]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → → Наука
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Человек и кошка

13:30 10.04.2006
Человек и кошка
Человек и кошка

На протяжении двухтысячелетней истории европейской цивилизации единственным «другом человека» была собака - накануне третьего мы наконец-то подружились с кошкой

На протяжении двухтысячелетней истории европейской цивилизации единственным «другом человека» была собака - накануне третьего мы наконец-то подружились с кошкой. В Австралии на каждого человека приходится одна кошка. А в Соединенных штатах проживает 55 миллионов представителей славного вида Фелис Катус – на два миллиона больше, чем собак: таковы данные Американской ветеринарной ассоциации.

 

 
 

По данным Парижской академии наук, численность прогрессивного кошачества достигла 400 миллионов: разумеется, не считая бомжей и маргиналов кошачьего племени, обитателей подвалов, обывателей городских помоек. Эти существа занимают самое двусмысленное и пограничное положение: домашние для биологов и дикие для кошатников. Они живут не с человеком – а с человечеством. Являясь значительной и неотъемлемой частью городского биоценоза – единственные из животных, не паразитирующие в нем. Они не переносят опасных для человека болезней, их популяции не дают сильно расплодится холод, голод, и естественные враги. (Они же -  товарищи по несчастью, стаи бродячих собак) И они продолжают охотится на мышей, и злейших врагов человека – крыс. Кошка остается верна своей «присяге». Даже когда сам человек забывает об ответственности за тех, кого приручил. 

 

Останки первых кошек нашли в развалинах Иерихона. Неизвестно,  какие отношения связывали человека и кошку древнейшего города в истории – вполне возможно, что иерихонские кошки были полудикими. Древнеегипетская цивилизация оставила гораздо больше источников: именно египтяне 5-3 тысячелетий до нашей эры были самыми фанатичными адептами кошачьего культа. Кошка – воплощение Бастет, богини ночи, плодовитости и деторождения. Но из всех египетских священных животных (а пантеон египтян не уступает берлинскому зоопарку) Кошка была наиболее почитаемой. Уважение к кошачьей жизни появилось раньше, чем уважение к человеческой:  царь персов Камбиз, прежде чем напасть на Египет, собрал огромное количество кошек. Каждый воин наступающей армии вместо щита держал в руке священное животное, и египтяне сдались без боя: они не решались поднять руку на священных животных.

 

                                  
 

Даже после падения Египетской цивилизации люди продолжали любить и уважать кошек. В легендах исламского мира царит образ Муаззы, любимой кошки Мухамеда. Однажды Муазза заснула на широком рукаве Мухамеда, а тому понадобилось уйти. И чтобы не побеспокоить спящую кошку, пророк отрезал свой рукав. «Кошачий» апокриф есть и у восточных христиан: в пещере-хлеву, где укрылись Мария и Иосиф, находились все домашние животные, но кошке выпала наивысшая честь. В то же самое время, как Мария родила Иисуса, кошка окатилась. Священной была кошка для древних германцев, ибо олицетворяла она Фрею, богиню войны, любви и охоты. Властительница Валгаллы, предводительница воинственных дев-валькирий и погибших воинов, мчалась она по полям битвы на колеснице, запряженной крылатыми кошками.

 

        В развалинах одного из первых городищ древних славян, среди руин домов и построек  были и кошачьи скелетики. Один из них археологи нашли среди остатков запертого амбара - а у входа в разрушенное здание был обнаружен скелет девочки лет десяти, сжимающей в руке ключ – ребенок спешил на помощь кошке, но не успел.    До сих пор наши фольклор и суеверия сохранили глубокое уважение к Коту Котофеичу: в новое жилище первой должна войти кошка, а «кота убить – семь лет счастья не видать». Вплоть до революции у купцов было негласное соревнование: у кого кот толще и глаже. Кот был излюбленным персонажем лубочных картинок и стишков. Кот занял столь теплое и почетное место в славянской избе и русской душе не случайно. Русский фольклор тесно связывает кошку с домовым: кот – помощник, «скотинка» домового, домовой – «хозяин», кошка – «хозяйка». Кроме того, «фольклорная» кошка может видеть домового, русалок, кикимор и чертей: если кошка вдруг оживилась и с интересом смотрит в пустой угол, там явно шныряет кто-то из них. Есть у нее еще одна немаловажная роль: кошка – русский Харон. Именно кошка провожает душу умершего на тот свет, показывает ему дорогу. Есть еще русский Гипнос – кот Баюн, погружающий в дрему, и кот-баян, Ученый Кот, знаток песен и сказок, восседающий на дубе. Откуда у русской кошки такая многоликость, вернее, многомордность?

