![]() |
|
• | Постер фильма |
США-Италия-Великобритания-ФРГ-Нидерланды. 2002. 166 минут.
Автор сюжета Джей Кокс (Jay Cocks)
Авторы сценария Джей Кокс (Jay Cocks), Стивен Зэйллян (Steven Zaillian), Кеннет Лонерган (Kenneth Lonergan)
Оператор Михаэль Балльхауз (Michael Ballhaus)
Главный художник Данте Ферретти (Dante Ferretti)
Художники Алессандро Альберти (Alessandro Alberti), Мария-Тереза Барбассо (Maria-Teresa Barbasso), Димитри Капуани (Dimitri Capuani), Роберт Гуэрра (Robert Guerra), Наццарено Пьяна (Nazzareno Piana), Лука Транкино (Luca Tranchino)
Композитор Хауард Шор (Howard Shore)
Песни Боно (Bono) и Питера Гэбриела (Peter Gabriel)
(Leonardo DiCaprio), Дэниел Дей-Льюис (Daniel Day-Lewis), Кэмерон Диас (Cameron Diaz), Джим Броудбент (Jim Broadbent), Джон Райлли (John C. Reilly), Хенри Томас (Henry Thomas), Лиэм Нисон (Liam Neeson), Брендан Глисон (Brendan Gleeson), Гэри Льюис (Gary Lewis), Стивен Грэм (Stephen Graham), Эдди Марсан (Eddie Marsan), Алек МакКоуэн (Alec McCowen), Дэвид Хеммингс (David Hemmings), Лэрри Гиллиард-младший (Larry Gilliard Jr.), Кэра Сеймур (Cara Seymour)
Кассовые сборы - $77 млн. в США (по состоянию на 23.03.2003, прогноз - $85 млн.)
Премии: 2 «Золотых глобуса» - за режиссуру и песню «Руки, построившие Америку» (The Hands That Built America) Боно (Bono), приз БАФТА за мужскую роль (Дэниел Дей-Льюис), 3 «Золотых сателлита» - за мужскую роль: Дэниел Дей-Льюис - поровну с Майклом Кейном (Michael Caine), сыгравшим в фильме «Тихий американец» (The Quiet American), за работу художника и монтаж (Тельма Скунмейкер - Thelma Schoonmaker)
Оценка - 6,5 (из 10)
Историческая гангстерская сага
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
|
• | Кадры из фильма |
Мартин Скорсезе всегда был «певцом Нью-Йорка», посвятив своему родному городу большую часть снятых фильмов. Знаменательно, что в год собственного 60-летия он наконец-то завершил масштабный, дорогостоящий ($97 млн.) и во многих смыслах тяжело давшийся кинопроект, замысел которого вообще возник 20 лет назад, а непосредственная работа над лентой заняла более двух лет. И эта изнурительность труда, к сожалению, ощущается во временами тяжеловесной и неповоротливой картине, даже если принять во внимание, что историческому эпическому фильму как бы в соответствии с жанром должны быть присущи неторопливость и размеренность повествования, широкий охват событий, перенаселённость экрана реалиями минувшего, а главное - немалой по количеству людей привлечённой массовкой. Кстати, ради упрощения и удешевления кинопроизводства, а также по той причине, что Нью-Йорка периода Гражданской войны в США давным-давно не существует, съёмочная группа отправилась в Италию, где на натуре и в павильоне студии «Чинечитта» был тщательно воссоздан облик эпохи почти полуторавековой давности. И нельзя не оценить усилия художников во главе с признанным итальянским мастером Данте Ферретти, как и работу немецкого оператора Михаэля Балльхауза, делающего со Скорсезе далеко не первую ленту.
Но вот мощная, энергичная, впечатляющая режиссура даёт о себе знать в полную силу, пожалуй, только в начале и финале картины, когда на экране развёртываются многофигурные человеческие баталии, отражающие непримиримый конфликт интересов нескольких соперничающих банд в так называемом районе Пяти концов. Там сходятся в одном месте пять улиц, которые местный властитель преступных групп Уильям Каттинг по прозвищу Билли-Мясник образно представляют как пять пальцев, сжатых им в один кулак. Однако времена открытых кулачных боёв, когда можно добиться непререкаемого верховенства над людьми, поправ все законы и понятия о справедливости, уже отступают под натиском государственной системы власти, которая ещё более жестоко расправляется с теми, кто пытается упорно сохранить примитивно понятую свободу. И «нативистов» (так называли себя американцы, родившиеся за океаном), и приехавших в Нью-Йорк иммигрантов со всего света войска подвергают обстрелу с корабельных орудий только за то, что они не желают идти в армию и участвовать в войне Севера с Югом. На этом кончается эпоха индивидуализма - и Нью-Йорк оказывается завоёван, подобно Дикому Западу.
Гангстерская сага Мартина Скорсезе должна была бы восприниматься как своеобразное предисловие к криминальной трёхчастной эпопее «Крёстный отец» Фрэнсиса Форда Копполы. Однако напоминает скорее всего европейское эпическое кино типа «Двадцатого века» Бернардо Бертолуччи (между прочим, к нему был причастен один из продюсеров, итальянец Альберто Гримальди) или же... советский историко-революционный кинематограф 20-х годов. Учитывая громадную насмотренность Скорсезе, вполне можно предположить, что в ряде сцен он конкретно ориентировался на «Стачку», «Броненосец «Потёмкин» и «Октябрь» Сергея Эйзенштейна, на «Мать» и «Конец Санкт-Петербурга» Всеволода Пудовкина. Поскольку и по своему итоговому пафосу «Банды Нью-Йорка» - это именно революционный фильм, вскрывающий механизм неотвратимого исторического процесса, в жерновах которого запросто перемалываются отдельные человеческие судьбы, прежде могущественные кланы и даже целые классы.
И хотя на финальных титрах звучит песня «Руки, которые построили Америку», а рекламных слоганом ленты является следующий: «Америка начиналась на улицах», последние закадровые слова молодого Амстердама Вэллана, осмелившегося бросить вызов Билли-Мяснику, проникнуты своего рода печалью по ушедшей «эпохе невинности». Так, кстати, называлась более аристократическая картина Мартина Скорсезе про Нью-Йорк второй половины XIX века. Теперь он сделал словно пролетарский вариант с ясно выраженной идеей о «самоуправстве свободы» (подобным образом порой переводили заглавие одного из фильмов Райнера Вернера Фассбиндера, тоже снятого оператором Михаэлем Балльхаузом). В конце концов, циничным политикам вроде реально существовавшего Босса Твида, мастерски сыгранного англичанином Джимом Броудбентом, людские массы (в том числе толпы иммигрантов) нужны только как потенциальные голоса на выборах. И в этом выводе историческая работа Скорсезе оказывается весьма актуальной - тем более в свете обстоятельств избрания президента Джорджа Буша-младшего и ныне развязанной им войны в Ираке.
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий