Сергей Соседов об опере Александра Градского и новом альбоме Уитни Хьюстон

Подводя итоги уходящего 2009-го года, известный музыкальный критик решил отдельно отрецензировать наиболее важные, с его точки зрения, CD-релизы. И первое, с чего он начал, это нашумевший проект Александра Градского и последний альбом Уитни Хьюстон. .
Александр Градский «Мастер и Маргарита».
Опера в 2-х действиях, 4-х картинах
Более чем 30-летний плод вдохновения и титанических стараний маэстро, наконец, дозрел и осенью 2009 года был предъявлен широкой публике на четырех (!) компакт-дисках и дополнен сопроводительной книжкой с полным текстом либретто. Таким образом, практически весь (!) роман Михаила Булгакова (а он весьма немаленький) был переработан Александром Градским и его соавтором, драматургом Павлом Грушко в стихотворной форме.
Это очень интересное, креативное, полистиличное произведение, которое надо слушать много-много раз, и постоянно находить в нем новые интонации, краски, смыслы, нюансы, подтексты смыслов, подводные течения и т. д. Автор показал ярчайший пример лоскутного музыкального мышления, объединив под одной шапкой такие разные музыкальные направления и жанры, как опера, оперетта, мюзикл, джаз, песня, марш, романс, частушка, народный танец и много чего еще, «друг с другом несочетающегося». Подобная неразбериха и эклектика объясняются, вероятно, страстным желанием автора максимально точно попадать в унисон с неровным дыханием самого романа, где сюрреализм и явь переплетены причудливым и непостижимым образом. Подобно сюжету гениальной книги, перманентно «скачущему» из эпохи в эпоху, музыкальные эпизоды оперы переносят нас то в середину XX века, то в самое его начало, то в 1917 год, то в XVIII – XIX века, а то и на две тысячи лет назад… Музыкальный текст оперы содержит огромное количество популярнейших цитат из музыки Чайковского, Шостаковича, Кальмана, Штрауса, Баха, Моцарта, Россини, Прокофьева, Мусоргского, Хачатуряна, и этот список можно продолжать едва ли не до бесконечности. Кстати, Александр Борисович придумал, на мой взгляд, весьма изысканную игру для профессиональных музыкантов, музыковедов и просто преданных любителей классики: кто больше в его опере обнаружит тех или иных музыкальных аллюзий. Это и впрямь чрезвычайно увлекательно: одна только радость узнавания того или иного фрагмента может оправдать затраченное на прослушивание время.
Конечно, много звучит в опере и прекрасной авторской музыки: чудесная, брызжущая юмором увертюра, характерные арии, то мягкие, то контрастные связки между ними, фоновые темы, сопровождающие актерские реплики и т.п. Очень забавен эксцентричный «Бал сатаны», интересно решен эпизод «Похороны Азазелло»… В опере вообще довольно много незлобивого юмора, анекдотов, шуток.
Особенно хорошо удались композитору песенные эпизоды (мне, например, почему-то запомнился несколько пафосный номер «Рукописи не горят»). Причем, что интересно, множество хитовых мелодий струится именно из уст Мастера, Воланда, Иешуа и Кота Бегемота. Впрочем, сия «загадка» будет легко разрешима, если мы заглянем в трек-лист: все эти партии исполняет один человек. Вы догадались – это, конечно же, сам Александр ГРАДСКИЙ. Он уверяет, что не смог найти достойных исполнителей на эти роли, поэтому…спел все сам. Думаю, однако, что это лукавство. В самом деле, зачем же самые-самые сливки, выстаивавшиеся целых тридцать лет, «сливать» кому-то еще, когда маэстро и сам еще в прекрасной вокальной форме?! Абсолютно правильное решение.
Кстати, к чести Александра Борисовича, все свои партии он старается петь неодинаково и харАктерно: так, Воланд звучит у него «фатально», рОково, Мастер – более возвышенно, Иешуа – лукаво, а уж Кот Бегемот и вовсе прикольно, дурашливо. В последнем случае голос был обработан на компьютере таким образом, что из его спектра были удалены отдельные частоты, в результате чего получилась практически идеальная голосовая мультипликация.