 

 

А ведь вера в домового, «Хозяина», «Дедушку» - это не что иное, чем преображенный во времена христианства и позднего язычества самый древний человеческий культ – культ предков. Каждое архаическое племя (от папуасов до эскимосов) возводит свою «родословную» к тотему, животному-прародителю, дух которого хранит и оберегает своих потомков, и встречает их в мире мертвых. Лишь на более поздней стадии развития, при появлении племенных союзов и первых государств более почитаемыми становятся «общезначимые» боги: плодородия, охоты, войны и любви, грома и власти… Уж не кошка ли, хранительница очага и психопомп в мире мертвых, видящая явь и навь и погружающая в измененное состояние дрему, знаток историй и преданий, восседающий на мировом древе – не она ли была славянским тотемом, не она ли – истинный национальный архетип? И не потому ли любовь к ней русский народ сохранил и в эпоху христианства – ставшее самым страшным временем для кошачьего племени западной Европы.

 

«Во имя дьявола да стану я кошкой, грустной, печальной, и черной такой, пока снова не стану собой». Автор этих строчек – Изабель Гоуди, жившая в Англии 15 столетия и обвиненная в колдовстве. Она признала себя виновной по всем статьям, и даже произнесла «заклинания», вроде этого короткого стихотворения, съимпровизированного на дыбе.

 

 Примерно 600 лет назад истребление кошек стало одним из «передовых фронтов» Охоты на ведьм: люди и кошки горели на одних кострах. Почти во всех европейских странах кошка стала символом зла, особенно черная. Животных топили, сбрасывали с башен, сотнями сжигали на кострах. В Голландии была установлена специальная кошачья среда - день массового истребления кошек. Согласно «Молоту ведьм» Шпренгера и Инститориса, главному идеологическому и процессуальному документу второй инквизиции, в кошек обращаются с помощью дьявола ведьмы, да и сами бесы-прислужники ведьм принимают обычно облик кота. Наконец, и сама кошка обладает сатанинской природой и владеет чарами: иначе как объяснить ее любовь к ночным прогулкам, поистине бесовское своеволие и почет, которым окружают ее богомерзкие язычники? К середине шестнадцатого столетия вид «Фелис Катус», «Кошка домашняя» был в западной Европе под угрозой исчезновения.

 

Впрочем, ни с кошками, ни с остатками язычества карающей десницей церкви так и не удалось справится. «Костное крестьянство» оказалось упорным хранителем традиций. Средневековая деревня оказалась зажата между пытками и костром, и между болезнями и голодом. Но первое исходило от человека, от государства, от цивилизации – глаза котором удавалось часто отвести. А второе – неумолимо, как природа или провидение. Как заставить человека отказаться от заговоров-наговоров, целебных трав и знахарок-повитух, которые были единственной доступной ему медициной? И как обойтись без кошки, если от сохранности урожая зависит его жизнь? Кошек продолжали держать даже в тени костра: и помогли кошачьему племени продержатся.

 

    В отличие от крестьян, жители средневековых городов участвовали в кошачьей травле с фанатизмом. Может быть, кидая в пасть Молоху немых тварей, они надеялись отвести его гнев от себя и своих близких? Но за свое малодушие горожане оказались наказаны. В средневековом городе канализации не было – в самых богатых и благоустроенных в лучшем случае имелись сточные канавы и каменные мостовые, а выливать горшки и выкидывать отбросы на улицу считалось абсолютной нормой. Но «подземная инфрастуктура» средневекового города была весьма обширна. Секретные подземные ходы на случай осады,  погреба для съестных припасов, тупики, казематы, лазы и гроты - земля под городом напоминала голову сыра. Катакомбы строились веками: башни и шпили тянулись ввысь, а ходы тянулись вглубь. Так средневековый город стал идеальным биоценозом для крыс: обширные подземелья, выдающаяся антисанитария и последовательное уничтожение их единственных естественных врагов. Как только из городов исчезли кошки, в них вошла чума – знамя крысиных полчищ. Впрочем, не только чумные эпидемии остановили кошачий геноцид. Кошек спасла реформация: у католической церкви появился реальный и сильный противник. Перед реальной идеологической опасностью инквизиция стала тратить гораздо меньше сил на охоту за повитухами, суеверными крестьянками и их мелкой живностью.

