Недостижимое качество? Или коррупция обыкновенная?

16:10 23.06.2019 , Олег Лурье

Что такое коррупция? Это, как я думаю, в том числе и то, когда сладкие госзаказы получает одна единственная компания или ее дочки

Коррупция – это, по моему разумению, еще и то, что когда продукция этой самой единственной компании, по мнению экспертов, не очень соответствует необходимым уровням безопасности и качества, а заказчик об этом уведомлен, но продолжает перекачивать государственные миллиарды той самой, своей самой любимой компании. Примеры? Пожалуйста.

© KM.RU, Алексей Белкин

Так, член Общественной палаты Артем Кирьянов после серии аварий в метро и разгорающихся скандалов с окнами в электричках начал бить в колокола о монопольных закупках поездов в Москве и области для перевозки нас в метрополитене и на новых линиях МЦД.

В начале июня глава РЖД Олег Белозеров направил столичному мэру Сергею Собянину письмо с результатами анализа характеристик поездов «Ласточка» и «Иволга», первые используются на линиях Московского центрального кольца (МЦК), вторые — на пригородных направлениях Московской железной дороги (МЖД). В письме главе столицы говорится: «В I квартале 2019 г. количество отказов электропоездов ЭГ2Т «Иволга» возросло в 3,75 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (20,7 случая на 1 млн вагоно-км), в то время как количество отказов электропоездов ЭС2Г «Ласточка» за указанный период уменьшилось в 1,5 раза (1,3 случая на 1 млн.вагоно-км)».

Обеспокоенность РЖД понятна, ведь в планах этого года сократить интервал движения поездов по МЦК до 4 минут и открыть первые 2 линии Московских центральных диаметров (пригородные электрички пустят через центр города). Без качественных поездов эти проекты обречены на провал, а Москва — на транспортный коллапс.

Возьмем другой пример — метро, аварии здесь случаются довольно редко, но этот год, похоже, совсем неудачный: руководство Метрополитена публично извинялось уже дважды. Сначала на кольцевой линии тысячи пассажиров оказались заблокированы в тоннелях, затем ЧП случилось между станциями «Алтуфьево» и «Бибирево».

В каждой истории фигурировали поезда «Ока». Почитал отзывы сотрудников — машинисты «Оку» не любят, в профсоюзе Метрополитена также уверены, что этот поезд слишком тяжелый, мощный и энергоемкий для инженерных и электрических сетей метро, поэтому кабельные линии и полотно путей часто не выдерживает, происходят поломки и задымления.

Тема зацепила, стал смотреть производителей и вот что нашел: оказывается, все типы поездов, которые за последнее время стали фигурантами новостей о транспортных коллапсах, поломках и инициировали внутренние проверки РЖД, производит одна компания — «Трансмашхолдинг» (ТМХ), которая вместе с дочерними структурами («Тверской вагоностроительный завод» и «Метровагонмаш») является крупнейшим и, по факту, единственным поставщиком. ТМХ производит поезда «Ока» и «Москва» (используются в метро), а также «Иволгу» и вагоны различного типа для ж/д-составов.

В последние несколько лет ТМХ рапортует о тендерных победах с пионерским энтузиазмом. И какие это победы! Так, недавно был подписан 7-летний контракт на производство 3730 пассажирских вагонов. Помимо этого, есть заказ на «Иволги» для МЦД от АО «Центральная пригородная пассажирская компания» (ЦППК) на сумму 10,9 млрд рублей. И вишенка на торте — договор с «Федеральной пассажирской компанией» («дочкой» РЖД) до 2025 года на поставку 3,7 тыс. вагонов разных типов, стоимость — 237 млрд рублей.

Сайт госзакупок показывает, что ТМХ выступает единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). А что, других нет? Вообще-то есть. Желание и возможности производить поезда для Метрополитена высказывали компании Bombardier, Skoda и Siemens. По лицензии последней, кстати, завод «Уральские локомотивы» производит поезда ЭС1П, ЭС2Г и ЭС2ГП — те самые «Ласточки», которые хорошо показали себя в работе, как сказано в упомянутом выше письме г-на Белозерова мэру Собянину.

Однако по факту реальные конкуренты были убраны из игры тендерными правилами, сшитыми как будто по лекалам «Трансмашхолдинга». Потенциальным участникам необходимо было локализовать производство, открыть КБ, наладить сервисную часть, уронить себестоимость и компенсировать валютные риски. И все это в минимальные сроки. Попробуй тут поконкурируй! Хотя для потенциальных энтузиастов был предусмотрен еще один барьер: требуемая ширина дверей для поездов МЦД сначала составляла 1250 мм, а в обновленных условиях тендера увеличилась до 1400 мм. Чтоб уж наверняка.

Вот ТМХ и стал монополистом, у которого по факту нет ни одного стимула, чтобы обеспечивать качество поездов и сервиса. А пассажиры меж тем оказываются запертыми в тоннелях. Да, по итогам разбора ЧП на «серой» ветке «Метровагонмаш» оштрафован за 1,5 млн рублей. Метрополитен заявляет, что не намерен более закупать поезда «Ока». Но эти санкции — капля в море. ОАО «Тверской вагоностроительный завод» по итогам 2018 года отчиталось о шестикратном приросте чистой прибыли (3,7 млрд рублей), выручка увеличилась на 70% (до 47,2 млрд рублей). Неплохо, да?

