Программа утилизации: продолжение следует?

«Эксперимент по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию», как официально называлась программа утилизации автохлама, завершился успешно: с марта 2010 по декабрь 2011 гг. было выдано 600 тысяч сертификатов, на что государство потратило 30 миллиардов рублей. Суть эксперимента, напомним, была такова: сдавая автомобиль старше 10 лет на переработку, автомобилист получал сертификат, позволяющий приобрести новую машину отечественной сборки со скидкой в 50 тысяч рублей. Когда программа только стартовала, люди на древних «Жигулях» буквально брали штурмом автосалоны, чтобы получить заветный сертификат на новенькую «ласточку»! Это ли не показатель успеха?
Впрочем, об успехе поговорим отдельно. Объявляя программу, чиновники преследовали несколько целей: во-первых, поддержать российский автопром, под которым, конечно, подразумевался АвтоВАЗ (на продукцию автогиганта в рамках эксперимента пришлось почти 80% продаж), во-вторых, обновить автопарк страны, ликвидировав сотни тысяч старых машин, опасных для дорожного движения. И если первая задача была выполнена идеально — тяжелейшему кризису не дали «прихлопнуть» автомобильную промышленность России, то со вторым пунктом вышла небольшая промашка... Поскольку и Минпромторг, и МВД от контроля за утилизацией автохлама самоустранились, многие ушлые утилизаторы начали торговать «списанной» техникой направо и налево: в разгар программы старые «Жигули» и «Москвичи» продавались по 10-15 тысяч рублей! Без документов, конечно, что совершенно не пугало таксистов-бомбил, покупавших такую технику для работы «на убой».
Также не обошлось и без скандалов. По стране прокаталась череда случаев, когда автомобилисты сдавали свои машины в «пункты утилизации», но вместо сертификатов получали непонятные бумажки, которые ни один автосалон не желал менять на скидку. Когда же гражданин в поисках правды возвращался в «пункт утилизации», его встречал пустой офис, откуда «утилизаторы» благополучно сбежали, прихватив и принятые у населения машины... Но, по большому счету, программа удалась — многие россияне, доселе и не мечтавшие купить новую машину, смогли обзавестись современными шедеврами нашего автопрома. Те, кто не сумел вовремя «обменять» старую машину на новую, продолжают бомбардировать Минпромторг письмами, требуя возобновить выдачу сертификатов.
И вот на прошлой неделе директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга Алексей Рахманов сообщил радостную для многих россиян новость: программа льготной утилизации легковых автомобилей может быть продлена уже в этом году!
«Если правительство увидит потребность в мерах поддержки, мы не против. Технически для продления программы препятствий нет», — приводит слова чиновника «Российская газета». Правда, новый проект будет менее масштабным, чем завершившаяся недавно программа: в Минпромторге хотят поддерживать только определенные категории граждан — либо инвалидов, либо жителей небогатых регионов, где спрос на автомобили невелик.
В любом случае, в Минпромторге считают, что стимулирование объемов выпуска автомобилей и обновление автомобильного парка страны — задачи первостепенные. И чтобы их выполнить, можно действовать разными способами. Как вариант, изменить систему начисления транспортного налога, сделав привязку к экологическому классу машины: чтобы старые машины, не отвечающие современным экологическим требованиям, обходились владельцам дороже (такая идея сейчас всерьез обсуждается «наверху»).
Однако на такую реформу уйдет много времени, а вот возобновить программу утилизации труда не составит — механизм отработан и вполне работоспособен. Правда, пока конкретных планов по возрождению популярной программы не намечено, а самое главное — денег на реализацию такого проекта в бюджете не заложено. Так что желание возобновить эксперимент по утилизации — только частное мнение одного чиновника.
Комментарии читателей Оставить комментарий