]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Музыка
Главная → Музыка → Новости
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
    • Авансцена
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Анонсы
    • Концерты
    • МузОбзор
    • Интервью
    • Клипы
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Сергей Соседов об опере Александра Градского и новом альбоме Уитни Хьюстон

14:59 13.12.2009

Подводя итоги уходящего 2009-го года, известный музыкальный критик решил отдельно отрецензировать наиболее важные, с его точки зрения, CD-релизы. И первое, с чего он начал, это нашумевший проект Александра Градского и последний альбом Уитни Хьюстон. .

Александр Градский «Мастер и Маргарита».
Опера в 2-х действиях, 4-х картинах

Более чем 30-летний плод вдохновения и титанических стараний маэстро, наконец, дозрел и осенью 2009 года был предъявлен широкой публике на четырех (!) компакт-дисках и дополнен сопроводительной книжкой с полным текстом либретто. Таким образом, практически весь (!) роман Михаила Булгакова (а он весьма немаленький) был переработан Александром Градским и его соавтором, драматургом Павлом Грушко в стихотворной форме.

Это очень интересное, креативное, полистиличное произведение, которое надо слушать много-много раз, и постоянно находить в нем новые интонации, краски, смыслы, нюансы, подтексты смыслов, подводные течения и т. д. Автор показал ярчайший пример лоскутного музыкального мышления, объединив под одной шапкой такие разные музыкальные направления и жанры, как опера, оперетта, мюзикл, джаз, песня, марш, романс, частушка, народный танец и много чего еще, «друг с другом несочетающегося». Подобная неразбериха и эклектика объясняются, вероятно, страстным желанием автора максимально точно попадать в унисон с неровным дыханием самого романа, где сюрреализм и явь переплетены причудливым и непостижимым образом. Подобно сюжету гениальной книги, перманентно «скачущему» из эпохи в эпоху, музыкальные эпизоды оперы переносят нас то в середину XX века, то в самое его начало, то в 1917 год, то в XVIII – XIX века, а то и на две тысячи лет назад… Музыкальный текст оперы содержит огромное количество популярнейших цитат из музыки Чайковского, Шостаковича, Кальмана, Штрауса, Баха, Моцарта, Россини, Прокофьева, Мусоргского, Хачатуряна, и этот список можно продолжать едва ли не до бесконечности. Кстати, Александр Борисович придумал, на мой взгляд, весьма изысканную игру для профессиональных музыкантов, музыковедов и просто преданных любителей классики: кто больше в его опере обнаружит тех или иных музыкальных аллюзий. Это и впрямь чрезвычайно увлекательно: одна только радость узнавания того или иного фрагмента может оправдать затраченное на прослушивание время.

Конечно, много звучит в опере и прекрасной авторской музыки: чудесная, брызжущая юмором увертюра, характерные арии, то мягкие, то контрастные связки между ними, фоновые темы, сопровождающие актерские реплики и т.п. Очень забавен эксцентричный «Бал сатаны», интересно решен эпизод «Похороны Азазелло»… В опере вообще довольно много незлобивого юмора, анекдотов, шуток.

Особенно хорошо удались композитору песенные эпизоды (мне, например, почему-то запомнился несколько пафосный номер «Рукописи не горят»). Причем, что интересно, множество хитовых мелодий струится именно из уст Мастера, Воланда, Иешуа и Кота Бегемота. Впрочем, сия «загадка» будет легко разрешима, если мы заглянем в трек-лист: все эти партии исполняет один человек. Вы догадались – это, конечно же, сам Александр ГРАДСКИЙ. Он уверяет, что не смог найти достойных исполнителей на эти роли, поэтому…спел все сам. Думаю, однако, что это лукавство. В самом деле, зачем же самые-самые сливки, выстаивавшиеся целых тридцать лет, «сливать» кому-то еще, когда маэстро и сам еще в прекрасной вокальной форме?! Абсолютно правильное решение.

Кстати, к чести Александра Борисовича, все свои партии он старается петь неодинаково и харАктерно: так, Воланд звучит у него «фатально», рОково, Мастер – более возвышенно, Иешуа – лукаво, а уж Кот Бегемот и вовсе прикольно, дурашливо. В последнем случае голос был обработан на компьютере таким образом, что из его спектра были удалены отдельные частоты, в результате чего получилась практически идеальная голосовая мультипликация.

Партию Маргариты исполнила молодая певица Елена МИНИНА. Исполнила легко, в меру красиво, в меру изящно, местами воздушно, но – и только. Сказать, что Минина – это какое-то невероятное «открытие» Градского, язык не поворачивается. Более того, до сих пор не могу отделаться от мысли (возможно, вздорной), что Елена, по тайному замыслу автора и главного исполнителя, должна была просто выгодно оттенять все его вокальные и актерские «фишки».

