Apple столкнется с массой новых вызовов без своего главы

Стив Джобс, один из наиболее успешных исполнительных директоров корпоративной истории, однажды сказал, что всегда воспринимал себя не как менеджера, а как лидера. А его понятие лидерства предполагало подбор наилучшего персонала, его поощрение и создание среды, в которой сотрудники компании могли бы работать самым лучшим образом.
Но аналитики считают, что команду Apple ждет куда более сложный путь к успеху в будущем, в котором в качестве главы будет не г-н Джобс.
Джобс, заявивший в среду о своем уходе с поста исполнительного директора Apple, вкратце сказал в интервью, что после возвращения в компанию в 1997 году стиль его правления менялся от года к году, по мере взросления.
В свои ранние годы в компании, до того, как в 1985 году он был вынужден уйти, Джобс участвовал в процессе, цеплялся к мелочам и бранил коллег. Но позже (сначала в анимационной студии Pixar, сооснователем которой он является, а потом – во время второго пребывания в Apple) он больше полагался на других, больше прислушивался и доверял членам своих дизайн- и бизнес-команд.
В последние годы деятельность г-на Джобса носила скорее корпоративный характер. «Необычайно одаренный и великолепный дирижер», – так охарактеризовал Джобса профессиональный пианист и ученый Майкл Хоули, который работал с ним в течение многих лет. «Стив проделал огромную работу по созданию обширной базы талантов», – сказал он.
Студия Pixar, где было отличное руководство, никогда не давала сбой и продолжала делать один успешный шаг за другим, включая такие проекты, как «В поисках Немо» и «Валл-И», которые были выпущены спустя много лет с момента ухода Джобса обратно в Apple.
Так или иначе, аналитики считают, что для компании дела будут идти достаточно гладко. Они отмечают, что Джобс был скорее на втором плане в Pixar, где креативные решения принимал Джон Лассетер. В 2006 году студия была продана Диснею за $7,4 млрд.
В Apple же влияние Джобса ощущается более явно. Он принимает окончательные решение касательно разработки продукта, если не конкретных деталей. Аналитики полагают, что каких-либо резких изменений не будет.
Для Apple хорошо то, что продукты индустрии на ближайшие 2-3 года уже намечены, считает профессор Гарвардской бизнес-школы Дэвид Йоффи. «Так что на 80-90% ситуация останется прежней, даже без Стива», – сказал он.
«Реальные проблемы для компании начнутся уже после этого периода, – рассуждает Йоффи. – Apple будет нужен новый лидер, у которого будет новое видение о том, как воссоздать бизнес и управлять им».
Преемник Джобса Тимоти Кук, работающий главным операционным директором компании, управлял ею в период, когда Джобс не выполнял свои обязанности из-за проблем со здоровьем. Но он в первую очередь эксперт по операциям, а не лидер команды, занимающейся разработкой продукта (талант, который был присущ Джобсу).
Джобс принимал окончательный вердикт относительно продуктов компании. Например, когда разрабатывался iPhone, то в течение года было создано три его прототипа, и первые два не удовлетворили требований г-на Джобса. Он одобрил третий, и в 2007 году продукт компании вышел на рынки.
Как объяснял сам Джобс, его решения были основаны на понимании технологий и массовой культуры. Не фокус группы, а именно его собственные умозаключения и интуиция определяли решения. Когда один репортер спросил его о том, что показало исследование рынков относительно продукта iPad, он сказал: «Ничего. Знать, чего желать, – это не работа покупателей».
Понятие «вкус», которым он часто пользуется, играет важную роль в бизнес-философии г-на Джобса. Он руководствовался собственным богатым опытом и массовой культурой своего времени. В 1972 году, когда Джобс окончил школу, он сказал, что в ней был слишком силен дух 60-х. Он поступил в колледж Рида в Портленде, штат Орегон, но спустя семестр покинул его.
Говоря о долгосрочных вложениях в развитие человечества со стороны «Силиконовой долины», он упомянул изобретение микрочипа и «Каталога всей земли», который является своего рода «Википедией» 60-х годов.
Как объяснял Джобс, величайшие продукты были триумфом вкуса и «попытки понять все лучшее, что сделали люди, и потом попытаться привнести это в то, что делаете вы».
Г-н Йоффи считает, что Джобс «обладает уникальной комбинацией креативности и решительности» и полагает, что «его никто не сможет заменить».
Комментарии читателей Оставить комментарий