Российский авторынок: пять месяцев падения

В прошлом году многие экономисты и эксперты с радостью указывали на стабильность российской экономики, подкрепив её цифрами роста авторынка

Действительно, в прошлом году российский автомобильный рынок начал расти впервые за несколько лет, показав по итогам года рост на 12%. В 2018 году в России было продано 1 млн 624 тыс. новых легковых автомобилей.


© KM.RU

Правда, эти показатели не вывели отечественный рынок в европейские лидеры, как было в нулевые годы, когда рост рынка превосходил самые смелые ожидания, а понравившуюся иномарку приходилось ждать месяцами.

Тем не менее, отвечающим за экономику правительственным мужам рост российского автомобильного рынка дал повод говорить об улучшающейся экономической ситуации в стране.

Кое-кто поспешил заявить о том, что пик кризиса пройдет и теперь жить станет лучше, станет веселей. Впрочем, все это мы слышали с самых высоких трибун ещё в 2015 году.

Но вот наступил 2019 год, на который вроде как были запланированы «прорывы» и … опять двадцать пять. Вернее, пока что за пять месяцев 2019 года рынок упал на 2,2%.

По данным Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ), в апреле спрос на новые легковые машины снизился на 2,7%, а в мае уже на 6,7%. Так, в мае было реализовано 138 000 новые легковых автомобилей против 148 000 за май 2018 года.

Падение продаж на 13% зафиксировал Nissan, 8% - Renault, 10% - Mercedes-Benz, 33% и 34% - Peugeot и Citroen и 30% - Ford. Последний автопроизводитель вообще уходит с российского рынка, так как больше не верит в его перспективы. И понять американцев можно – правильность их решения доказывают цифры продаж, которые опять устремились вниз.

Стоит отметить вот какой момент: все перечисленные автопроизводители имеют в России собственные заводы, что позволяет им реализовывать машины значительно дешевле, если бы они завозились в страну из-за рубежа. Российская сборка снижает цену пусть не кардинально, но все-таки снижает. Тем не менее, даже такой козырь не помогает удерживать продажи на стабильном уровне.

Автопроизводителям, которые не имеет своих заводов в России, приходится совсем туго: на 58% упали продажи у Honda, на 22% у Jaguar, на 20% у Lexus, а своеобразный антирекорд - минус 95% - установила компания SsangYong, которая вроде как присутствует на российском рынке, но её продажи иначе как катастрофическими не назовешь.

Конечно, есть фирмы, которые кратно увеличили рост продаж, например, китайские Geely (+280%) и Haval (+180%). Неплохо идут дела у корейского премиум-бренда Genesis (+80%) и американского Jeep (+48%). Но это всё, по большому счету, экзотика, продающаяся в относительно небольших количествах и, по сути, на статистику продаж влияющая не сильно.

А вот компании, выпускающие автомобили массового сегмента – Lada, Kia и Hyundai - показали рост в 4%, 1% и 2% соответственно. Российским бестселлером стала Lada Granta, которая за пять месяцев 2019 года нашла 52 000 покупателей.

Это говорит о том, что в своей массе российские автомобилисты – люди небогатые, денег у которых хватает в основном на покупку бюджетных моделей, к числу которых относится Lada Granta. Да и то не все «бюджетники» могут похвастаться хорошим спросом.

Так, сверхпопулярные Hyundai Solaris и Kia Rio продемонстрировали падение спроса на 10% и 8%, а Renault Duster и Sandero на 12% и 3% соответственно.

Авторынок любой страны - и российский не является исключением – это своеобразный индикатор экономической ситуации в стране. Когда люди не располагают лишними деньгами, то тратят их на товары первой необходимости, к которым автомобили совершенно точно не относятся.

Судя по всему, в 2019 году лишними деньгами располагает не так уж много людей, раз цифры продаж, как и в предыдущие годы, опять поползли вниз. Пока что не катастрофически, хотя падение спроса на 6,7% в мае  настораживающий показатель. Весной, как правило, спрос наоборот растет, а тут падение и в апреле, и в мае. А что будет по итогам года – остается только догадываться. Но вряд ли удастся реализовать 1 млн 624 тыс. новых легковых машин, как в 2018 году.