А вот Михаил СЕРЫШЕВ, исполнитель роли Ивана Бездомного, смог прозвучать в проекте куда более убедительно. Его герой хоть и придурковат, но отнюдь не глуп, по-своему обаятелен, в нем есть некая важная житейская обстоятельность. И певец передает это не только красочным и необыкновенно экспрессивным вокалом, но и почти осязаемым актерским нервом. Весьма харАктерно выступил и еще один молодой певец – Алексей ХАБАРОВ. Ему досталась партия Азазелло. Очевидно, артист одинаково легко способен работать в разных жанрах: ему подвластны и жесткие рок-баллады, и классические оперные арии, и лирические песни…

В необычном для себя вокальном амплуа выступил Александр РОЗЕНБАУМ. Доставшуюся ему партию Доктора Стравинского он выпевает местами… академическим голосом. Послушайте: это очень любопытно. Как всегда, на высоте Иосиф КОБЗОН: его Каифа, первосвященник, и человечен и монументален одновременно. Несколько фраз спела и Лолита МИЛЯВСКАЯ. Можно сказать, спела всего «ничего», но как! Даже не глядя в книгу либретто, точно скажешь: «Это Гелла!»

Свой заметный след в опере оставили также Андрей МАКАРЕВИЧ и Геннадий ХАЗАНОВ. Первый – в роли недалекого, но отвязного, смешного и забубенного Буфетчика Сокова, а второй – в тоге Покупателя в Торгсине. Забавно: сначала герой Хазанова что-то уморительно лопочет «по-иностранному», а потом притворно кричит: «Милиция! Грабят!» И все – образ создан.

А вот Елена КАМБУРОВА оказалась, увы, совершенно неузнаваема: пару вокальных реплик от имени редакторши Лапшенниковой она подает не привычным тембровым, «своим», а жутко дурным, мультяшным голосом, и потому не эксклюзивна: так могла бы спеть едва ли не любая студентка вокального отделения музучилища.

Кстати, слабое место оперы – это бешеное количество третьеразрядных, проходных персонажей, мало влияющих на ее действие, но сильно затрудняющих «легкость свободного прослушивания». Да, если в литературном романе все эти Лапшенниковы, Лавровичи, Латунские, Семплеяровы, Фриды, Арчибальды Арчибальдовичи, мужчины в варьете, следователи, продавщицы в киоске, домработницы, вахтеры, дежурные в милиции, «Грибоедове» и прочая многочисленная шушера занимают хотя и скромное, но вполне определенное драматургическое место, то в опере все они лишь жесточайший балласт! И стоило ли ради двух-трех (!) реплик или пары вокальных строчек занимать в опере таких корифеев театра, как Людмила КАСАТКИНА, Владимир ЗЕЛЬДИН, Олег ТАБАКОВ, Алексей ПЕТРЕНКО, Федор ЧЕХАНКОВ, Валерий ЗОЛОТУХИН, Лариса ГОЛУБКИНА, Георгий МИЛЛЯР?.. Или этот изысканный букет призван служить искрами звездного фейерверка в честь самого маэстро?

А к чему столь огромное количество и вовсе неизвестных имен? Какую художественную задачу решает этот сонм актеров? Их реплики порой с колоссальным трудом можно отследить по либретто…

Такое рабское следование букве романа Булгакова более, чем удивляет. Неужели многоуважаемый Александр Борисович – мэтр, корифей – не понимает, что литература и опера – это РАЗНЫЕ искусства?! А стало быть, одни и те же художественные задачи каждое из них решает абсолютно по-своему. И невозможно текст романа (даже «остихотворенный»!) автоматически положить на язык оперы. Чайковский, например, взял для своего гениального творения не менее крупное произведение – роман в стихах «Евгений Онегин». И, кстати, либретто написал тоже сам! Но давайте сравним, что осталось в его опере от пушкинского – ИЗНАЧАЛЬНО гениально стихотворного! – текста. В лучшем случае – одна четверть. А опера признана в мире шедевром не меньшим, чем пушкинский роман.

В общем, опера Градского при всей ее «событийности» и «эпохальности» оставляет двойственное послевкусие. С одной стороны, яркие, иногда блистательные, остроумные, изобретательно аранжированные фрагменты в разных стилях и жанрах; с другой – отсутствие строгой формы, рыхлость общей композиционной структуры и нагромождение бесчисленных музыкальных эпизодов один на другой, словно художественный хлам. Наверное, все-таки не нужно было весь накопленный за тридцать лет намОленный музыкальный багаж беспорядочно сваливать в одну кучу. Тем более что, как признается сам Градский, поставить эту оперу на театре будет попросту невозможно.

Но тогда, простите, Саша, почему вы своих «Мастера и Маргариту» считаете оперой? Может быть, назовем это – многочасовой музыкальный аудиофильм?

