Обсуждение закрыто: Вы не можете оставить комментарий.
]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Экономика
Главная → Экономика
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
    • Политэкономия
    • Бизнес
    • Личные финансы
    • Мнение экспертов
    • Бизнес-образование
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Чему учить лидера?

12:21 21.08.2006

Полина Юдина, Begin Group Когда говорят о топ-менеджерах и руководителях среднего звена, между уровнями их работы всегда проводят четкую границу. Граница эта – в разнице между

Полина Юдина, Begin Group

Когда говорят о топ-менеджерах и руководителях среднего звена, между уровнями их работы всегда проводят четкую границу. Граница эта – в разнице между стратегией и тактикой. И если каждый мидл-менеджер должен быть ориентирован на результат, готов к изменениям и способен контролировать деятельность команды, то от лидера компании ждут большего.

 

Уровень лидера

 

Компетенции, или специфические деловые качества, определяющие успешность в работе, разнятся для каждого уровня сотрудников. Грамотный руководитель отличается от персонала, стоящего на более низких позициях в корпоративной иерархии, прежде всего тремя характеристиками: видением ситуации в целом, умением руководить персоналом и способностью организовывать работу.

 

При этом именно видение дальних целей и умение строить работу исходя из них, является отличительным качеством лидера. А вот работать с людьми (мотивировать подчиненных, делегировать полномочия, убеждать) приходится и менеджеру среднего звена. Так же и компетенции организации (принятие ответственности за решения, умение транслировать цели и задачи подчиненным) менеджеры среднего звена делят с высшим руководством.

 

Различны и формы проявления инициативы на разных уровнях управления компанией. Менеджер среднего звена предлагает и внедряет качественно новые решения, выступает с инициативами, влияющими на смежные подразделения, прилагает дополнительные усилия, чтобы создать благоприятные возможности для инноваций в коллективе. Топ-менеджер – выдвигает инициативы, затрагивающие деятельность всей организации, задает приоритетные направления для внедрения инноваций, создает систему стимуляции сотрудников к проявлению инициативы. Вместе с этим он внедряет инициативность как норму поведения в компании, выявляет и выращивает лидеров, способных продолжить эту традицию.

 

Не секрет, что многие руководители не обладают всеми необходимыми компетенциями и многие из них готовы вкладывать средства в свое развитие. Так, по данным компании Begin Group, на ближайший курс обучения 30% руководителей готовы потратить до $3 тыс., 22% – от $3 тыс. до $10 тыс., и еще 9% – более $10 тыс.

 

 

Личностные качества

 

Содержание профессиональной деятельности в различных компаниях на высших управляющих должностях сильно отличается, однако основные качества лидера остаются неизменным. По мнению многих экспертов, наиболее важными являются такие личностные особенности топ-менеджеров, как мотивация достижений, масштаб личности, чувство политики и потребность в стрессе.

 

Кластер «Мотивация достижений» включает в себя следующие компетенции:

·        Постановку перед собой сложных целей, «бросающих вызов» способностям.

·        Упорство, неспособность остановиться, не достигнув цели.

·        Желание немедленно повысить планку своих намерений по достижении запланированного результата.

 

Помимо того, руководитель должен иметь глобальные мечты и планы, жить яркими и вдохновляющими образами будущего и при этом никогда не терять веру в свои способности и не отказываться от личной ответственности за дело. Успехи и неудачи компании он склонен приписывать скорее своим решениям и поступкам, нежели факторам внешней среды.

 

Следующий блок качеств эффективного топ-менеджера, назовем их коммуникативными, связан с умением взаимодействовать с окружающими. Руководителю необходимо заблаговременно выстраивать отношения с нужными людьми и понимать личностные особенности и потребности других.

 

К тому же руководитель «упаковывает» свои идеи так, чтобы они нравились окружающим и были готовы для «продажи». Он анализирует расклад сил, просчитывает риски и возможности.

 

Наконец, важным качеством, каким бы удивительным это ни казалось, является потребность в стрессе. Особенно это справедливо для быстрорастущих рынков, одним из которых является российский. Если на Западе сейчас входит в моду тенденция соблюдать определенный баланс между работой и личной жизнью (work/life balance), то в России тенденция «жить спокойно» губительна для топ-руководителя, так как темп развития бизнеса очень высок и всегда существует опасность не соответствовать ему.

