]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Спецпроекты
Главная → Спецпроекты → Без купюр
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
    • Без купюр
    • Совет всея Земли
    • Стратегии развития России
    • Инфовойны
    • Публицистика
    • Великая Победа
    • Дурдом
    • Баба Клава сказала
  • Книги
  • Telegram-канал

«Великой России - императорскую школу! К чему ведет реформа образования?»

22:00 15.05.2017
, Алексей Любжин
Памятник Ломоносову на фоне МГУ © KM.RU, Илья Шабардин
Памятник Ломоносову на фоне МГУ © KM.RU, Илья Шабардин

Доктор наук предлагает использовать дореволюционный опыт

В последние годы мы довольно часто слышим рассуждения о том, что советское образование было лучшим в мире, что мы не должны потерять его традиции и ценности. Довольно часто сравнивают советскую школу с современной российской — не в пользу последней. Но есть еще один предмет сравнения, к которому прибегают достаточно редко — русская же школа, но до революции.

Кому из нас не случалось читать биографические сочинения о людях начала XIX в. — ну, скажем, декабристах. И трудно было отделаться от мучительного чувства зависти. Эта блестящая молодежь выходила в свет со знанием нескольких иностранных языков, истории, географии, отечественной и иностранной словесности. Что могла этому противопоставить хотя бы советская спецшкола, дававшая один язык без глубоких познаний в области литературы? И разве не становилось ясно, что людей с таким образованием из школ СССР выйти просто не может? 

Нам возразят: это была горстка дворян на фоне всеобщей безграмотности. Для начала XIX в. это во многом справедливо. Тиражи серьезных книг, впрочем, тогда были примерно такими же, как сейчас (громадные масштабы времен СССР в условиях свободы оказались невостребованными), но основная масса народа действительно не умела ни читать, ни писать. Однако к Первой мировой войне (правильно было бы ее называть, как тогда, — Второй Отечественной) — Империя уже приступила к созданию системы всеобщего начального образования. Советскому Союзу оставалось лишь распространить грамотность на старшее поколение — что он и сделал ценой страшного понижения уровня.

Основной тенденцией как социалистической, так и демократической школы была унификация. И, надо сказать, тут главный вопрос заключался в следующем: поскольку эта унификация была и могла быть только встречным движением общенародной школы (элементарной) и элитной (гимназической), — где, ближе к чему могла произойти встреча? И если советская школа нашла эту точку ближе к условной «гимназии» (и преимущества, и недостатки такого подхода сколь очевидны, столь же и значительны), то западная меньше продвинулась в своей унификации. Однако ж сама по себе унификация (не проведенная последовательно и в СССР, поскольку это значило бы погубить школу и вместе с ней военно-промышленный комплекс) вовсе не является императивом. На этом следует остановиться подробнее.

Советские историки школы обычно воспринимают ее как общественный институт. Еще школа (что не столь очевидно) — то место, где учат детей. Общественная функция школы — социальный лифт. Талантливая молодежь из низов должна получить через школу возможность попасть в элиту страны. Учебная функция школы — по крайней мере на этом, элитарном уровне, — сделать культурно-интеллектуальный багаж и жизненный стиль этой молодежи соответствующим элитарным стандартам. И Императорская школа, пожалуй, даже слишком усердствовала в первой функции — столько новичков элите было не переварить. Такой подход, конечно же, не является демократичным. Однако если и есть две вещи совершенно несовместные, то это образование и демократия.

Сколько, однако же, было типов этой школы? Для юношей — классические гимназии (пропуск в университет и в элиту через гуманистическую культуру), реальные училища (отсюда шли в инженеры). Кадетские корпуса (армия и опять-таки пропуск в элиту), духовные семинарии — корпоративные школы духовенства, закрытые привилегированные школы типа Училища правоведения и Пажеского корпуса (понятное дело, никакой не пропуск — это только для богатых и знатных), церковно-приходские и министерские начальные школы, ремесленные училища (для большинства, но это не значит, что юноша из низов не мог учиться в гимназии).