 

Кошка, как известно, гуляет сама по себе – и тем не менее, ей по пути с человеком с незапамятных времен. Но как смогли сойтись дорожки хомо сапиенс и фелис катус, почему эти независимые зверьки вздумали разделить свой удел с людьми – до сих пор остается загадкой.

 

На стоянках и в захоронениях кочевников-скотоводов кошачьих останков нет, хотя собак эти люди приручали достаточно активно. Кошка стала спутницей людей-земледельцев. В их постройки проникали мыши – за зерном. Может быть, точно также и первые, еще дикие, кошки по ночам пробирались в человеческие хранилища – за мышами? Сами, по собственной воле – не званные, а призванные? Древний человек, неожиданно обнаруживший в своем амбаре добровольного помощника, преисполнился благодарностью – и благоговением. Мир древнего человека был необъяснимым, одушевленным и полным независимых и скрытых сущностей, однако одному в нем не было места: нелепой случайности и ползучей эмпирике. Нежданного защитника человек принял за посланца дружественной, покровительствующей.

 

        Собака была приручена волей и силой человека, собака была вовлечена цепь метаморфоз под человека и для человека,  и со щенячьих когтей собака стремится быть понятной и управляемой. Пес для человека – продолжение его «я», воплощение охранительной функции человеческого космоса. Да, друг – но отнюдь не Другой. А вот гуляющая-сама-по-себе-кошка в мифах, легендах и суевериях всех народов  стала воплощением иного начала: ночи, женственности, дикого леса, сна и нави, обратной стороны луны. Воплощенные в Кошке, эти начала были дружественны, благосклонны к человеку: мелкий хищник семейства кошачьих стал посредником между человеком и скрытой, темной стороной его «я».

 

        За это ее почитали язычники – и за это жгли христиане. Христиане ли?  Во времена Охоты за ведьмами изначальная, монистическая идея христианства о единстве мира, благодатного божьего творения, была замутнена влиянием манихейских ересей. Это манихеи считали, что материальный мир создан дьяволом, исказившим замысел бога. Они считали, что всякая нечеловеческая индивидуальность на земле – от сатаны. Именно манихейский дуализм внушил европейцам страх перед всем неизвестным, неосознанным, но при этом – независимым. Только ли инквизиция стала результатом этой подмены? Тоталитарные режимы с их презрением к личности, научно-техническая революция под девизом «природа – не храм, а мастерская», ненависть к Другому, двигающая национальные геноциды и религиозные войны, - все это следствие трагического раскола в человеческой душе, отвергнувшей часть мира и непознанную половинку собственного «я».

 

 

        Может быть, любовь к кошкам, вновь пробудившаяся в конце 20 столетия – знак избавления от этого комплекса? Только человек-индивидуалист, способный уважать и ценить чужую свободу, не боящийся потемок чужой души и не одержимый жаждой власти сможет полюбить и понять такое существо, как Кошка-Гуляющая-Сама-По-Себе.

 

А. Ермакова.

Темы: Газеты и журналы в России
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
© KM.RU, Алексей Белкин
Госдума рассмотрит штрафы за поиск экстремистского контента в интернете
Штрафы за VPN и поиск экстремистских материалов: разбор закона и мнения экспертов
80 лет с начала работы Потсдамской конференции: зачем рушат итоги Потсдама?
Фотобанк Росконгресса/Сергей Михайличенко
Захарова: РФ имеет право применять оружие против помогающих Украине стран
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
«Мельница», 1 апреля, «19.30 Moscow»
К чему приводит чрезмерная нагрузка на работе?
Компания Тимура Турлова скупает активы в США
Справлять или не справлять, вот в чем вопрос!
«Остановите подсчет»: выборы президента США продолжатся в суде
Илья Гращенков: Государство переложило проблемы на плечи авиакомпаний и пассажиров
Как устроить новогодний праздник для ребенка?
«Все последние месяцы главной темой информпространства является тема весеннего украинского наступления. Оно уже началось»
Кузьма и виртУОзы «Концерт в рок-клубе 27 июня 1997»
Zineera: отзывы и описание работы биржи
MOSKWITCH feat. Фео «Когда же наступит весна» (интернет-сингл)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.