]]>
]]>

Ушедшая великая эпоха, или О чём говорят названия московских улиц?

Советская эпоха оставила в Москве воспоминание о себе как о величайшей промышленной державе 

Лет через двадцать значительная часть жителей столицы вряд ли будут знать, что означают названия московских улиц

Вряд ли кто будет спорить с тем, что каждая эпоха оставляла после себя в Москве вполне определенный след, и советская эпоха не стала исключением. Вот только какой он, этот советский след?


Судостроительная улица. Фото A.Savin с сайта wikimedia.org

Кто-то наверняка тут же вспомнит, как коммунисты сносили церкви и целые московские кварталы, пытаясь выстроить город «светлого будущего». Выстроить не получилось, хотя задумано все было неплохо и с впечатляющим размахом. Но каждый раз что-то мешало воплотить градостроительные программы в жизнь.

Тем не менее, советская эпоха заметно преобразила облик Москвы, оставив, пожалуй, главное о себе воспоминание – как о величайшей промышленной державе. Ключевое слово здесь – «промышленной», потому что в советскую эпоху Москва не только опять стала столицей, но и крупным промышленным центром. Одним из крупнейших в Европе. И не случайно, что гитлеровские полчища так настойчиво рвались к Москве в 1941 году, стремясь взять под контроль или ликвидировать такой крупный промышленный район, каким была Москва.

Следы былой промышленной московской мощи остались до сих пор, хотя Москва давно уже не является крупным промышленным центром. Новая эпоха стабильности привела к тому, что Москва пережила серьезнейшую деиндустриализацию, превратившись из промышленного, скорее, в офисный центр, с кучей всевозможных контор, банков, фирм и т.д.

Некогда мощнейшие предприятия – ЗиЛ, Динамо, Серп и Молот и десятки других - попросту исчезли, оставив после себя только грустные воспоминания. Уже сейчас вряд ли кто из молодого поколения сможет объяснить, почему станция метро, улица и площадь носят название «Автозаводская».

В тупик, наверняка, поставит аналогичный вопрос относительно улиц Вагоноремонтная, Судостроительная, Часовая, Велозаводская, Электродная или Шарикоподшипниковская. Станция МЦК «ЗиЛ», также как и метро «Авиамоторная», «ВДНХ», «Динамо» однозначно вызовут недоумение.

В лучшем случае будет проведена параллель с футбольным клубом «Динамо», но никак не с легендарным предприятием, упраздненным в 2015 году.


Кузнечный цех завода «Динамо» постройки 1925 года. Фото Александр Сигачёв с сайта wikimedia.org

Так получилось, что ветры перемен, задувшие в конце восьмидесятых годов, снесли стены заводских и фабричных корпусов до основания, и от них остались только названия улиц.

Тех самых улиц, которые когда-то получили свои названия благодаря заводам и фабрикам, но смогли пережить их, оставшись единственными свидетелями некогда выдающейся промышленной мощи Москвы, да и Советского Союза. Потому что такая ситуация, какая имеет место быть в Москве, наблюдается во многих городах на всем экс-советском пространстве.

Причем вне зависимости от страны: Россия это или Украина с Казахстаном, Латвия или Грузия. По всей одной шестой части суши, некогда окрашенной в единый красный цвет, после 1992 года прокатился всё сметающий на своем пути каток деиндустриализации.

Вместо снесенных заводов и фабрик появились либо жилые кварталы, либо офисные и торговые центры, почему-то в массе своей названные английскими словами.

Даже деловой район Москвы получил название «Сити», хотя Москва – это не Лондон, и вряд ли кто-то с этим не согласится. А уж сколько там всяких «тауэров», «плаз», «моллов», «лаунжей» образовалось – считать устанешь.

Конечно, надо признать, что в современном мегаполисе не место крупным заводам и прочим предприятиям. С этим не поспоришь. Но можно вспомнить Париж, тоже вроде как не маленький город.

В начале ХХ века известный автопроизводитель Луи Рено открыл свой первый автосборочный цех в самом центра французской столицы. К пятидесятым годам стало ясно, что крупный автозавод в двух шагах от Собора Парижской Богоматери является анахронизмом, но вот что удивительно: французы завод не разгромили и не обанкротили, а наладили выпуск машин Renault в других местах. В других французских городах и даже в других странах. Например, в той же самой Москве, на территории бывшего автозавода АЗЛК.

Но у нас привыкли действовать с размахом – раззудись плечо, размахнись рука и хрясь, нет ни АЗЛК, ни ЗиЛа, ни Серпа и Молота с Динамо. Вместо того, чтобы вывести производство в какой-нибудь депрессивный регион, к ликованию местных властей и жителей, получивших работу, проще завод закрыть, а на сверхдорогой московской земельке натыкать бетонных коробок.

