Ученые решили старинную «загадку слепого»

Исследователи заявили о том, что им удалось решить загадку о человеческом восприятии, ставившую в тупик философов и ученых разных стран и времен.
Более трехсот лет назад ирландский ученый и политик Уильям Молинье (William Molyneux) в своем письме великому британскому мыслителю Джону Локку писал: «Представьте себе, что слепой от рождения человек, который научился идентифицировать объекты, например, сферу и куб через прикосновение к ним, вдруг прозрел. Так вот головоломка заключается в следующем: может ли он по одному только виду и, прежде чем он прикоснется к предметам, сказать, что есть глобус, а что - куб?».
Для философов того времени ответ на «Вопрос Молинье» должен был помочь решить фундаментальную неопределенность в отношении человеческого разума. Эмпирики считали, что мы родились «tabula rasa» («чистой доской»), и что мы есть сумма накопленного опыта.
«С тех пор это - один из главных вопросов в философии сознания», - говорит Паван Синха (Pawan Sinha), профессор кафедры мозга и когнитивных наук в Массачусетском технологическом институте (США). Тем не менее, эта проблема оставалась лишь мысленным экспериментом, поскольку до сих пор не было удачного опыта по решению этой загадки.
В исследовании слепых пациентов из Индии, зрение которых было восстановлено в позднем детстве или подростковом возрасте, Синха и его коллеги обнаружили, что они не смогли сразу увязать вместе то, что они видели, и то, что они чувствовали. Однако пациенты приобрели это умение уже спустя несколько дней после операции.
Из выводов, опубликованных в интернет-издании Nature Neuroscience, следует, что ответ на вопрос Молинье будет отрицательным. По словам исследователей, у головного мозга нет врожденной способности соединять различные типы сенсорных сигналов, однако, он наделен природной способностью научиться это делать быстро.
Профессор Синха отобрал пять человек в возрасте от 8 до 15 лет (четырех мальчиков и одну девочку), родившихся слепыми. Операция на глаза практически мгновенно вернула детям и подросткам их зрение.
В первые двое суток испытуемым давали пощупать некий предмет, чтобы определить его форму, а потом (тоже на ощупь) выбрать похожий из двух других.
Несмотря на то, что ни с одной из предложенных форм предметов испытуемые раньше не встречались, они почти со стопроцентной точностью находили похожие вещи. В другом опыте им демонстрировали (но не давали потрогать) предмет, после чего они на ощупь, без участия зрения, находили объект, похожий на виденный. Таким образом, пока все шло в «нужном» русле.
Однако решающим оказалось третье испытание: участникам опыта давали пощупать предмет, после чего они должны были на глаз угадать, что это было. Именно в третьем опыте положительные результаты заметно пошли на убыль: вероятность правильного ответа оказалась скорее случайной.
В целом результаты, полученные при помощи сканирования мозга, показывают, что человеческий мозг в детстве более «пластичен» или «ковок», чем считалось ранее, говорят исследователи.
«Наши данные ставят под сомнение идею о том, что если ребенок был лишен зрения в течение первых трех-четырех лет жизни, то впоследствии он будет не в состоянии приобрести какие-либо визуальные знания», - отметил профессор Синха.
Источник: Наука KM.RU
Комментарии читателей Оставить комментарий