]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Спецпроекты
Главная → Спецпроекты → Без купюр
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
    • Без купюр
    • Совет всея Земли
    • Стратегии развития России
    • Инфовойны
    • Публицистика
    • Великая Победа
    • Дурдом
    • Баба Клава сказала
  • Книги
  • Telegram-канал

«Прогноз Кудрина витает над Россией: к итогам форума в Петербурге»

00:01 7.06.2017
, Дмитрий Ушаков
Алексей Кудрин © KM.RU, Алексей Белкин
Алексей Кудрин © KM.RU, Алексей Белкин

Известный экономист Дмитрий Ушаков оценивает пакет мер, обсужденных на форуме в Петербурге

Завершился 21-й Петербургский международный экономический форум. На ставшей традиционной площадке обсуждались вопросы стратегии развития экономики России, искались рецепты стимулирования экономического роста. К чему же пришли?

Правительство уверено, чтобы добиться экономического роста, необходимо увеличить численность занятых в экономике, с одновременным увеличением производительности труда, и повысить инвестиционную активность, прежде всего в высокотехнологичных отраслях экономики. Трудно с этим, конечно, спорить – это ключевые условия для активизации экономического роста, о которых Правительство говорит последние 10 лет. И у государства тут два основных инструмента влияния – налоговая политика и бюджет.
Налоговые меры, предлагаемые и обсуждаемые Правительством, предполагают увеличение косвенных налогов и снижение налогов на труд, что должно привести к выводу из «серых схем» зарплаты.

Речь идет об обсуждаемом налоговом маневре, когда ставки страховых взносов снижаются с 30% до 22%, а НДС наоборот, повышается с 18% до 22%, ну и НДФЛ увеличивается до 15% заодно. Конечно, вывод из «серых схем» зарплаты путем снижения налогообложения труда, позволит снизить неналоговую нагрузку на тяжелую и легкую промышленность, сельское хозяйство, и ряд других отраслей, где высока численность занятых, но зарплата на уровне средней по РФ и ниже. Однако на высокотехнологичные сектора экономики (зарплаты в таких секторах выше, а со снятием предельного порога для начисления страховых взносов, платежи предприятий таких секторов экономики возрастут), на IT-сектор, на те отрасли, развивать которые государство очень хочет и говорит об этом последние 10 лет, налоговая нагрузка вырастет. В то же время, повышение НДС с 18% до 22% поставит предприятия во многих секторах экономики на грань рентабельности, и наоборот, заставит их уйти в «серые схемы». Так что, выводя одну часть экономики из тени, другая часть экономики туда самостоятельно перебирается. Именно поэтому наверное окончательное решение Правительством по маневру не принято.

Что остается в руках Правительства? Только продление действия существующих льгот по налогу на прибыль и пониженные страховые взносы для отдельных отраслей экономики (недополучение которых компенсируется Пенсионному фонду из федерального бюджета), а также бюджетные меры.
Ведь государство хочет развивать высокотехнологичные отрасли экономики, в том числе обрабатывающие производства. А что сейчас происходит? В рамках существующего перечня ФЦП программы, которые способствовали бы качественному скачку в обрабатывающей промышленности, занимают не очень большое место, 19 млрд. рублей из 196 млрд. рублей. Причем финансирование ФЦП по направлению «Развитие высоких технологий» даже с 2015 года существенно упало, с 280 млрд. рублей, до 196 млрд. рублей. Конечно, приоритет космоса, глонасс и фармацевтической и медицинской промышленности бесспорен, однако можно было бы расширить перечень ФЦП программами, подконтрольными Минпромторгу, и направленными на быструю и качественную поддержку существующих производств оборудования для нефте- и газо- добычи, и создание новых производств по самым современным технологиям. Ведь такое оборудование мы закупаем за рубежом, у нас, у страны-экспортера нефти и газа, нет ни соответствующих технологий ни соответствующих производств.

