Франция-Россия-Украина-Болгария-Испания. 1999. 120 минут.
Авторы сценария Сергей Бодров, Луис Гардель (Louis Gardel), Рустам Ибрагимбеков, Режис Варнье (Regis Wargnier)
(Regis Wargnier)
Оператор Лоран Дайян (Laurent Dailland)
Художники Алексей Левченко, Владимир Светозаров
Композитор Пэтрик Дойл (Patrick Doyle)
(Sandrine Bonnaire), Олег Меньшиков, Сергей Бодров-младший, Катрин Денёв (Catherine Deneuve), Татьяна Догилева, Богдан Ступка, Рубен Тапьеро (Ruben Tapiero), Эрван Байно (Erwan Baynaud), Григорий Мануков, Меглена Караламбова, Атанас Атанасов, Таня Массалитинова, Валентин Ганев, Николай Бинев, Рене Фере (Rene Feret)
Посещаемость - 462 444 зрителя во Франции
Кассовые сборы - $5,8 млн. в мире
Оценка - 7,5 (из 10)
Социальная мелодрама
Поверив сталинской пропаганде, в первый послевоенный год в СССР начинают приезжать из заграницы русские эмигранты и их потомки, желающие жить на своей исторической родине. В их числе - и семья Алексея Головина, который женат на француженке Мари и имеет семилетнего сына Сергея. Вряд ли они предполагали, что попадут в своего рода капкан, из которого можно будет вырваться только много лет спустя, пройдя через унижения и потери.
Сюжет этого фильма, возможно, чересчур привычен для нас, немало повидавших на экране историй про страшные сталинские времена - так что ещё одна из них не поразит своей безысходностью, а скорее всего растрогает повышенной эмоциональностью. И это вполне типично для западных представлений о канувшей эпохе непременно в беллетризированном, именно мелодраматическом стиле, когда действительно можно и даже нужно расчувствоваться, искренне сопереживая героям, оказавшимся заложниками диктаторского режима.
Данная лента французского режиссёра Режиса Варнье возникла вместо несостоявшегося среднеазиатского проекта - и тем не менее «Восток-Запад» образует с его предыдущими работами «Индокитай» (1992) и «Французская женщина» (1995) своеобразную трилогию, занимая в ней (несмотря на свою замыкающую позицию по хронологии создания) именно срединное положение между Востоком и Западом, на пространстве бывшей советской империи. Да и тематика новой картины вкупе с её жанром позволяет рассматривать все три фильма Варнье как имперско-любовный триптих, повествование о частных судьбах отдельных людей с их горестями и радостями на фоне исторических катаклизмов преимущественно послевоенного времени, на рубеже 40-50-х годов. Крушение французской колониальной системы в Индокитае; послевоенный передел Европы и, в частности, Берлина, рассечённого на четыре зоны, которые контролировали прежние союзники, ставшие противниками в эпоху «холодной войны»; наконец, период, предшествующий агонии сталинского режима, - все эти события большой политики оказывают неизбежное влияние на то, что творится в личной жизни обычных людей.
Причём главными персонажами во всех трёх историях, поведанных Режисом Варнье, всё-таки следует считать женщин - как наиболее тонко и обострённо чувствующих существ, испытывающих на себе разной степени давление общественных обстоятельств и глобальных мировых потрясений. Но в «Индокитае» образ француженки Элен, владелицы каучуковых плантаций во Вьетнаме в момент распада империи, не был лишён несколько прямолинейного сопоставления с участью самой Франции, теряющей свое богатство и влияние в Юго-Восточной Азии. А во «Французской женщине» даже поклонники ленты не могли отрицать наличие явного эмоционального крена в трактовке поведения ещё одной француженки - Жанны, изнывающей от любовного томления всё же далеко в стороне от бурных событий ХХ века, в то время как её муж занят исполнением своего воинского долга на благо родины - то в Европе, то в Азии.
Как раз в картине «Восток-Запад» постановщику удалось примирить собственную тягу к историческим обобщениям и неиссякаемый интерес к интимным переживаниям тех, кто «унесён ветром» эпохи. А в героине по имени Мари уравновесил её вынужденную включённость в то, что творится в чужой стране, и испытываемые женщиною смешанные чувства любви, отчаяния и желание во что бы то ни стало сохранить личное, женское (и национальное!) достоинство в любых ситуациях. Она - французская женщина, но не у себя на родине и не в отдалённой колонии, где могла бы быть властной хозяйкой, а напротив, оказавшаяся в положении униженной и оскорблённой. Мари стала жертвой обмана властей и разуверилась на какое-то время даже в муже, пока он сам не доказал спустя годы, что вовсе не предал её и не продался режиму, постоянно думал лишь о спасении своей семьи - за пределами территории, поистине превратившейся для всех в «социалистический лагерь».
Вот тут и обнаруживается принципиальная разница между фильмом «Восток-Запад» и другими частями условной трилогии. Женщины и мужчины, подобно личному и историческому в экранных работах Варнье, никак не могли найти счастливый союз друг с другом. У Элен в «Индокитае» после смерти воспитанницы-вьетнамки хотя бы остался приёмный внук - плод красивой, но обречённой любви Камиллы и военного моряка Жан-Батиста. Во «Французской женщине» героиня не могла удовлетвориться ни ролью матери, ни тем более в качестве вечно одинокой жены - ей оставалось только умереть от любви, так до конца и не реализованной, как хотелось бы. И лишь в «Востоке-Западе» Мари, сохранившая верность себе и собственным нравственным правилам даже в случае любовного романа с молодым соседом Сашей, который пытался ей помочь вырваться из СССР, получает в финале самый дорогой подарок от мужчины, какой только и может быть, наверно, в жизни женщины. Её муж Алексей готов пожертвовать собой и своей карьерой не в порыве мальчишеской влюблённости, а по велению семейного долга перед женой и сыном. В его лице французская женщина наконец-то получила «мужчину своей жизни» (кстати, вспомним, что дебют Режиса Варнье назывался «Женщина моей жизни»). И не так уж важно, соединятся ли оба когда-нибудь через десятилетия за пределами рассказанной истории. Закадровое послесловие здесь явно излишне.
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий