«Филфак»: гвоздь в гроб российской филологии
Кадр из сериала «Филфак»
Вряд ли для кого-то в нашей стране это является новостью. Телевизионщики пошли ва-банк и задолго до премьеры сериала вывесили кричащую рекламу практически на каждом столбе. Неприличные постеры, признаться, сильно раздражали. С афиш на нас взирала исполнительница главной роли Лены Александра Бортич, прикрывающая грудь увесистой книгой. Поскольку фолиант почему-то имел пустые страницы и был искусно подогнан под цвет кожи, он легко мог вызвать у невнимательного зрителя фривольную ассоциацию эротического характера. Впечатление добивал претенциозный слоган: «Для тех, кто видит книгу».
Вероятно, предполагалось, что ситком должны оценить по достоинству, прежде всего, опытные словесники и ценители прекрасного. Однако в первые дни ТНТшники гордо отрапортовали, что в какой-то момент количество просмотров «Филфака» перекрыли рейтинги Первого канала. Вряд ли среди зрителей преобладали «юноши бледные со взором горящим» и «тургеневские девушки».
Кадр из сериала «Филфак»
Чем же привлек сериал народ? Во-первых, на рейтингах «Филфака», безусловно, сказалась массированная пиар-атака. Во-вторых, нам предложили архетипическую ситуацию с сексуально озабоченными «ботаниками» и игнорирующими их девушками вамп. Итак, трое тщедушных друзей с разной степенью успешности постигают азы филологии. Трепетный Миша Соломонов безнадежно влюблен в красавицу Лену. Та отдает предпочтение туповатому альфа-самцу Боре с факультета физвоспитания. Однако, оставшись без жилья, она вынуждена принять предложение безотказного Миши поселиться на время в его просторной квартире.
Прожженный циник Женя Морозов (Алексей Золотовицкий) всеми силами пытается привлечь внимание противоположного пола, но выглядит настолько несуразно, что девушки проявляют к нему ноль внимания и фунт презрения. Еще есть живущий в своем мире Рома Бабин, предпочитающий литературоведческим штудиям компьютерные игры, и патетичный профессор Гудков (Ефим Шифрин), который много лет сохнет по молодой преподавательнице Вере, изменившей ему еще студенткой.
Кадр из сериала «Филфак»
«Филфак» почему-то сравнивают с «Теорией большого взрыва», которая даже упоминается по ходу действия. Но что общего между остроумным американским ситкомом о молодых ученых и очередной отечественной жвачкой на извечную тему, как слабосильные эрудиты страдают от произвола быдла? Эту печальную и поучительную историю совсем необязательно было помещать в филологический антураж. С таким же успехом героями могли бы быть физматовцы, философы и, особенно, ботаники. В данном случае декорации сути не меняют – как ты ни изгаляйся, все равно на выходе те же «Реальные пацаны» получаются.
Кадр из сериала «Филфак»
Филологам ловить здесь практически нечего. Едва начинаешь оживляться при упоминании русских классиков и знакомых дисциплин, как тебя тут же огорошивают низкопробными шутками, типа «введение в литературоведение, введение в языкознание – девушка, если вы все хотите знать о введении, то обращайтесь ко мне». Особенно раздражают «комментарии» после серий, о том, кто такой Берроуз или Катулл. Из той же оперы и «вяловатый Гамлет» из чудовищного доклада Лены. Впрочем, и персонажи сами такие же вялые, и лишь игра Саши Бортич, Ефима Шифрина и сына Игоря Золотовицкого Алексея хоть как-то оживляют общую картину.
Кадр из сериала «Филфак»
Печально, что студентов, живущих наукой, в сериале мы пока так и не увидели. Интересовался у знакомых филологов, которые, в отличие от автора этих строк, остались в профессии, действительно ли всё так запущено в современных вузах? Ответы были из серии «скорее да, чем нет». Тем более, и перспективы-то особые отсутствуют, поскольку устроиться по профессии стало практически невозможно из-за тотального сокращения кадров в вузах и варварского объединения (или упразднения) целых кафедр. В любом случае, тогда «Филфак» мог бы популяризировать науку или поставить проблему ребром. Но на деле он забивает добротный такой гвоздь в гроб многострадальной российской филологии.
Фото с сайта kinopoisk.ru
Комментарии читателей Оставить комментарий
Как обычно... Зритель должен следить кто с кем ляжет в постель. А филология - дело десятое...
начался с группы "Массовый лай" под дирижированием некоего Андрея Разина.
Когда на сцену вылезали несколько мальчиков довольно тошнотного вида, вставляли в кассетный магнитофон кассету и начинали под нее дрыгаться.
Теперь тем же самым занимаются все наши "звэзды", начиная с "примодонны".
А оба "Экипажа" разве не про ЭТО? Очевидно, что не про авиацию..
Ну и что? Пипл хавает, касса, рейтинг и пр. Правильно, что слово "киноискусство" заменили на "шоу бизнес". Нравится нам это или не нравится - такова жизнь. Можно огорчаться. А можно и не смотреть. Как говорили студенты семидесятых: "фо хум хау".
Да-да : явно кто-то пристроился.
Да не успел выйти сериал, как уже пошли споры между сторонниками двух крайностей. В общем и целом они сводились к следующему: "не смотрел, но осуждаю" vs "буду обязательно смотреть, ибо очень рассчитываю увидеть то, на что намекают рекламные щиты, и буду очень зол, если не увижу". О чём тут можно говорить? Сам факт подобных споров говорит о том, что "пипл" не только хавает, но ещё и любит страдать бессмысленной ерундой.
А вот насчёт "гвоздя в гроб" не согласен. О каком-либо влиянии на филологию в реальной жизни тут речи и не идёт. Независимо от политики в отношении вузов и кафедр, ничего этот сериал не мог бы популяризовать или поставить ребром. У него просто нет такого назначения, авторы не с этой целью его создавали. Как и цели забить гвоздь в гроб филологии они тоже не ставили. Как и "Теория большого взрыва" тут ни при чём: даже если авторы "Филфака" знакомы с "Теорией", наш сериал вряд ли задумывался как "наш ответ Чемберлену". Это обыкновенная комедия с нижепоясным юмором, каких было уже немало и будет ещё немало. Меняются только декорации. Можно снять подобный сериал (и за рубежом такие уже есть) про ПТУ, железнодорожное депо, стройку, сахарный завод, сталеплавильный завод, таксопарк, метеостанцию, банк и что угодно другое. Всё это из одной оперы.