]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

«В советское время успех в учебе был напрямую связан с последующим жизненным успехом»

21:34 29.05.2019
, Сергей Черняховский

Высшее образование: тупик системы

Чтобы разрешить противоречие между спросом рынка труда и предложением рынка образования, следует подумать о возрождении практики послевузовского распределения выпускников.

Фото с сайта arhnet.info

Власть воспринимает систему образования – и школы, и вузы, и все им сопутствующее – как некое обременение. Зачем существует – непонятно. Денег требует. Дать жалко. Совсем не давать неприлично.

На самом деле образование выполняет как минимум три основные функции — развития человека, культурно-цивилизационного воспроизводства общества и, наконец, подготовки квалифицированных кадров для производства.

Чтобы осознать значение двух первых функций, власти и работодателям не хватает общей культуры и широты мышления. Для понимания значимости самой прикладной, третьей, им не хватает прагматизма. Поэтому российская образовательная система «висит в воздухе»: она не сориентирована на производство и никак не связана с перспективными планами развития страны.

В свою очередь, ни чиновники, ни бизнес не думают о ней как о самостоятельной производственной системе.

Налицо противоречие: для выпускников вузов проблема найти приличную работу по специальности, для работодателей – найти хороших специалистов. Образование как система производства кадров существует в отрыве от потребителя этих самых кадров.

Выпускники вузов жалуются как на уровень зарплат, которые им предлагают, так и на отсутствие рабочих мест по специальности. Работодатели сетуют на отсутствие нужных им специалистов.

Само по себе это противоречие имеет разные корни. Работодатели полагают, что им нужны не образованные люди, а прикладные исполнители. И с этой точки зрения образованный человек, закончивший вуз, для работодателя, скорее, помеха. С одной стороны, у него высокие требования: проучившись пять-шесть лет, он не хочет получать зарплату ниже зарплаты дворника-гастарбайтера, с другой – он новичок в том производстве, для которого ищет специалиста работодатель.

Да и, честно говоря, подготовка, которую дают сегодняшние вузы, действительно невысокого качества: по профессиональному и образовательному уровню сегодняшний дипломник не превосходит уровня советского первокурсника.

Работодатели видят причину в том, что вузы учат студентов всяким общим теоретическим предметам, не давая прикладных знаний. А потому требуют получения доступа к аттестации выпускников и одновременно изменения программ обучения, приближения их к нуждам производства.

Но корень проблемы не столько в «неправильных» программах, сколько в отсутствии баланса между спросом и предложением, когда, грубо говоря, вместо требуемых производству геодезистов предлагают юристов, а вместо инженеров-технологов – пиар-технологов.

В советское время существовала система обязательного трудоустройства выпускников вузов. Кому-то она казалась и кажется тоталитарной регламентацией и ограничением свободы: окончив вуз, человек был обязан идти работать не туда, куда хотел, а туда, куда направили, и при этом отработать там минимум два года.

Сегодня выпускники стали намного свободнее, от регламентации избавились и могут свободно идти куда угодно… Если, конечно, это «куда угодно» имеется.

На деле же старый порядок был системой гарантии и профессиональной адаптации:

- выпускник гарантированно получал рабочее место по специальности;

- для молодого специалиста существовали определенные гарантии, в частности. возможность мягкой адаптации к конкретному производству в конкретной отрасли, то есть непосредственной привязки его теоретических знаний к практическим навыкам;

- выпускнику гарантировалась минимально достойная оплата, которая составляла 120 тогдашних рублей. Сегодня это эквивалент 60 тысяч рублей.

Конечно, при этом можно было оказаться за тридевять земель от места учебы и «малой родины». Но, с одной стороны, периферия как раз давала возможность более быстрого успешного старта (если, конечно, имелась готовность хорошо работать). С другой – степень благоприятности распределения напрямую зависела от успешности учебы. Тот, кто имел более высокие оценки, получал право преимущественного выбора места распределения.

Отличная учеба, то есть «красный» диплом, давали возможность:

 - первым выбрать лучшее место распределения;

- отказаться от распределения в пользу самостоятельного трудоустройства;

- поступить в аспирантуру, что в то время означало почти гарантированное безбедное существование после защиты диссертации и успешную научную или управленческую карьеру.

Успех в учебе тогда был напрямую связан с последующим жизненным успехом. Сегодня этой связи практически не существует. Сама по себе учеба ни на что не влияет. При самой лучшей подготовке и том же «красном» дипломе самый талантливый студент может не получить хорошего места, потому что работодатели предпочтут троечника со стажем работы отличнику без него.

Уже с начала учебы студент без подработки не только не может обеспечить свое физическое существование (если не имеет относительно обеспеченных родителей), но и становится перед выбором. То ли учиться с усердием и не получить по окончании хорошей работы, то ли работать в ущерб учебе (в большинстве случаев работать и качественно учиться на дневном отделении невозможно), зато после защиты диплома уже иметь и работу, и ее двух- трехлетний опыт.

Надо заметить, что в советские времена система послевузовского распределения отнюдь не носила благотворительного характера: отучился – имеешь право на работу. С определенными оговорками, перечень мест все же выстраивался в соответствии с реальной потребностью народного хозяйства. И выпуск дипломников был соотнесен с тем, сколько людей данной специальности требуется в той или иной сфере.

То есть и число студенческих мест определялось в соответствии с тем, что нужно будет производству через 5–6 лет, когда абитуриенты защитят дипломы.

Система образования, работая как часть социальной сферы, обеспечивающей право на образование, одновременно была заточена под решение производственных задач страны и, соответственно, решения задач общегосударственного развития.