Для девушек — казенные и Мариинские гимназии, Смольный институт, епархиальные училища (упрощенный вариант гимназии в основном для выходцев из духовного сословия), начальные школы тех же типов… Понятно, что это школы не только с разными социальными функциями, но и — что не менее важно — с разными программами. Такая «вариативность» и не снилась не только советской школе (в массе рассчитанной на подготовку инженера не очень высокой квалификации), но и современной российской. Теперь посмотрим, что с этим наследием сделал СССР.

Концепция новой школы зародилась еще в Императорскую эпоху. Подробнее всего ее развил известный историк прогрессивного направления А. П. Щапов. В книге «Социально-педагогические условия умственного развития русского народа» (СПб., 1870) он потребовал создать единую школу, сделав главными в ней естественные науки. О единстве школьного типа подробно писал и Д. И. Писарев (прежде всего в статье «Наша университетская наука»), издеваясь над частными видами образования и требуя единства типа. Эти голоса были услышаны. После развала эпохи Крупской и Луначарского, когда применялись все мыслимые и немыслимые новации, Сталин начал восстанавливать школу, скрестив русскую традицию среднего образования (реальное училище, конечно же, а не гимназию) с этими разночинскими теориями. К этому была прибавлена новая идеология — марксизм.

Таким образом, школа сталинской эпохи сложилась из трех разнородных элементов, в общем-то плохо сочетающихся друг с другом. Стареющий тиран собирался пойти еще дальше. В конце сороковых годов было велено преподавать в школах латынь (недостаток преподавателей ограничивал их число очень существенно). Однако проект провалился: «Ученики послевоенных лет охотно занимались математикой, физикой и химией — считалось, что нужно иметь техническую специальность, которая будет кормить, а гуманитарные предметы рассматривались как довесок к основным дисциплинам».

Единственная попытка создать что-то сопоставимое с классической гимназией Императорской России эффекта не дала. И, несмотря на существенные изменения программ, по сути своей советская школа оставалась прежней, состоя из трех частей — общеобразовательной модели, сориентированной на реальное училище и практические потребности, естественно-математического предметного набора в духе требований А. П. Щапова и марксистской идеологии. На этом фоне выделялись — очень важное новшество! — математические и языковые спецшколы, но два факта остаются непреложными: 1) степень вариативности была очень невысока и 2) даже и лучшие модели существенно уступали аналогичным моделям Императорской эпохи. Кроме того, эта школа разлагалась вместе со всем советским обществом, и эпоха перестройки и последовавшая за ней лишь ускорили этот процесс.

Спасительным и плодотворным для русской школы может быть обращение не к советским традициям (кроме математической школы, там заимствовать нечего), а к образовательным традициям Российской Империи. У нее действительно есть чему поучиться.
 

Доктор филологических наук А.И. Любжин, автор четырехтомного исследования «История русской школы»

Темы: Школьное образование в России
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 21.05.2017, 21:36
    Гость: РЖГ

    Всё, что тогда было хорошо потому, что не было таких докторов наук; не понимающих, что у того времени были свои требования и возможности, а сегодня весь жизненный уклад другой и люди другие и как не стараться их в средневековье всё равно не привести. Перестройку сделали, а не получается ничего, поскольку из более современного уклада вернулись в прошлый. Ничего хорошего не получается, да и быть не может, есть законы рвавития, нарушили, так и сидите в дерьме.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 20.05.2017, 12:11
    Гость: Серп и молот

    Эти слова принадлежат Президенту США Джону Кеннеди.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 18.05.2017, 05:32
    Гость: Йье