Для того чтобы государство смогло предложить инструменты для притока инвестиций, помимо настройки налоговой системы, необходимо увеличивать расходы бюджета. Дело в том, что заинтересованность государства в развитии высокотехнологичных отраслей экономики, в развитии технологий, будет проявляться прежде всего в субсидировании расходов на оплату разработок, с последующей их коммерциализацией, что может реализовываться в рамках деятельности государственно-частных партнерств.
Но тут мы сталкиваемся с ограничениями «бюджетного правила», с ценой отсечения 40$ за баррель. Ведь действующий Министр финансов А.Силуанов оправдывает наличие «бюджетного правила» практически также, как бывший министр финансов А.Кудрин в своё время отстаивал необходимость создания Стабилизационного фонда: «Мы хотим каждый раз смотреть на котировки нефти и думать, что произойдет с бюджетом и надо ли готовить предложения по секвестру расходов? Или мы хотим спокойно работать, спокойно исполнять наши обязательства и думать о том, как повысить эффективность расходов?».

В настоящее время Минфин фактически все нефтегазовые доходы выше отсечения цены на нефть в размере 40$ с февраля 2017 года направляет на покупку валюты для пополнения Резервного фонда, что равносильно применению «бюджетного правила», хотя формально, в соответствии с бюджетным кодексом, применение «бюджетного правила» приостановлено.

Мы просто наступаем на те же самые грабли второй раз подряд. Государство упустило благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру в 2006-2011 годах, когда цены на нефть находились на крайне высоком уровне, и закачивали «дополнительные» нефтегазовые доходы в резервные фонды, вместо того, чтобы направлять хотя бы часть этих средств на развитие технологий и высокотехнологичных отраслей экономики. И сейчас «бюджетным правилом» мы ограничиваем расходы.

Чтобы стимулировать экономику, нужно понижать налоги, а не предлагать «нейтральные для бюджета» схемы, как это делает Правительство, разменивая рост одних налогов снижением ставок других налогов. Провалы по доходам в бюджете нужно компенсировать мерами, имеющимися в распоряжении ЦБ, мерами по жесточайшему контролю над эффективностью бюджетных расходов, особенно в части госзакупок, в конце концов, целевой эмиссией денег на поддержку реального сектора экономики, вместо имеющихся сейчас недоступных кредитов.

Но правительство не готово осуществлять смену модели экономического роста. Зато превратить бюджет в кассу по выдаче пенсий, пособий и зарплат бюджетникам, вместо инструмента по регулированию экономического развития страны – это запросто. Ведь если посмотреть на внесенные изменения в федеральный бюджет на 2017 год, которые сейчас рассматриваются в Государственной Думе, в целом расходы по программной части бюджета увеличиваются на 96,45 млрд. рублей (из дополнительных доходов в 1 трлн. 144 млрд. рублей млрд. рублей). С точки зрения объема бюджетных ассигнований – это всего 0,6% от уточненной суммы всех расходов (16 860,1 млрд. рублей). 

Изменения, вносимые законопроектом, обусловлены низким качеством планирования и намеренного применения заниженных показателей. Особенно это очевидно, если посмотреть на исполнение федерального бюджета за январь-апрель 2017 года. Это исполнение крайне неравномерное, варьируется от 0% до 100%. Равномерно исполнены только расходы, касающиеся исполнения социальных обязательств государства в части выплаты ежемесячных пенсий и пособий, зарплат госслужащих и бюджетников. Отдельные грантовые расходы исполнены уже на 100%.

Поддержка ВЭБа осуществлена на 51%, из общей суммы на спасение ВЭБа в 150 млрд. рублей. Практически всё, что касается финансирования капитального строительства, исполнено на 0%-8%. Расходы по отдельным отраслям промышленности, о широкой поддержке которой рапортует Правительство, исполнены на 5%, как например, по подпрограмме поддержки производителей высокотехнологичной продукции в гражданских отраслях промышленности. А то и вовсе исполнение равно 0%, как например по отдельным направлениям в сельском хозяйстве, как например, в международной кооперации и экспорте в гражданских отраслях промышленности. По высокотехнологичным отраслям промышленности, по отраслям, способным выступить локомотивами экономического роста, расходы либо не меняются, либо сокращаются.

А по поводу роста реальных доходов населения, роста зарплат и пенсий – я думаю, лучше пока вообще не говорить. Ведь Минэкономразвития в макропрогнозе до 2035 года прямо указывает, что возвращение доходов граждан на докризисный уровень 2013 года планируется только через 5 лет, к 2022 году. А реальный рост пенсий (с учетом инфляции) составит и вовсе 0%.