Госплан, формулируя задания отраслям промышленности на годы вперед, планировал и количество тех или иных специалистов, которое должно было быть подготовлено. Можно спорить, насколько качественно было это планирование, что из спущенных сверху планов исполнялось, а что нет. Но общий замысел заключался в том, чтобы на несколько лет вперед определиться с тем, когда и в каком количестве нужно начинать подготовку кадров для будущего этапа развития конкретного производства. И их число определялось как на основе моделей развития, так и на основе постоянных запросов предприятий и отраслей народного хозяйства.

Сегодня же «бюджетные» места в вузах выделяются, исходя не из потребностей той или иной отрасли, а из объема выделенных бюджетом средств. Частные вузы вообще готовят не тех, кто будет востребован экономикой, а тех, кто готов заплатить за обучение престижной на данный момент специальности. С целями развития народного хозяйства все это никак не увязано. Промышленность не получает специалистов – выпускники не имеют гарантий.

Работодатели жалуются на то, что не хватает нужных им специалистов. Но обращают внимание лишь на то, каких специалистов им не хватает сегодня. А сегодня их готовить уже поздно. Сказать же, сколько людей, по каким направлениям будет нужно через пять, десять лет (что худо-бедно делал Госплан) не могут ни работодатели, ни государство.

В результате система образования и система производства сегодня разорваны. Как они соединялись в советской системе планирования, известно и многократно раскритиковано. Но альтернативного варианта их соединения пока никто не предложил. 

Темы: Высшее образование в России
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 12.06.2019, 21:53
    Гость: Добрыня

    Вот я и действительно не поверю, потому что сам закончил советский ВУЗ. Сразу после окончания ВУЗа зарплата инженера была минимум 100 р. чистыми на руки. Учителя тоже получали не меньше. И даже только на стипендию можно было с трудом, но прожить. Она была 40-45-50 руб. в зависимости от успеваемости. В переводе на сегодняшние деньги 40*400=16000. Сегодня это зарплата учителя или медсестры.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 11.06.2019, 21:28
    Гость: Jeff

    - выпускник гарантированно получал рабочее место по специальности;
    - выпускнику гарантировалась минимально достойная оплата, которая составляла 120 тогдашних рублей. Сегодня это эквивалент 60 тысяч рублей.
    Неправда это. Меня после окончания Московского Энергетического Института, получения 3-ей премии на конкурсе дипломных проектов (а их было больше 3000), получения за этот проект серебряной медали ВДНХ и публикации во Всесоаюном журнале "Электрические станции" распрделили в ГПИ "Электропроект" с окладом в 88 рублей. А тогда финские сапожки для жены стоили 120 рублей, кило помидор зимой на рынке (в магазинах их не было) - 5 рублей, бутылка водки "Московская особая" - 2,87. За квартиру (полученную в панельном доме на Кашенкином лугу в Москве) и коммунальные услуги - 22 рубля в месяц.
    Жена после окончания Московского Педагогического института работала в школе-интернате #7 преподавателем русского языка и литературы. Была даже классным руководителем. Ее оклад - НЕ ПОВЕРИТЕ! - 57,50 в месяц!
    Имея одного ребенка, мы жили впроголодь.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 09.06.2019, 11:03
    Гость: ахмед

    Самсебе вы Д..... самсебе При Коммунистах были люди а сейчас рабы

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 08.06.2019, 11:35
    Гость: Валлийский Коган-РОСу

    Ну, во первых чего бы ему не требовать? Работа у него такая была.
    Потом в первом Ленинском политбюро не было еврейского большинства, трое из семи это не большинство. Но это к слову.
    Издевательство над русским народо, мне кажется, является весь ваш мазохистский бред про то, что кто то пришёл и народу русскому в семнадцатом году что то навязал. Будь то евреи, латыши или китайцы. Фуфло про интеротряды вы забрали? Недавно ещё популярная тема для словесного поноса была. Теперь вот евреи актуализировались. Китайцев-то на Руси никто не видел, а евреем хоть кого назвать можно. Хоть Ленина, хоть Сталина.
    Но это опять же к слову.
    Про кухарок и сознательных рабочих объяснять здесь формат не позволяет. Вы бы сами прочитали про кухарок то. Там, если из контекста не вырывать смысл вполне доступен даже второкласснику. Прочтите вещь-то.
    Про бесчисленные братские могилы это сильно, только не понятно про что весь пост.
    И про материалы ставшие доступными после развала СССР вы бы поподробнее. Вы про Солженицына с Яковлевым? Катынь с Резуном? Пояснить бы.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 06.06.2019, 07:03
    Гость: samsebe

    Успех в жизни напрямую был связан в партии ты или нет, от родителей, денег, и много чего, ну и конечно от места учебы, а не только успеваемости

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (166)
]]>
]]>
Выбор читателей
Мятеж Пригожина или «Марш справедливости»?
Война на Ближнем Востоке сменилась то ли миром, то ли паузой
Разгром Ирана: три аспекта ирано-израильской войны
Фельдшеры и акушеры смогут заменять участковых врачей
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Бензобак «Без тебя» (интернет-сингл)
В «Хип-хоп Осетии» показали чудо зарождения рэпа среди войн и бандитских разборок
ОбщПит «Питание общего режима» (компакт-кассета)
Трансформация городского пространства: современные тенденции и урбанистические проекты
Кошка Сашка «Ловец снов» (интернет-релиз)
«Приключения электроников», 3 апреля, «ГлавКлуб»
Уточненные данные об экстренной посадке вертолета в городе Сукне опубликовали представители ЛНА
Натуральные способы облегчения боли в пояснице
Секрет элегантности Тины Канделаки
Геномные изменения человеческих эмбрионов - шаг вперед
F.P.G, 25 октября, 1930 Moscow
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.