Несмотря на штраф и недовольство заказчика, «Метровагонмаш» продолжает оставаться единственным поставщиком Метрополитена. Я посмотрел истории акционеров, полистал СМИ и тут стали выясняться любопытные подробности. Оказывается, до 2011 года совладельцем завода ТМХ был нынешний заместитель мэра и руководитель департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов — российский бизнесмен с эстонскими корнями, фигурант списка Forbes с капиталом 500 млн долларов, который непосредственно перед началом карьеры в правительстве Москвы вышел из бизнеса и развелся с женой. Теперь ТМХ завален миллиардными контрактами на монопольных условиях, а экс-жена Ликсутова входит в топ богатейших людей Эстонии.

Но это еще не все. ЦППК, заказавшая «Иволги» для МЦД, аффилированно к неким Бокареву и Махмудову, как и ТМХ. Какое совпадение! А деньги на покупку подвижного состава (10,9 млрд рублей, напоминаю) компания получила от Москвы и МО. То есть, по сути, они заказали поезда сами у себя на госденьги.

Все бы ничего, вот только поезда получаются некачественные. И, учитывая детали истории, таковыми никогда не будут. В итоге мы имеем, по моему мнению, самую что ни на есть откровенную коррупцию. А здоровье и безопасность москвичей? Так это же дело сто пятое. Особенно, когда речь идет о таких сладких миллиардах.  

Источник: Олег Лурье
Комментарии читателей
25.06.2019, 13:20
Гость: Mr Bean

Не думаю, что надо о чем-то спорить. Вы занимались закупками, а я наоборот почти всю бизнесс жизнь был экспортером, и уже в эмиграции, производителем, продавцом и покупателем вместе. У нас разный бэкграунд и, соответственно, суждения. Тем более главная тема дискуссии иная, - коррупция. Я, вопреки суждениям многих участников форума, считаю, что обвинять московские, да и российские, власти в коррупции при закупках вагонов для РЖД и Метрополитена, за то, что они якобы работают только с одним внутрироссийским производителем не справедливо. Я писал в начале дискуссии, что закупка подвижного состава для РЖД (сюда же входит и метрополитен) сродни закупкам вооружений для армии. Все надо делать самим, иначе в один прекрасный момент Россия встанет в прямом смысле, а этого допускать нельзя.
Так что честь имею до следующего раза.

25.06.2019, 08:26
Гость: Европеец

Я, на основе многих лет работы директором закупок, утверждаю одно - нет такой вещи, которую нельзя бы было закупать с помощью конкуренции сильных поставщиков. Есть люди не умеющие это делать или не желающие.
Назовите мне что-нибудь, что как Вам кажется нельзя закупать тендером (несколькими) и я Вам приведу пример как это можно сделать.
....
Даже эти вагоны.
Производство таких вагонов имеет кучу отдельных составляющих и многие из них получаются от поставщиков. Если государство задаёт производство вагонов какой-то фирме без конкурса - дарит этому производителю и право переговоров с поставщиками. Любой человек понимающий как зарабатывают строительные компании Вам скажет, что на самих строительных работах зарабатывают очень мало - главный заработок - суб-поставки.
Так и в случае с вагонами.
Государство могло сделать несколько тендеров, связанных с производством вагонов :
..
- тендер на двигатели (моторную часть)
- тендер на листовую сталь
- тендер на краски и покраску
- тендер на внутреннее содержимое (мебель, отделка)
- элементы безопасности
- колёсные пары или как их там
....
В результате бы государство получило самые лучшие цены на все из чего вагон состоит. А потом - главный тендер - на фирму, которая будет сборкой всего этого руководить и отвечать гарантиями за весь продукт.
Так я когда то покупал строительство Центра обработки дат большого банка - поверьте - это было посложнее вагонов метро.

25.06.2019, 03:46
Гость: Mr Bean

С вами можно было бы согласится, если бы не одно НО. Нельзя сравнивать компьютеры, то есть массовый товар, никаких переделок внутри Европы, или теже автомобили, опять же никаких переделок не требуется для адаптации к условиям рынка, с электроподвижным составом железных дорог, который любая из перечисленных в статье фирм, должна была бы адаптировать к РЖД. Стандарт в Европе и России разный (в Европе колея 1435мм, а в России 1524мм), так что требуются очень серьезные переделки. Кроме того разные габариты, нагрузки на ось, то есть груоподъемность, высота сцепки и так далее. Адаптация очень серьезная. Просто так взять стандартный в той же Германии или Чехии вагон и отправить в Россию нельзя. Не каждая Западная фирма везмется за такой заказ, за короткий срок адаптировать подвижной состав, изготовляемый по европейским стандартам, к российским стандартам. Это же относится и к вагонам метро. Вы можете возразить, что в Европе вагоны уже, ниже и легче, значит и переделок меньше. Но и вместимость их так же меньше, что вряд-ли устраивает Российский метрополитен или РЖД. Но суть вопроса все же в другом. Ведь в статье российские и московские власти обвиняются в коррупции при проведению торгов на закупку электроподвижного состава. Я же считаю, что эти обвинения не обоснованы и лживы. Во всяком случае в данном конкретном случае.

]]>
Загрузка...
]]>
]]>
Загрузка...
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.