Партию Маргариты исполнила молодая певица Елена МИНИНА. Исполнила легко, в меру красиво, в меру изящно, местами воздушно, но – и только. Сказать, что Минина – это какое-то невероятное «открытие» Градского, язык не поворачивается. Более того, до сих пор не могу отделаться от мысли (возможно, вздорной), что Елена, по тайному замыслу автора и главного исполнителя, должна была просто выгодно оттенять все его вокальные и актерские «фишки».
А вот Михаил СЕРЫШЕВ, исполнитель роли Ивана Бездомного, смог прозвучать в проекте куда более убедительно. Его герой хоть и придурковат, но отнюдь не глуп, по-своему обаятелен, в нем есть некая важная житейская обстоятельность. И певец передает это не только красочным и необыкновенно экспрессивным вокалом, но и почти осязаемым актерским нервом. Весьма харАктерно выступил и еще один молодой певец – Алексей ХАБАРОВ. Ему досталась партия Азазелло. Очевидно, артист одинаково легко способен работать в разных жанрах: ему подвластны и жесткие рок-баллады, и классические оперные арии, и лирические песни…
В необычном для себя вокальном амплуа выступил Александр РОЗЕНБАУМ. Доставшуюся ему партию Доктора Стравинского он выпевает местами… академическим голосом. Послушайте: это очень любопытно. Как всегда, на высоте Иосиф КОБЗОН: его Каифа, первосвященник, и человечен и монументален одновременно. Несколько фраз спела и Лолита МИЛЯВСКАЯ. Можно сказать, спела всего «ничего», но как! Даже не глядя в книгу либретто, точно скажешь: «Это Гелла!»
Свой заметный след в опере оставили также Андрей МАКАРЕВИЧ и Геннадий ХАЗАНОВ. Первый – в роли недалекого, но отвязного, смешного и забубенного Буфетчика Сокова, а второй – в тоге Покупателя в Торгсине. Забавно: сначала герой Хазанова что-то уморительно лопочет «по-иностранному», а потом притворно кричит: «Милиция! Грабят!» И все – образ создан.
А вот Елена КАМБУРОВА оказалась, увы, совершенно неузнаваема: пару вокальных реплик от имени редакторши Лапшенниковой она подает не привычным тембровым, «своим», а жутко дурным, мультяшным голосом, и потому не эксклюзивна: так могла бы спеть едва ли не любая студентка вокального отделения музучилища.
Кстати, слабое место оперы – это бешеное количество третьеразрядных, проходных персонажей, мало влияющих на ее действие, но сильно затрудняющих «легкость свободного прослушивания». Да, если в литературном романе все эти Лапшенниковы, Лавровичи, Латунские, Семплеяровы, Фриды, Арчибальды Арчибальдовичи, мужчины в варьете, следователи, продавщицы в киоске, домработницы, вахтеры, дежурные в милиции, «Грибоедове» и прочая многочисленная шушера занимают хотя и скромное, но вполне определенное драматургическое место, то в опере все они лишь жесточайший балласт! И стоило ли ради двух-трех (!) реплик или пары вокальных строчек занимать в опере таких корифеев театра, как Людмила КАСАТКИНА, Владимир ЗЕЛЬДИН, Олег ТАБАКОВ, Алексей ПЕТРЕНКО, Федор ЧЕХАНКОВ, Валерий ЗОЛОТУХИН, Лариса ГОЛУБКИНА, Георгий МИЛЛЯР?.. Или этот изысканный букет призван служить искрами звездного фейерверка в честь самого маэстро?
А к чему столь огромное количество и вовсе неизвестных имен? Какую художественную задачу решает этот сонм актеров? Их реплики порой с колоссальным трудом можно отследить по либретто…
Такое рабское следование букве романа Булгакова более, чем удивляет. Неужели многоуважаемый Александр Борисович – мэтр, корифей – не понимает, что литература и опера – это РАЗНЫЕ искусства?! А стало быть, одни и те же художественные задачи каждое из них решает абсолютно по-своему. И невозможно текст романа (даже «остихотворенный»!) автоматически положить на язык оперы. Чайковский, например, взял для своего гениального творения не менее крупное произведение – роман в стихах «Евгений Онегин». И, кстати, либретто написал тоже сам! Но давайте сравним, что осталось в его опере от пушкинского – ИЗНАЧАЛЬНО гениально стихотворного! – текста. В лучшем случае – одна четверть. А опера признана в мире шедевром не меньшим, чем пушкинский роман.