Стоит ли после этого удивляться, что у нас строительством автозаводов занимаются уже китайцы, а вот своего легкового автопрома у России фактически нет. Вернее, опять появился «Русский Рено», как было при царе-батюшке, да мертвой хваткой вцепились в российский рынок корейцы. А Серп и Молот вполне могут заменить китайцы.

Они вообще много чего могут заменить, так, например, старейшая московская типография «Красный пролетарий», в честь которой получила свое название Краснопролетарская улица, на определенном этапе стала не нужна собственникам, которые решили печатать книжки в Китае.

Огромное здание типографии переделали под офисы и магазины, коллектив распустили, оборудование продали. Лично мне в свое время пришлось очень близко познакомиться с типографией «Красный пролетарий», которая поразила меня не только двухэтажными печатными машинами MAN, но и основательностью конструкции главного производственного корпуса.

Это здание смогло бы простоять минимум лет триста, а то и пережить бомбардировку. Остается только догадываться, какие колоссальные деньги были потрачены в советское время как на само здание, так и на полиграфическое оборудование, и вот всё это в одночасье стало вдруг не нужным...

Разумеется, и типографии, и автозаводы и прочие фабрики не были бы возможны без впечатляющего роста в СССР научного потенциала. Если выражаться проще, то СССР всегда славился своими учеными и конструкторами, ведь не зря было сказано, что кадры решают всё. Особенно научно-технические кадры.

Неудивительно, что в Москве имеется более двадцати улиц, носящих имя того или иного академика. И если гипотетический молодой человек, допустим, в 2030 году ещё сможет объяснить, почему Судостроительная или Электрозаводская улица так называются, то вот улица академика Королева, Янгеля, Павлова или Челомея вгонит его в глубокую задумчивость. Да и сейчас уже мало кто знает, почему именами этих академиков названы московские улицы.

А ведь это история страны, причем самой её выдающейся эпохи. Можно сколько угодно долго оплевывать советское прошлое и биться в антисоветской падучей, но именно советская эпоха создала вторую экономику мира, передовую науку, и именно в советский период страна была мощнейшей военной державой. Достаточно посмотреть, сколько улиц в Москве носят имена выдающихся военачальников. Тухачевский, разумеется, не в счет.

Никогда - ни до, ни после СССР - Россия не будет сочетать эти три фактора, которые делают страну не просто великой, а сверхдержавой. Именно в советский период удалось собрать воедино все козыри страны – богатейшие природные ресурсы, многочисленное население и новый социальный строй, что позволило совершить колоссальный скачок от сохи к атомной бомбе и от телеги к орбитальному полету.

Конечно, Советский Союз не являлся идеальной страной, как и любая другая страна. Идеальных стран не существует в природе, вернее, они существуют только в романах фантастов. Тем не менее, неидеальный Советский Союз оставил после себя столько заводов и фабрик, столько великих ученых и выдающихся военачальников, сколько не оставила вся предыдущая тысячелетняя истории России.

Да и постсоветское время, как мы видим, не добавило в актив страны ни новых мега-заводов, ни нового Королева и Туполева. Так что непонятно, в честь кого или чего называть улицы, допустим, в Новой Москве?

Комментарии читателей
13.07.2019, 12:51
Гость: Sans nom -

Да по разному бывает,
Много пиитов жили при тиранах, сбствнно,ещё вопрос,что такое тиран,были и неплохие тираны,не злоупотребляли человечиной.
И вполне неплохо те поэты жили,умерли при нотариусе и эээ счастливой вдове,знаетель ,
.
Вот,Пушкина читали только царь да приятели ,ценили,а народ взахлеб читал
Некоего Никитина,
Вы знаете Никитина? Никто не знает.
Вот,Николай Гугл тоже ценил,придет,бывало, к Пушкину,а у того очередное шампанское,дым карамыслом,Пушкин так и искрится идеями, их Гугл и записывает в блокнотик,аккуратно,
А Пушкин раскраснелся весь,вскакивает,бакенбарды растягивает в стороны,зубы скалит,рычит, общем,балбес балбесом, хоть и гений

13.07.2019, 10:10
Гость: Алексин - Да бросьте

Тираны поэтов не понимают,
Когда понимают - тогда убивают.

13.07.2019, 01:58
Гость: Sans nom -

Да бросьте.
Это-судьба поэта.
У каждого поэта-своя
Чёрная речка и свой дантес.

]]>
]]>
]]>
Загрузка...
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.