    Я потому и комментирую тут на портале темы образования, что связан с ними напрямую. Когда-то я успел сбежать из школы и устроиться на нормальную мужскую работу. У жены не получилось. И я уже 27 лет занимаюсь "тыловым" и "разведывательным" обеспечением её работы. Она, собственно, и в семье до сих пор числится благодаря нашей помощи. Большинство учителей дома не живут. Поэтому я абсолютно точно знаю, что наше образование никак не связано с национальными экономическими интересами, оно работает на наших колониальных хозяев. Собственно, именно с разрушения системы образования началась "перестройка". Я тогда в институте учился, помню как меня удивляли некоторые образовательные новации. И про уголовников я пошутил всерьёз. Моё знакомство с этой субкультурой началось со службы в ВВ и изучение психологии и социологии только подтвердило, что это не субкультура. Это - набор поведенческих программ, зашитый в человеческое сознание. Это естественное поведение животного и изучение криминологии в пединститутах должно входить в курс психологии, а криминологические исследования - в обязательную программу работы школьного психолога. Школьные психологи, кстати, в школах только числятся, никаких исследований они не проводят. И, кстати, вы с совестью поосторожнее. Это человеческое качество делает человека очень уязвимым. Особенно в противостоянии с двуногими зверями. А вся правовая система у нас под зверей заточена. Поэтому проблема образования у нас нерешаемая.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 17.05.2017, 18:06
    Гость: *

    "Если мы говорим о технике, то дело не в количестве инженеров, а в их качестве" - странное дело: когда речь заходит об СССР, то те же монархизды дружно визжат, что "Не важно, кто был в космосе первым, важно, что не смогли наладить выпуск стиральных машин-автоматов и видеомагнитофонов в достаточном количестве!". А как речь заходит про царя-батюшку(тм), то отверточная штучная сборка импортного дизеля из импортных же деталей - выдающиеся достижение!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 17.05.2017, 17:59
    Гость: Евгений ПВ

    Судя по вашим двум комментариям, вы не знаете проблемы школьного и вузовского образовании, в т.ч. ЕГЭ.
    Вы противоречите самому себе: с одной стороны вы пишете, что "Экономике ЕГЭ не нужно", с другой - "Я лично за то, чтобы ЕГЭ было".
    Ну, а ваша цитата: "Только к нему необходимо добавить факультативное изучение "лоховедения" под руководством опытных уголовников. Для формирования у детей правильной теоретической базы. Поверьте, знание ТАКИХ основ существенно снизит в обществе социальное напряжение", - и вовсе свидетельствует о вашей некомпетентности и о вздорных политканских суждениях.
    К вашему сведению, компьютерное тестирование, как некое подобие ЕГЭ,проводится и во многих вузах России. Контролеры из регионального или федерального минобразования по соответствующей методике проверяет - овладели ли студенты знаниями по тем дисциплинам, по которым они ранее сдали экзамены. Это рассматривается как средство повышения качества контроля и оценки эффективности учебного процесса в вузе.
    Однако систему выявления знаний учащихся в школах и студентов в вузах надо менять. Ни ЕГЭ, ни во многом тестирование не помогут решить проблемы образования в России.
    Что касается состояния законности,то это проблема не только правоприменителей, но и граждан страны, очень многие из которых проявляют правовой нигилизм или вовсе правовую неграмотность.
    Один неглупый человек, говоря о справедливости, сказал:
    "Странные существа люди... Ищут справедливость, хотя потеряли совесть".

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (246)
]]>
]]>
Выбор читателей
Почти половина мигрантов в России ставит шариат выше светских законов
Путин об экономике Запада: «сами скоро сдохнут»
Баку выразил протест в связи с задержанием азербайджанцев в Екатеринбурге
Захарова: глава MI6 должна оценить прошлое деда, связанного с нацистами
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Спрос бизнеса на формат Light Industrial удовлетворит петербургский проект «Горская»
Cart-Blansh «Евгеника чистого сознания» (компакт-кассета)
Выставка «Панк-культура. Король и Шут», 2 марта — 31 мая, «Винзавод»
БЦВГ «Das Triplex» (сетевой макси-сингл)
«TODD», 28 января, Crocus City Hall
Ловитура «Падают звезды» (интернет-сингл)
«НОМ», 16 июля, «16 Тонн»
Ода летчикам-испытателям «Король неба» ворвалась на российские широкие экраны
«Калинов мост», 5 апреля, 1930 Moscow
Игорь Растеряев показал, как русская дорога помогает выигрывать войны и споры
«Коронавирус — это настойчивое предложение измениться, задуматься, переосмыслить — туда ли идет человечество»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.