В общем, опера Градского при всей ее «событийности» и «эпохальности» оставляет двойственное послевкусие. С одной стороны, яркие, иногда блистательные, остроумные, изобретательно аранжированные фрагменты в разных стилях и жанрах; с другой – отсутствие строгой формы, рыхлость общей композиционной структуры и нагромождение бесчисленных музыкальных эпизодов один на другой, словно художественный хлам. Наверное, все-таки не нужно было весь накопленный за тридцать лет намОленный музыкальный багаж беспорядочно сваливать в одну кучу. Тем более что, как признается сам Градский, поставить эту оперу на театре будет попросту невозможно.
Но тогда, простите, Саша, почему вы своих «Мастера и Маргариту» считаете оперой? Может быть, назовем это – многочасовой музыкальный аудиофильм?
Whitney Houston «I Look to you»
Первый после семилетнего перерыва альбом столь же талантливой, сколь и скандальной соул-дивы, несомненно, порадует ее поклонников. Достаточно сказать, что уже за первую неделю продаж в Америке он достиг цифры в 300 000 копий!
Но главным образом, конечно, факт выхода диска символизирует о том, что Уитни Хьюстон еще жива и, более того, находится в поиске. Безусловно, певице важно было доказать (прежде всего себе самой), что после всех наркотических проблем и связанных с ними пиар-неудобств она еще «очень даже ничего», вполне сносно справляется с трудными вокальными пассажами и готова к концертной деятельности. Это действительно так, но невозможно все же не признать, что вокал Уитни стал тяжеловеснее, жестче, грубее, в ее голосе появился отсутствовавший прежде «песок». Впрочем, многим это, вероятно, очень даже понравится.
В альбоме представлены композиции в стилях соул, фанк и r’n’b. Особенно выделяется трек, написанный специально для певицы талантливой Алишией Кис – Million Dollar Bill. Видимо, на него в большей мере и будет рассчитывать Уитни при раскрутке пластинки и в концертном туре. Это очень легкая, светлая, воздушная, мелодичная фанк-композиция, где присутствует некая магия голоса и сопровождающих звуков, которая завораживает и долго потом не отпускает, хотя мелодию очень трудно запомнить и мысленно воспроизвести даже после десятка прослушиваний.
Что касается композиций в стиле r’n’b (Call You Tonight, Worth It, Salut), то Хьюстон в них порой недостаточно гибка вокально и слишком академична, строга – это направление, видимо, более органично для молодых. Впрочем, задушевный трек Like I Never Left, спетый вместе с модным певцом Akon и во многом благодаря ему, поднимает певицу на новую творческую высоту – она словно размягчается в мягких, бархатных интонациях его «черного» голоса, звучащего иногда очень высоко, и становится вокально очень манкой, податливой и почти зримо сексуальной. Дива активно использует здесь свой фирменный «хьюстоновский» микст (красивые ноты верхнего, «головного» регистра), и это завораживает.
Довольно красива заглавная соул-баллада I Look To You, хотя первый куплет оказался в слишком низкой для певицы тесситуре (она с трудом берет низкие ноты), зато припев звучит вполне выразительно и полнокровно. Потенциальный хит альбома и динамичная, очень стильная композиция For The Lovers. Ее хочется напевать уже после первого прослушивания. Она идеально подойдет для танц-полов. Однако самый красивый трек альбома – I Got You. Роскошная мелодия, великолепно записанный голос певицы, околдовывающий бэк-вокал, филигранная аранжировка с «фатально» звучащим «симфоническим» электронным пульсированием и объемный, «космический» саунд заставляют слушать его снова и снова. Это то, что называется настоящий мировой класс. Именно этой оценки, несмотря на отдельные замечания, заслуживает и весь альбом в целом.
Сергей Соседов
Читайте также:
Сергей Соседов: «Дискотека 80-х – сенсация, которой…не было»
Сергей Соседов: «Песни, словно шапка, не по сеньке»
Сергей Соседов: «Бойтесь штатных болтунов!»
Сергей Соседов: «Концерт Петра Дранги – халтура за бабки!»
Комментарии читателей Оставить комментарий