 

Итак, лидер компании высокого уровня – это всегда «слегка» кризис-менеджер. Он способен выносить значительные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, мобилизоваться в кризисной ситуации. Быстро адаптируется к работе в новых условиях, с разными людьми. Принимает решения и действует, даже не имея полной информации о происходящем.

 

Управленческие навыки

 

Если задачи менеджера среднего звена четко определены самой его работой (он должен грамотно вести подчиненный ему отдел), то функции руководителя компании – управлять стратегией, часто в условиях неполных или противоречивых данных. Нередко он узнает о положении дел конкурентов и партнеров косвенно и вынужден делать прогноз, опираясь на глобальные представления о развитии отрасли. Таким образом, стратегическое мышление – это одно из важнейших качеств руководителя.

 

Успешный руководитель выделяет критические факторы успеха, предвосхищает ситуации, связанные с риском и препятствиями. В его непосредственные задачи входит заблаговременное распознавание новых возможностей и просчет финансовых последствий ключевых решений.

 

Можно сказать, что руководителю критически важно обладать здравым смыслом в области бизнеса и пониманием рынков сбыта, а вот вдаваться в тонкости технологического процесса уже не так существенно. Если в какой-то момент руководителю потребуются более глубокие знания, он всегда может привлечь экспертов.

 

Помимо того, лидер российской компании управляет изменениями, происходящими в организации. Именно он обнаруживает устаревшие процессы и подходы к решению проблем и ищет пути их замены (в том числе – с помощью заимствований из других культур).

 

Вторая сфера, где человек проявляет себя как управленец, – это работа с персоналом. Привлечение и удержание в компании талантливых кадров выходят на первый план в условиях быстрого роста экономики и нехватки рук практически на всех направлениях. Дело мастера – создать условия для раскрытия лидерского потенциала сильных сотрудников, формирование сильной команды, члены которой дополняют друг друга, заблаговременное создание резерва для ключевых позиций.

 

Как известно, отсутствие четких критериев успешной работы – один из самых мощных демотиваторов сотрудников. В условиях неопределенности подчиненными овладевают лень, пессимизм и размышления о смене работы. Напротив, руководитель, который транслирует работникам ясные и реальные ожидания, касающиеся их деятельности, и премирует соответствующих требованиям, может рассчитывать на поддержку коллектива и его самоотверженный труд. Такая поддержка персонала называется созданием атмосферы достижений.

 

Стратегии развития руководителя

 

Развитие руководителя – это не единовременный, а постоянный процесс. Корректировать вектор персонального развития руководителю полезно каждый год, исходя из того, какие из вышеперечисленных компетенций развиты у менеджера в меньшей степени.

 

Некоторые компетенции практически невозможно развить: это мотивация достижений, потребность в стрессе и мышление масштабными категориями. Зато другие свойства руководитель может усовершенствовать. Например, для наработки способности привлекать и удерживать персонал можно поучаствовать в тренинге по подбору персонала или в семинаре по подбору кадрового резерва.

 

Среди основных методов развития компетенций называют следующие: тренинги и семинары, самообучение, обратная связь руководителей, обучение на чужом опыте, развивающие проекты, развитие на рабочем месте.

 

По данным исследования, проведенного Begin Group в феврале 2006 года, наиболее популярным форматом обучения для российского топ-руководителя являются тренинги (их упомянули 63% опрошенных топ-менеджеров – посетителей выставки «Обучение для топ-менеджера»). Кроме того, были названы семинары (их отметили 41%), программы МВА (39%), а также языковые курсы (35%). Наименьшей популярностью пользуется второе высшее образование (о нем вспомнили 18% опрошенных).

 

Основное, что менеджеры хотят приобрести на образовательных программах, – это управленческие навыки. Большинство респондентов интересуются также образованием в области стратегического менеджмента, финансов и маркетинга.

