Как нам сделать Россию светлее?

18:03 4.02.2011 , Игорь Зайцев
Как нам сделать Россию светлее?
Как нам сделать Россию светлее?

Пока что мы щуримся не от яркого света, а от пыли в глаза

В «лихие девяностые», когда один за другим закрывались еще вчера благополучные предприятия, мой случайный попутчик, узнав, что я журналист, буквально взмолился: «Пожалуйста, придите к нам на производство! Мы покажем кое-что интересное». Я согласился.

Производством оказался бывший «почтовый ящик» - заводской комплекс, работавший над специальными, буквально штучными проектами. Конверсия его погубила. Заказов не было, цеха опустели. Я брел широкими темными коридорами, и шаги отдавались жутковатым эхом: тишина как в огромном склепе. Шел в комнату, куда ежедневно приходила группа энтузиастов, у которых без дела чесались руки. Они не могли смириться с тем, что не будет больше интересных заказов, новых уникальных разработок.

«Вот смотрите, - показал мне один из них, инженер, что-то вроде маленькой лампочки. – Знакомый предмет?» - «Нет», - честно признался я. «Это светодиод. Своего рода мини-лампочка. Если, к примеру, из таких разноцветных светодиодов собрать дорожный знак, то на шоссе он будет виден издалека».

Инженер подошел к стенду. На нем был укреплен знак «Ведутся дорожные работы». Повернул выключатель, и знак засветился мозаикой ярких огней. «Даже на расстоянии рисунок имеет четкие контуры, не расплывается и виден в любую погоду, - объяснил инженер. – А главное, энергии светодиодам требуется гораздо меньше, чем обычным лампочкам. Экономия колоссальная!»

«Я вам больше скажу, - продолжил он, видя, как я горю любопытством. – Возьмите наружную световую рекламу. Хотя бы ту, что установлена на Тверской. Там на крышах – большие и мощные трансформаторы, на жильцов влияет колоссальное электромагнитное излучение! Схема управления такой конструкцией сложная, к некоторым приставлен оператор. А сделай такую же рекламу из светодиодов – всего-то надо будет воткнуть вилку в розетку обычной электросети. И все! Светодиоды долговечны, постоянно следить за такой конструкцией не требуется. А область их применения открывает широчайшие перспективы!»

Коллеги моего «гида» сидели за столами, не перебивая его, но лишь изредка грустно кивали. «Почему тогда светодиоды не запускают в производство?» – удивился я. «По-видимому, они никому у нас не нужны, - пожал печами инженер. – Мы свои предложения посылали в Государственную Думу, самому Борису Николаевичу, даже Лужкову… Представляете светодиодные дорожные знаки на той же МКАД? Предлагали наладить производство частным предпринимателям – все без толку».

Я обещал опубликовать репортаж об увиденном в газете, где в ту пору работал. Думал – будет сенсация. Но сенсацию закрыли на стадии сдачи материала главному редактору: «Это неинтересно. Раз предприниматели отказались, то читатели подавно скажут: ерунда какая-то!»

Мне было неловко оттого, что я, журналист, не оправдал надежды замечательных людей, в самые трудные для страны годы поддерживающих тлеющий огонек российского научно-технического прогресса. Хотя они не очень-то рассчитывали на меня, привыкнув к отказам. И вообще, пластиковые тазики и стулья, как выяснилось, нужны нам гораздо больше, чем какие-то светодиоды.

Один мой приятель, тогда молодой ученый, много лет работал над темой жидких кристаллов. В 70-80-е годы она представлялась очень перспективной. Но затем ее подкосило недофинансирование. Говорят, некоторые отечественные наработки в этой области «сплыли» за границу. Только вот телевизоры и мониторы на жидких кристаллах мы уже давно покупаем за рубежом - там научно-технический прогресс не останавливался ни на минуту.

Ученый теперь торгует стабилизаторами на Митинском радиорынке. Докторская диссертация, которую он не успел завершить до того, как его тема «рухнула», отложена на неопределенное время – значит, реанимирована не будет. Отставание оказалось слишком велико…

На том же радиорынке изделий на основе светодиодов полным-полно: от ярких карманных фонариков до больших настенных новогодних иллюминаций. На каждом изделии – неизменное и привычное клеймо «Сделано в Китае».

…Но вот я читаю на сайте «Фонтанка.Ру»: в Петербурге открылся первый нанозавод, запущено производство светодиодов. «Основатели компании «Оптоган», которым принадлежит завод, уверены, что через несколько лет им удастся сделать Россию светлее, а своих акционеров – богаче». Губернатор Валентина Матвиенко, пишет сайт, с удовлетворением отметила, что запуск нанопроизводства сделает город одним из лидеров в продвижении модернизации. Правда, пишет питерский автор, назвав производство нанотехнологичным, губернатор, как оказалось, несколько поспешила. На самом заводе признались, что пока запустили не полный цикл выпуска светодиодов, а только его окончательные стадии. То самое нанопроизводство осуществляется на заводе компании в Германии. Правда, его рассчитывают перевести на петербургские площади в 2011 году.

