]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Спецпроекты
Главная → Спецпроекты → Без купюр
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
    • Без купюр
    • Совет всея Земли
    • Стратегии развития России
    • Инфовойны
    • Публицистика
    • Великая Победа
    • Дурдом
    • Баба Клава сказала
  • Книги
  • Telegram-канал

«Политика в сфере культуры – часть политики страны. Она не существует вне задач, которые стоят перед страной»

10:33 23.05.2018
, Сергей Черняховский

Культура - это не то, что человек прочитал в книге и увидел на киноэкране и на сцене, это то, как увиденное повлияло на его поведение

Фото с сайта pixabay.com

Люди стали много больше ходить в кинотеатры – с 33% в 2011 до 50% в 2017. Под 60% считают, что отечественный кинематограф стал лучше (при 10% дающих отрицательный отзыв),

Доля ежегодных посетителей кино выросла с 33% в 2011 г. до 50% (в т.ч. 12% - несколько раз в месяц) в 2018 г. 56% положительно оценивают роль нынешнего Минкульта (при 21% их оппонентов), причем среди тех, кто вовлечен в культурную жизнь, эта цифра выше – 62%. А среди тех, кто не вовлечен – 37%.

То есть успехи культуры видят скорее те, кто в эту сферу окунается, и не видят те, кто пока ей чужд. Может быть – не по свое вине, потому что главной причиной невовлеченности люди называют нехватку свободного времени и усталость.  

Подъем есть. Хотя можно говорить и о том, чем вообще можно мерить уровень культуры. Потому что иные сочтут, что культура меряется фестивалями, концертами и международными премиями,  а не тем, что останется в душе у страны после их проведения

Подъем есть. И подчас он виден обычным взглядом – по очередям в музеи на выставки классической живописи,  новым фильмам, восстановлению объектов культуры, активности театральных гастролей.

Подъем произошел. Но не сам по себе. Просто шесть лет назад, в мае 2012 у России появилось Министерство культуры. А перед этим - давно не было. Благо Министерство культуры – это не Министерство зрелищ и увеселений. И не Министерство развлечений. И не управление по делам деятелей искусства и распределению между ними субсидий для их творческих фантазий.

Министерство культуры – это властный орган реализации политики государства в сфере культуры. 

Культура - это не зрелища и увеселения. И не сфера тщеславного самодовольства художественного класса и его собственных олигархов.

Тут важная линия различения в понимании культуры. Для художественного класса культура - это то, что находится  в их корпоративном ведении. Их феодальное удельное владение, где они собирают дань с посетителей, причем передаваемый по наследству. Задача публики их любить, задача государства – их охранять и делить между ними бюджетные деньги.

Но другая точка зрения исходит из того, что культура – это сфера производства базовых образцов поведения и поэтому – сфера запретов. Культура - это не то, что человек прочитал в книге и увидел на киноэкране и на сцене, это то, как увиденное повлияло на его поведение.

Произведения искусства и события культурной жизни – это некий инструмент, которым выработанные социумом ценности и идеалы утверждаются в человеке и регламентируют его поведение.

Сам по себе факт массовости распространения произведения не является критерием уровня культуры: часто массовость распространения произведения иллюстрирует лишь падение уровня культуры в обществе.

И тут вопрос о массовости и массовой культуре. Если в массовой культуре видеть то, что потребляет масса, все обретшее популярность объявляется своего рода «низким жанром». Которому противопоставляется некая элитарная культура, критерием значимости которой является непонятность массам и признанность теми, кто сам объявил себя «интеллектуально-художественной элитой».

И тогда все, что нравится массам и воспринято массами, объявляется недостойным «масс-культом». А достойным - либо то, что вызывает брезгливость, либо то, о чем долго будут спорить, пытаясь угадать, что данная бессмысленность означала: старый прием старых мошенников из старой сказки о новом платье короля.

Культура не делится на массовую и элитарную. Потому что она либо культура, либо элитарная. «Элитарная культура», «культура меньшинств» - как непонятая либо не воспринятая – не обеспечивает и передачи обществу базового образца - не выполняет функции в системе культуры как таковой и остается вне культуры как таковой.

То, что назвали массовой культурой, – продукт, возникающий, когда массы уже получают доступ к произведениям культуры и искусства высоких образцов, но еще не сами изменены ими и готовы воспринять ее лишь в ее упрощенных аспектах, в том, что перекликается не с их духовным, а с их  физиологическим, не с идеалами, а с инстинктами: и тогда от Боккаччо остается лишь скабрезность, от Шекспира – яд, от Вольтера – сарказм.

И  превращенное в бизнес-индустрию искусство и предлагает этой массе массово производимый продукт, в котором лишь эта «массовость» и остается. То есть речь не о массовости культуры вообще, а о специфической массовой культуре общества потребления эпохи Постмодерна, социального регресса и социальной энтропии.

Противостояние существует не между культурой масс и культурой «элиты», а между культурой, ориентированной на низменное в человеке, на «обезьяну, сидящую в каждом человеке, с которой человеку приходится всю жизнь бороться» и о которой предупреждал Борис Стругацкий, и культурой, ориентированной на начала возвышенного, прекрасного и героического в том же человеке.

Вопрос в том, чему в человеке культура помогает одержать верх: Обезьяне либо Человеку.

Это - проблема социума. Решать ее должен социум и  создаваемые им институты. Создаваемые им институты – это органы государственной власти.

Критерии: борьба за Человеческое в человеке против Обезьяньего в нем же. И когда «деятель культуры» заявляет: «Мне непонятно, что это значит» - это лишь означает, что его это не устраивает. Потому что делать деньги  на обращении к низменному легче. Либо потому, что ему в стране не нужна культура возвышенного и героического, а нужна культура потребления и насыщения. Комфортнее и выгоднее.

