вряд ли улучшится
Почему же возникла такая идея? Я думаю отчасти на смысл идеи намекнуло само Министерство образования, когда сказало, что объединение вузов позволит высвободить деньги на зарплату преподавателям. Мы знаем прекрасно, что бюджет 2016 года, в том числе и бюджет образования сокращен, и его хотят еще сократить. Очевидно, что при объединении нескольких вузов в один предполагается сократить набор родственных специальностей, уволить преподавателей, которые ведут аналогичные предметы, укрупнить курсы и группы.
Нетрудно понять, что качество образования от этого вряд ли улучшится. На этом сэкономят деньги, а потом с барского плеча часть этих средств отдадут на зарплату преподавателям этих самых опорных вузов. В общем, занимаются переделом тришкиного кафтана.
Наша позиция была и остается прежней: если вузы считают, что от объединения они выиграют, то пусть объединяются, но если это происходит принудительно, то вреда всегда больше, чем пользы.
Концепция опорных вузов связана не только с дополнительной зарплатой для их преподавателей, но и с поражением в правах других вузов. Тем, кто не станет опорным вузом, будет ограничена аспирантура, магистратура, Советы по кандидатским и докторским диссертациям; ограничат поддержку научных исследований и так далее.
Нелепость идеи заключается еще и с том, что качество образования обеспечивают не размеры вуза, а люди, которые в нем работают. Если в небольшом вузе существует хорошая научная школа, то убивать ее, потому что этот вуз не войдет в опорный - значит ударить по образованию.
Интервью подготовил Дионис Каптарь
Комментарии читателей Оставить комментарий
«Качество образования обеспечивают не размеры вуза, а люди» - не правильный заголовок. Люди могут хорошо учить и обучать, но качество образования обеспечивают не люди, а система. В системе и программы, и методики преподавания, и подбор кадров, материально-техническое обеспечение, и много ещё чего на всех уровнях, включая обучение преподавателей ВУЗ-ов и учителей школ. Никакие деньги не помогут поднять качество образования без улучшения системы. Деньги просто разворуют чиновники от образования. А улучшение работы системы образования, повышение её эффективности можно проводить и без дополнительных денег. Можно, даже, сэкономить. Например, начав платить самые высокие заплаты преподавателям и учителям, а не чиновникам. И резко сократить поголовье последних.
Верим Вашему авторитету и Вашего Сына.
Спрашивал у их начальства как это понимать.
Ответили, что они хотят церковь приобщить к науке.
У Япониии огромный портфель закупленных американских облигаций,
но США не разрешают их продать, чтобы расплатиться с долгами.
Этот пример наглядно показывает, почему неправы либерасты,
которые мечтают отдать РФ под внешнее управленияе, как в 1990-е.
---
" Мне говорили, ерунда полная"
---
Серьезный аргумент. А кто говорил-то? Выпускник кулинарного техникума?
Далее.
Там до сих пор преподает Беклемишев, автор учебника по аналитической геометрии и линейной алгебре, по которому я и сам когда-то учился. И до сих пор народ учится.
Учат и сейчас в Физтехе физике. И очень неплохо учат - младший сын этим летом закончил. Так что не надо ля-ля.
Далее.
Эмиграция специалистов - это конечно плохо. Выпускников МФТИ берут за границей именно потому, что подготовка хорошая. Но уничтожать институт из-за этого - дурость.