]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фильмы → Блокпост
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Блокпост

В ролях:
Александр Иванов
Год:
1998
Продолжительность:
95 мин.

Россия. 1998. 95 минут.

Автор сценария Александр Рогожкин

Оператор Андрей Жегалов

Художник Татьяна Дорожкина

Композитор Владислав Панченко

Оценка - 7,5 (из 10).

Военная драма.

Военно-патриотический психоз, который время от времени охватывает отнюдь не воинственных коммунистов старой закалки, тоскующих об эпохе, «когда все нас боялись», но и совсем юных парней, видимо, не доигравших в игру «Зарница» (или уже не заставших ее) и в какую-нибудь иную современную компьютерную «стрелялку», заставляет предположить наличие в них не столько природной агрессивности, сколько не выявленной и не сублимированной энергии. Юноши рвутся на войну - хотя одновременно немало призывников «косят от армии». Ветераны-афганцы (а теперь еще и участники войны в Чечне) кроют последними словами ту власть, которая их послала на бессмысленную бойню - но разве были у нас, как в Америке 60-х, нередкие случаи демонстративного сожжения повесток?! Хочется понять тех, кто пошел (или пойдет) воевать - ни возненавидеть их, ни превознести до небес, а именно почувствовать, уловить, «проинтуичить»: что же такого неведомо привлекательного и манящего есть в «пейзаже во время битвы».

Признаюсь, что начинал смотреть этот фильм не без заведомого раздражения - неужто предстоит пройти еще одно «Чистилище», тем более, что среди продюсеров «Блокпоста» значится имя Константина Эрнста, генерального продюсера ОРТ, единственного канала, которому хватило цинизма и пошлости, чтобы показать по телевидению редкостный образчик нахально-самодеятельного кино, сотворенный Александром Невзоровым, давно амбициозно желающим превратить свои «600 секунд» в «600 веков». Прежде всего не хотелось лицезреть очередную просветительскую агитку - не важно, с каким знаком и пафосом. И первые сцены картины Александра Рогожкина тоже настораживают, потому что в них поневоле видится желание патриотически и даже по-отечески поддержать этих молодых парней, преимущественно городских, которые оказались вдали от дома, воюют неизвестно за что, да и война эта какая-то странная - непонятно с кем и непривычно как. То есть не передовая с четко ощущаемой линией фронта, а будто засада в тылу врага, хотя воины обязаны в открытую выполнять свою функцию «проверки на дорогах», пусть и не отличить мирного жителя (и даже юную жительницу!) от опасного потенциального противника, настоящего профессионала своего «убийственного дела».

Если уж искать знакомую нам аналогию, то из бесконечной (и чего греха таить - чаще всего профанирующей эту тему) серии военных фильмов о Великой Отечественной надо бы вспомнить вовсе не ленты о диверсионных группах разведчиков или отрядах партизан, устраивающих рейды вдали от передовой, а (как это ни оскорбительно) представить себе наших ребят на месте ненавистных фашистов, охраняющих какой-либо пост на проселочной дороге где-нибудь на Брянщине. Ведь «тоже люди», говоря словами толстовского героя, натурального пацифиста. Их также послали на войну - ну, не из Москвы и Питера, а из Берлина и Гамбурга. И разве они не хотели просто выжить, разве по-своему не приспосабливались к нелегким для себя условиям в чужой стране? Почему мы готовы относиться по-человечески только к братьям по крови, вере и классу - и словно забывать вообще об антропоморфизме, когда речь заходит о врагах? Помнится, что в одном из ранних фантастических произведений братьев Стругацких герой запоздало начинает страдать из-за того, что почти инстинктивно уничтожил на далекой планете некое абсолютно не антропоморфное существо, которое вело-то себя как разумное и готовое к контакту. Вот и нам не следует ли отстраниться от ситуации противопоставления «наши - не наши», чтобы ужаснуться не только от того, через какой ад проходят российские мальчики в Чечне, а, может, в большей степени по причине открытия столь неприятной истины, что «свои» там были «чужими», как и немцы для нас во время Великой Отечественной.