Сфера культуры – это сфера производства базовых образцов и ценностей общественной жизни. Сфера культуры – это сфера защиты этих ценностных образцов, сфера развития человека и сфера борьбы за эти ценности и образцы в душе человека.

И политика в сфере культуры – это часть политики страны. И она не существует вне задач, которые стоят перед страной. Если страна ведет войну – культура должна работать на Победу. Если страна работает на прорыв – культура должна работать на прорыв.

То есть транслировать и утверждать образцы и идеалы, нужные для Победы – и для прорыва. Утверждать тот тип культуры вообще и политической культуры в частности, который необходим для успеха страны.

Речь не о пропаганде – речь об утверждении типа культуры: ориентированной на возвышенное и человеческое в человеке или на низменное и потребительское в нем. 

Результаты – в долгосрочной перспективе определяются историей и результатами страны.

В краткосрочной – количеством открытых кинотеатров и музеев, библиотек и снятых фильмов, числом кинозрителей и читателей, причем в первую очередь не в столицах – а в провинциальных малых городах.

Тем, довольны ли приходящие в библиотеки, и тем, насколько недовольна культурной богема и художественные олигархи. 

Если последние недовольны Минкультом - значит он работает хорошо.

Плох тот король, против которого не устраивают заговоры феодальные правители областей. Плох тот президент, которого не боятся олигархи. Плох тот Минкульт, от ненависти к которому не сводит челюсти у компрадорской богемы.

Темы: Искусство и культура, Проблемы культуры в России, Министерство культуры РФ
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 26.05.2018, 16:22
    Гость: У этого Кирилла

    У этого Кирилла явно какая-то "черняховскофобия": может быть это никакой не "Кирилл", а тот самый Лавров, которого Черняховский лет пять назад послал в нокдаун прямо в студии?
    И теперь наш "кирюха" прячутся и ругается исподтишка, чтобы еще раз туда же не слетать?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 26.05.2018, 16:16
    Гость: Гость

    Кирилл никак не вылечится.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 25.05.2018, 10:42
    Гость: В а д и м

    Бросаетесь словами, словно камнями. Что означают термины новояза "красногеноцид" и "краснохолокост"?
    Без наполнения точным смыслом Ваше логическое построение выглядит не более убедительно, чем раздраженная пугань у пивного ларька.
    Хотите обсудить гражданскую войну? Роль насилия в её прекращении? Тогда не бросайтесь камнями, а перейдите на язык точных терминов.
    П. С. Нет большей похвалы автору, чем неаргументированная критика. Переход от существа темы на личности есть свидетельство беспомощности критикующего.
    С уважением В. С.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 25.05.2018, 07:47
    Гость: Тау

    Вы в очередной раз, что называется, «ляпнули не в кассу»: мне этот псевдоисторик тоже, мягко говоря, сильно не нравится, но в данном случае не имеет значения его «святость/ не святость», - это тот редкий случай, когда статья написана верно и по сути, а вопрос об его адекватности следует оставить для другой статьи, благо поводы для этого он предоставляет регулярно!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 25.05.2018, 04:38
    Гость: Кирилл.

    К вопросу об адекватности г-на Черняховского, лившего как-то на km потоки крокодиловых слёз в связи с незавидной участью несчастного "Ворёнка", "умученного" одной очень нехорошей Династией Романовых, которая "сама подписала себе смертный приговор".
    .
    Сергей Черняховский (оправдывает прошлый и обосновывает необходимость дальнейшего КРАСНОГЕНОЦИДА (КРАСНОХОЛОКОСТА) Русского Народа):
    "Формально осуждающие репрессии апеллируют к трагедии гибели невиновных. На деле они парализуют способность страны и государства защищать себя. Лишают государство способности устранять со своего пути группы, противостоящие национальным интересам (ну надо же, МАРКСИСТ-ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТ о НАЦИОНАЛЬНЫХ интересах заговорил! - К.). Лишают большинство страны возможности защищать свои интересы.
    (...)если страна (любая страна) хочет развиваться дальше и быть защищенной от давления внешних геополитических сил, она должна признать простую и естественную вещь: репрессии - это обязанность государства и элиты, отказ от репрессий и осуждение репрессий - преступление перед народом и государством".
    .
    Гражданин Черняховский "должен признать простую и естественную вещь": "осудив репрессии" против "Ворёнка", он "парализовал способность страны и государства защищать себя от давления внешних геополитических сил", совершил "преступление перед народом и государством" и, бось, "сам подписал себе смертный приговор".
    Да-да.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (62)
]]>
]]>
Выбор читателей
Единственный в РФ авианосец «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
Путин подписал указ об утверждении основ государственной языковой политики
Министерство финансов РФ © KM.RU, Алексей Белкин
Михаил Делягин: Санкции Запада меркнут по сравнению с внутренними «санкциями» Минфина
Борис Акунин © KM.RU, Филипп Киреев
Писателя Бориса Акунина заочно приговорили к 14 годам лишения свободы
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Владимир Селиванов, 1 декабря «Алиби»
Нарциссизм: что делать, если самоуважение перерастает в эгоизм
Что такое зона комфорта? Как выйти из зоны комфорта?
«Утрата доверия к собственному руководству – едва ли не худшее, что может с обществом воюющей державы произойти»
Бродячий цирк «Чтобы нас согреть» (CD и МС)
НЕ О.Н. «Live in Krasnoyarsk»
Россия пошла в идеологическое наступление в Беларуси
Дельфин «ПРОЩАЙ ОРУЖИЕ» (CD + компакт-кассета)
Монгол Шуудан «Ремешок»
QUEENtet Сергея Мазаева «Русская сказка»
Скворцы Степанова «Бананы» (квадро-сингл)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.