Вместе с тем, на проходящем в эти дни Петербургском Международном Экономическом Форуме (ПМЭФ) умные дяди в пиджаках и галстуках с умными лицами рассуждают о: стратегии сопряжения большого евроазатского партнерства, новых источниках развития экономики, инновационных моделях построения промышленности в условиях новых мировых вызовов, цифровой экономике, гибкой и новаторской банковской системе и т.д.

В общем, который год подряд идет бодрое и звучное сотрясание воздуха, произносятся миллионы мудреных фраз и словечек, а воз и ныне там. Рост экономики опять прогнозируется в рамках статистической погрешности, обещанные прорывы пока существуют лишь в чьем-то воображении, как и беспрецедентный рост зарплат, а вот падение автомобильного рынка - самая что ни на есть реальность.

Когда в прошлом году все великие экономисты дружно радовались его росту и тыкали в кривые графиков, дескать, смотрите, дно пройдено, все мы делали правильно и вот оно - наглядное доказательство наших талантов и усердного труда, некоторые эксперты дружно предсказали российскому авторынку непростые времена. И как в воду глядели: спрос падает.

Да ещё такие ключевые игроки, как Ford, который в девяностые годы во многом и сформировал отечественный авторынок, предпочел собрать вещички и убраться восвояси. Американцев можно упрекать во многом, но одного у них точно не отнять – деньги считать они хорошо умеют. Настолько хорошо, что этому умению у них нужно и стоит учиться.

Фактически из всех представителей американской Большой тройки – General Motors, Ford и Chrysler - в России представлен лишь дочерний бренд «Крайслера» - Jeep, да Cadillac от General Motors. Первый бренд за пять месяцев 2019 года реализовал всего 841 автомобиль, а второй – 344, что говорит само за себя.

При этом у американцев есть недорогие модели, которые могли бы продаваться в России и пользоваться спросом. Но они их не выводят на российский рынок в силу ряда причин. Если быть точнее, то такое ярко выраженное игнорирование российского рынка ведущими мировыми автопроизводителями говорит лишь о том, что американцам он банально неинтересен и его перспектив они в упор не видят.

Для сравнения можно провести параллели с китайским авторынком, который американцы «окучивают», не жалея сил и средств.

Производитель электромобилей Tesla вообще прыгнул выше головы, получив впервые в истории современного Китая разрешение у китайского правительства на строительство завода без участия в проекте китайского партнера. А остальные представители Большой тройки разрабатывают специально для китайского рынка оригинальные модели, создают суб-бренды и вкладывают в китайскую экономику огромные средства.

И такое рвение вполне понятно – Поднебесная чуть ли не ежедневно демонстрирует прорывы и стабильность, что наглядно подтверждает ежегодный рост китайского рынка и растущее благосостояние китайских трудящихся.

Вот почему за китайский авторынок будут сражаться не на жизнь, а на смерть все без исключения мировые автопроизводители. Например, именно китайский рынок не позволил умереть старейшей американской марке Buick, именно он спас английскую марку MG и возродил немецкую фирму Borgward.

А как может быть интересен российский авторынок, когда от него неизвестно чего ожидать? На словах, особенно произнесенных с высоких трибун, конечно же, всё хорошо, прекрасная маркиза. Вот только Honda с падением продаж на 58% или имеющая в России несколько заводов Renault с падением спроса на 8% с этим вряд ли согласятся.

Длящаяся годами устойчивая депрессия российского авторынка, чего не было даже в девяностые годы, видимо, приведет к тому, что и многие другие игроки станут подумывать, если уже не подумывают, об уходе с него. Ведь деньги хорошо умеют считать не только американцы.

Так что не исключено, что скоро мы услышим не только от Ford, но и от других автопроизводителей – вы держитесь там и хорошего настроения.

Комментарии читателей
15.06.2019, 09:34
Гость: Моряк

Так напишите жалобу в Renault, ВАЗ им давно принадлежит с Ниссаном.

13.06.2019, 13:32
Гость: андрей

все уйдут с рынка если не научатся делать электрические беспилотники

13.06.2019, 13:27
Гость: андрей

езжу на немецких машинах последние 15 лет
ни разу не мыльницы
рекомендую в них хотя бы посидеть

]]>
Загрузка...
]]>
]]>
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.