Whitney Houston «I Look to you»

Первый после семилетнего перерыва альбом столь же талантливой, сколь и скандальной соул-дивы, несомненно, порадует ее поклонников. Достаточно сказать, что уже за первую неделю продаж в Америке он достиг цифры в 300 000 копий!

Но главным образом, конечно, факт выхода диска символизирует о том, что Уитни Хьюстон еще жива и, более того, находится в поиске. Безусловно, певице важно было доказать (прежде всего себе самой), что после всех наркотических проблем и связанных с ними пиар-неудобств она еще «очень даже ничего», вполне сносно справляется с трудными вокальными пассажами и готова к концертной деятельности. Это действительно так, но невозможно все же не признать, что вокал Уитни стал тяжеловеснее, жестче, грубее, в ее голосе появился отсутствовавший прежде «песок». Впрочем, многим это, вероятно, очень даже понравится.

В альбоме представлены композиции в стилях соул, фанк и r’n’b. Особенно выделяется трек, написанный специально для певицы талантливой Алишией Кис – Million Dollar Bill. Видимо, на него в большей мере и будет рассчитывать Уитни при раскрутке пластинки и в концертном туре. Это очень легкая, светлая, воздушная, мелодичная фанк-композиция, где присутствует некая магия голоса и сопровождающих звуков, которая завораживает и долго потом не отпускает, хотя мелодию очень трудно запомнить и мысленно воспроизвести даже после десятка прослушиваний.

Что касается композиций в стиле r’n’b (Call You Tonight, Worth It, Salut), то Хьюстон в них порой недостаточно гибка вокально и слишком академична, строга – это направление, видимо, более органично для молодых. Впрочем, задушевный трек Like I Never Left, спетый вместе с модным певцом Akon и во многом благодаря ему, поднимает певицу на новую творческую высоту – она словно размягчается в мягких, бархатных интонациях его «черного» голоса, звучащего иногда очень высоко, и становится вокально очень манкой, податливой и почти зримо сексуальной. Дива активно использует здесь свой фирменный «хьюстоновский» микст (красивые ноты верхнего, «головного» регистра), и это завораживает.

Довольно красива заглавная соул-баллада I Look To You, хотя первый куплет оказался в слишком низкой для певицы тесситуре (она с трудом берет низкие ноты), зато припев звучит вполне выразительно и полнокровно. Потенциальный хит альбома и динамичная, очень стильная композиция For The Lovers. Ее хочется напевать уже после первого прослушивания. Она идеально подойдет для танц-полов. Однако самый красивый трек альбома – I Got You. Роскошная мелодия, великолепно записанный голос певицы, околдовывающий бэк-вокал, филигранная аранжировка с «фатально» звучащим «симфоническим» электронным пульсированием и объемный, «космический» саунд заставляют слушать его снова и снова. Это то, что называется настоящий мировой класс. Именно этой оценки, несмотря на отдельные замечания, заслуживает и весь альбом в целом.

Сергей Соседов

Читайте также:

Сергей Соседов: «Дискотека 80-х – сенсация, которой…не было»

Сергей Соседов: «Песни, словно шапка, не по сеньке»

Сергей Соседов: «Бойтесь штатных болтунов!»

Сергей Соседов: «Концерт Петра Дранги – халтура за бабки!» 

Сергей Соседов: Открытое письмо Стасу Пьехе

Сергей Соседов о юбилейном концерте группы «МАШИНА ВРЕМЕНИ»

Темы: Музыка
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
«С отрядом флотских товарищ Троцкий…»
Дональд Трамп и Владимир Зеленский
Трамп сломал Зеленского, но до «безоговорочной капитуляции» не дожал
Дональд Трамп
Трамп не будет участвовать во встрече Путина и Зеленского
Лавров
Лавров раскрыл, какими Россия видит гарантии безопасности для Украины
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
БГ, Ли «Скретч» Перри и Левша Пацан «Иван и Данило Riddim»
«Пикник» поздравил новобрачных на концерте на теплоходе
«Экстремизм чистой воды»: вместо русских власти насадят «наличное» население из гастарбайтеров
«Калинов мост», 8 июля, «16 Тонн»
«Перевод голосования в электронный формат даёт поистине бескрайние возможности тем, кто владеет цифровыми платформами»
«Кенгуру» отметили 35-летие двумя программами одновременно
Оберманекен (Анжей Захарищев фон Брауш и Олемпицка Эрте) «Астрология. Поэзия и музыка»
Сергей Галанин «Любовь, алкоголь и весна. Часть 1. Дуэты»
Lake of Tears «Ominous»
Заточка «Острые края»
Российские власти хотят иметь возможность отключать интернет и связь при любых ЧС
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.