Другое сопоставление, которое надо сделать в отношении «Блокпоста», чтобы верно оценить его значение для отечественного кино (другое дело, что мало кто с этим согласится - куда приятнее восторгаться не лишенным фальши «Кавказским пленником» или кощунственно сравнивать «Чистилище» с... «Апокалипсисом сегодня»), это сравнение работы Александра Рогожкина с честной и беспощадной американской лентой «Военные потери» (1989) Брайана Де Пальмы. Кстати, ей по-хорошему завидовал Стивен Спилберг, называя лучшим произведением о Вьетнаме и желая снять нечто подобное по художественному, а главное - по этическому уровню, что отчасти он и осуществил почти 10 лет спустя в случае со «Спасением рядового Райана». Между прочим, картина Де Пальмы вызвала неприятие у самих ветеранов войны в Индокитае, которых не задело, кажется, ничто другое, включая залихватские «Рэмбо: Первая кровь, часть II» или «Пропавшие без вести на поле боя». И дело даже не в том, что реальная история бесчинств взвода американских солдат во Вьетнаме оскорбила патриотические чувства их многих сограждан, которым все-таки хотелось бы верить, что парни сражались отважно и вели себя достойно по отношению к мирному населению. В «Военных потерях» очередная операция, как бы мы сейчас сказали, «по зачистке территории» и вообще эта война, ведущаяся в стороне от передовой, больше похожа на якобы мирную жизнь с крутыми криминальными разборками, в которой жить и выживать подчас труднее еще и из-за того, что приходится выдавать особо провинившихся подельщиков органам правосудия.

Конечно, в «Блокпосте» все нет так трагично и жестоко - и в качестве «предателя» выступает генерал в исполнении Алексея Булдакова, как бы заскочивший сюда в промежутке между «Особенностями национальной охоты» и «Особенностями национальной рыбалки». Но кажущаяся анекдотичность этого случая, как и довольно веселое времяпрепровождение молодых солдат на войне (у нас-то больше привыкли воевать в кино с хмурыми и серьезными лицами), по причине своей будничности и житейской понятности производят впоследствии более тягостное впечатление, когда все кончается обидно, вообще по-дурацки пролитой кровью. Беспечность и удаль оборачиваются нелепыми смертями, что, в принципе, чуть ли не в нутре (и в натуре!) немалого числа соотечественников, куда более активно и скоропостижно гибнущих на «пьяном фронте». Те, кто считает два рогожкинских фильма про «Особенности...» лишь бездумными комедиями, разошедшимися на присказки и анекдоты, видимо, не ощущают тревожной ноты, которая, разумеется, сильнее прорывается и в трагикомических фильмах «Акт» и «Жизнь с идиотом», и в поистине трагических картинах «Караул» и «Чекист». У нас все делается наобум и взахлеб, вопреки и на авось. Как живем - так и воюем! Особенно же впопыхах и расшибая лоб, когда не знаем, на чьей же мы стороне? Афганистан, Чечня, Югославия...?

Газета «Экран и сцена».

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>



]]>
Выбор читателей
Кто убил киевского диверсанта?
Борис Акунин © KM.RU, Филипп Киреев
Писателя Бориса Акунина заочно приговорили к 14 годам лишения свободы
Митинг КПРФ © KM.RU
Национальная Россия и Ленин: необходимость синтеза
Стоп-кадр из видеотрансляции
Лавров: Россия хочет понять, что стоит за ультиматумом Трампа
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
Ник Рок-н-Ролл научил лидера группы Fake’L быть панком
Илья Черт описал нынешнее состояние «Пилота» фразой Земфиры
Бедность россиян вновь победят путём мухлежа со статистикой
«Майдан» в Польше: Варшава поплатилась за попытку «раскачать» Беларусь
Рецензия на фильм «Сент-Экзюпери»: почта важнее жизни
Thundermother «Black and Gold»
Творческий гений И.К. Айвазовского
Охота на тупиковые ветки: в гибели группы Дятлова виноваты американцы?
Советы начинающим водителям
«И все побежали опять напяливать намордники до самых бровей»
Blues Bastards, 2 мая, «Мумий Тролль Music Bar»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.