Точь-в-точь как с первым «российским мобильником», который не так давно с гордостью демонстрировали президенту Медведеву! Телефон ему понравился, но тут же выяснилось, что его собирают… на Тайване. Но это, дескать, ничего – рано или поздно производство переведут на российские площади.

Такое бывает: чужие разработки выдавать за свои или постараться убедить, что и родная страна принимала в них непосредственное участие. Наши граждане, работающие на предприятиях Южной Кореи, рассказывают, что корейцы заказывают в знаменитой Силиконовой долине то, что не могут сделать сами. И не трубят на весь мир, что, скажем, новый мобильный телефон – это в большой степени американская разработка. Так же, как и его дизайн. Однако – заметьте! – реноме Южной Кореи как одного из лидеров в производстве электроники и бытовой техники не страдает. Может быть, это и есть разумный прагматичный подход? Что-то делаем сами, что-то заказываем у тех, у кого это получается лучше. Но все-таки за «российский мобильник» немного стыдно: что в нем российского, если сюда ввозят готовый продукт?

Вспоминаю, как в середине 90-х летал в Татарстан, в Елабугу, где, как было широко объявлено, открывался первый цех по сборке американских внедорожников «Шевроле Блейзер». Туда отправилась большая делегация во главе с Александром Шохиным и целый самолет с журналистами. Увиденное же просто ошарашило.

Среди пустынного пейзажа, огороженные бетонным забором, стояли недостроенные заводские корпуса. Вернее, их наметки: крыша, часть стен и плохо утрамбованный песок под ногами. Поверх уложены доски грубого распила, иначе не пройдешь. В корпусах без окон и дверей гуляет ветер. Механизмов – ноль. Безлюдно. Наконец впереди сверкает что-то похожее на автомобили. Это и был «сборочный цех»: на асфальтовом пятачке три рабочих-татарина в национальной одежде отвертками привинчивали к уже собранным явно не здесь машинам бамперы и фары. И все!

Рабочим запретили разговаривать с прессой, а журналистов поторопили: в дилерском центре накрыты столы. Там, за рюмочкой чая, мы узнали, что «Блейзеры» сюда прибывают из-за тридевятьземельной Бразилии. Там-то и расположено настоящее производство. Прибывают недособранными – без фар и бамперов. Чтобы, как нам сказали, оформить на таможне не как автомобили, а как «комплектующие», а это уже другая ставка пошлины. Тем не менее спектакль с «елабужской сборкой» американских авто в показанных телевидением репортажах выглядел так, словно производство кипит. Увы, мы, очевидцы, видели совсем другое – бурую пыль Татарстана, щедро пущенную в глаза…

Обо всем этом я вспомнил, читая все тот же материал о питерском «нанозаводе»: «…Пока на нескольких станках чуть больше десятка человек, одетых во все белое (которых удалось увидеть журналистам), собирают готовые светодиоды из наносырья. Экскурсовод показал прессе небольшой пластиковый кружок с несколькими рядами серебряных точек на нем: «Это чипы, которые мы получаем из Германии. Они произведены из наногетероструктур. Здесь из этих чипов мы собираем светодиоды, которые потом становятся частью светильников».

Как знакомо! Питер, Елабуга… А вот еще фрагмент: «Сейчас 5 тысяч кв. метров, непосредственно выделенных под производство, явно пустуют. Но на бетонном полу уже расчерчены места «парковки» новых станков. По словам одного из основателей производства Владислава Бугрова, объемы выпуска на заводе планируется значительно нарастить. И если на данный момент, по его данным, на предприятии работает 150 человек, набранных из числа сотрудников электрозаводов, то к моменту полного запуска штат увеличится до 800».

Ну, дай Бог! Может быть, владельцам производства действительно удастся «сделать Россию светлее». Правда, ее однажды уже пытались «осветить» - более десяти лет назад, на окраине Москвы, в «законсервированном» на неопределенное время (и до сих пор!) почтовом ящике. Не вышло… Интересно, живы ли еще те престарелые новаторы-энтузиасты? И что бы они сказали сегодня?

Я же могу сказать только одно: дурдом!

Темы: Дурдом
Источник: KMnews
Комментарии читателей
20.03.2011, 17:23
Гость: ддд

Перегорела четвёртая экономичная лампочка. Ясно: экономия уже не светит. Как бы засунуть сгоревшую в задницу автору этой идеи?

15.02.2011, 17:38
Гость: richard

Как сделат' ее светлее? Да никак! Назовите хот' один светлыи период в истории России! Не можете?! Вот вам и ответ!

05.02.2011, 21:41
Гость: Рабочий

Ворм не дано организовать производство.

]]>
]]>

xProduct()

]]>
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.