Поэтому всё-таки я бы оценивал заявления Правительства о преодолении рецессии и о выходе на новый виток экономического роста скорее как «вербальные интервенции», нежели как реальную действительность. Просто Правительство хочет желаемое выдать за действительное. А оценки А.Кудрина о том, что Россия выпадет из мирового тренда технологической развития и перестанет быть технологической державой, к сожалению, уже сбылись. Необходимо срочно и кардинально проводить необходимые преобразования в экономике.

Темы: Международные экономические форумы
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 10.06.2017, 18:40
    Гость: Тау

    :-))) нет, я вправду считаю, что ошибся: думал, с умным человеком общаюсь, а оказалось, что с очередным раздувшимся от важности болтуном, да ещё и не очень грамотным к тому же, - "губошлёп" пошется через "о"! Так что меня не удивляет, что ничего "внятного и убедительного", кроме как у Кудрина, вы найти не смогли.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 09.06.2017, 20:30
    Гость: гоость

    Вы правда считаете, что я не читал указанных вами граждан и ролики их и ещё многих подобных губашлёпов не видел? Абсолютно ничего внятного и убедительного не нашёл.)))) Всего хорошего.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 09.06.2017, 18:22
    Гость: kib

    ...война идёд. Третья мировая...война между троголодитамими и разумом.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 08.06.2017, 19:13
    Гость: Тау

    1. Если вам кредиты не нужны, то я согласен, это действительно "чуть".
    2. Так у Китая и доходы другие, и на развитие собственной экономики денег хватает!
    3. Основная мысль: КУПИТЬ ЗА СВОИ ДЕНЬГИ СЕБЕ РЕАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ. "Реальная экономика" - это производства (в т.ч. IT-сфера) с высокой добавленной стоимостью, к коим тупая перегонка за бугор нефти и газа не относится, да к тому же она и так есть.
    "10 лет назад" много было болтовни по поводу вступления в ВТО, причём даже наврать внятно так и не смогли, с какой целью мы туда лезем, но в ВТО мы вступили! Это я к тому, что а) публичные дебаты имеют весьма опосредованное отношение к реальным результатам; б) даже при таких условиях ничего внятного предложить не смогли, да и не захотели! Вот вы правильно указали уровень таких дебатов, - "деньги раздать" (их, кстати, и так раздавали, но отчего-то только банкам!): вольно-невольно, но создаётся впечатление, что наверху всегда рассматривают только два варианта, - "украсть" и "украденное поделить" (т.е. "раздать", - но не всем, конечно, и даже не одним "капиталюгам", а только и непременно "особам, приближённым к императору").
    Что касаемо "как именно", то варианты были всегда: ну хотя бы Глазьева почитайте или Делягина, Потапенко посмотрите (он всё-таки практик!), да и не только они, - это я к примеру - а я даже пытаться не буду их "пересказывать": признаю честно, - уровень у меня слабенький, криво и косо получится!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 08.06.2017, 17:05
    Гость: мик

    У нас все амеров ругали: в кризис не платежеспособный спрос увеличивают или поддерживают, с занятостью попутно а банки спасают, оказывается у нас примерно то же, надеюсь не до такой степени.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (119)
]]>
]]>
Выбор читателей
Почему сделка России и США состоится не сейчас
В Россию планируется привлечь 1 млн трудовых мигрантов из Индии
Песков объяснил отсутствие Путина на прощании со Старовойтом
Кадры из видеотрансляции на официальном сайте президента Франции
Макрон заявил о готовности отправить до 50 тысяч военных на Украину
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Есть ЧО feat. Doodle «Телепорт» (интернет-сингл)
«Крематорий», 6 мая, Мумий Тролль Music Bar
Как щенки на передержке: когда прекратят «экспорт» наших младенцев в другие страны
К чему приводит чрезмерная нагрузка на работе?
«СерьГа», 7 февраля, «16 Тонн»
Пандемия, война, санкции, кризис, голод, беженцы-бомжи, вымирание? Часть 2
«Мельница» сыграла рождественский концерт, который не повторится нигде и никогда
Влажная среда «Аристократ» (интернет-сингл)
Летная школа «[НЕ]громко» (интернет-сингл)
Как грамотно покрасить стены в доме? Советы, которые изменят ваше отношение к ремонту
«Северный Флот», 27 января, Papa Barvillage
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.