Методы развития

 

Тренинги. Тренинги эффективны, только если обучаемый готов занимать активную позицию, ведь тренер не сможет сформировать этот навык за него. Важно отрабатывать полученные на тренинге конкретные знания и навыки и в дальнейшем, иначе они пропадут так же быстро, как и появились.

 

Самообучение. Самообучение подразумевает чтение соответствующей литературы и письменный самоанализ, ведение дневников. Этот метод подойдет, если человек хочет потренироваться делать что-то по-иному и проанализировать свой прошлый опыт в безопасной обстановке. Однако оценить успешность самообучения бывает довольно трудно, поскольку здесь отсутствует внешняя обратная связь.

 

Экспертная оценка. Оценка экспертом поведения руководителя и предоставление им обратной связи чревато тем, что, выслушав советы, оцениваемый не поймет или проигнорирует их. Этот способ хорош, когда менеджер может получить и сравнить мнения о себе разных людей (подчиненных и руководителей, коллег, клиентов). Договариваться с экспертом о том, что именно он оценивает, нужно до начала наблюдения. И, конечно, нужно быть готовым не только к позитивной оценке, но и к критике.

 

Обучение на опыте других. Чтобы обучиться определенным навыкам на опыте других, нужно как можно чаще взаимодействовать с более компетентными в этих областях коллегами. Работать вместе с ними, советоваться по ходу выполнения проекта, просить их поделиться своим ноу-хау. Наблюдая за их поведением в типовых и критических ситуациях, можно многого достичь. Не удивительно поэтому, что 42% топ-руководителей, опрошенных Begin Group, предпочли бы учиться только с менеджерами высшего звена и владельцами компаний. Для остальных должности сокурсников значения не имеют. Около двух третей (59%) хотят, чтобы другие учащиеся представляли разнообразные сферы деятельности. И только каждый четвертый предпочел бы, чтобы его однокурсники работали именно в той же области, что и он сам.

 

Развивающие проекты. Для постоянного развития стоит браться за те проекты, которые чуть сложнее, чем руководитель может выполнить на данный момент, и которые продолжаются не слишком долго – не более трех месяцев. Искать нужно такие проекты, для которых самыми важными являются именно развиваемые качества. Этот метод подразумевает, что руководитель столкнется с нетипичными, неожиданными ситуациями – ведь именно они являются наиболее ценным источником самосовершенствования. С другой стороны, не стоит рисковать и оттачивать свои качества на проектах, которые имеют большое значение для развития бизнеса. Но проект обязательно должен быть полезным – иначе вся работа «на пределе сил» окажется просто иллюзией.

 

Развитие на рабочем месте. Метод развития на рабочем месте подойдет тем, кто уже имеет теоретические знания и практические навыки в этой области и хочет лишь закрепить их в практической работе. Он нацелен на практическую отработку тех навыков, которые были заложены всеми пятью техниками, описанными выше. К саморазвитию нужно относиться так же, как и к реализации любого другого проекта: осуществляя его последовательно и упорно. Разработка плана индивидуального роста и его воплощение в жизнь требуют определенного времени, но именно его выполнение поможет достичь устойчивых результатов.

 

«Коммерческий директор» №7, 07/2006

Темы: Бизнес-образование и литература
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
Капитализм ХХI век. Эффективность для меньшинства, катастрофа для большинства.
© МЧС Республики Казахстан
Азербайджан подаст в суд на Россию из-за крушения самолета AZAL
Путин назвал минимальную рождаемость, которой надо добиться
В России формируется «новое цифровое дворянство»
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Дальше мечты «Устал от причин» (интернет-сингл)
«Будет вызывать у детей аллергию»: куда заведет новый воспитательный закон школы
Крым уйдет от санкций в особую зону
Китай испытал прототип гиперзвукового двигателя, способного облететь Землю за два часа
Драники, казы и рассольник: солдаты со всей страны пробуют блюда разных народов
Blues Bastards, 4 августа, «Мумий Тролль Music Bar»
Что такое зона комфорта? Как выйти из зоны комфорта?
Колыбель европейской демократии и фашизм
Камень преткновения – украинский национализм
Стоит ли покупать акции Tesla
Сможет ли Россия выстоять в «гибридной» войне с Западом?
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.