Обама забросил разведчика в Кремль

17:10 6.02.2009 , Игорь Зайцев

Справка km.ru

Бывший госсекретарь США (1973-1977) и авторитетный эксперт в области международных отношений Генри

Подробнее

По данным СМИ, бывший госсекретарь США в декабре побывал с тайным визитом в Москве

Бывший госсекретарь США Генри Киссинджер, пик карьеры которого пришелся на эпоху холодной войны, вновь оказался «на переднем крае» американской внешней политики. По данным британской газеты The Daily Telegraph, в декабре прошлого года 85-летний дипломат тайно побывал в Москве по поручению будущего президента страны Барака Обамы и в течение двух дней убеждал российского президента Дмитрия Медведева согласиться на сокращение ядерных вооружений: в начале февраля об инициативе президента США в области ядерных вооружений сообщила со своих страниц другая британская газета – The Times.

Решение отправить на переговоры Киссинджера, который занимал высокий пост в администрации президентов-республиканцев Никсона и Форда, связано с желанием Обамы преодолеть возможное сопротивление своей инициативе со стороны республиканцев в конгрессе. Кроме того, цитирует источник сайт NEWSru.com, Киссинджер обладает колоссальным дипломатическим опытом и пользуется определенным уважением в России, поскольку давно уже заявляет: с Москвой необходимо считаться на международной арене.

«Любить – так королеву, хватать – так миллион», – гласит ухарская русская поговорка. Похоже, ее знает и Барак Обама. Не исключено, что от того же Киссинджера, который, как и его начальники-президенты, когда-то разучивал русские пословицы накануне решающих встреч на высшем уровне. Свою внешнюю политику новый глава Белого дома начал с внушительным размахом, предложив России не размениваться на мелочи, а сократить огромное количество боезарядов – до 1000 единиц с каждой стороны, если верить The Times.

Решись российское руководство подхватить инициативу Обамы (на этот счет пока никаких сведений нет), у американского президента появится шанс увенчать себя лаврами миротворца. Первый темнокожий президент США, убеждающий «показывающую острые зубы» Россию снизить уровень ядерной угрозы, – это, конечно, должно произвести впечатление на европейцев, которые восторгаются Обамой с начала его предвыборной кампании.

В этой связи хотелось бы напомнить мистеру Обаме (и это будет справедливо!), что его вовсе не первого посещает благостная мысль осчастливить человечество, понизив угрозу ядерного противостояния. Только ведь это – не вопрос категории «сказано – сделано». Даже если его в успехе предприятия убеждает старый дипломатический лис Генри Киссинджер. Уж он-то знает, что русские были пионерами в этом архисложном вопросе. Еще премьер Хрущев прилагал огромнейшие усилия, добиваясь сокращения обычных вооружений у США и СССР с опорой именно на минимальное количество ядерного оружия. Полвека назад его не называли миротворцем, и он тем более не мечтал о каких-то лаврах. С репутацией безнадежного прожектера Хрущев гнул свою линию, и стена отчуждения со стороны США была в итоге пробита. Правда, это случилось гораздо позже и уже без него. К концу 1980-х обе сверхдержавы пришли к мнению, что лучше иметь минимальное количество ядерных средств устрашения и одновременно сокращать обычные виды вооружения. Брежнев и Никсон сделали грандиозный прорыв в этом направлении, а над следующими далеко идущими соглашениями продолжили работу Горбачев и Рейган.

Титанический труд с чередой тяжелейших переговоров, с сенсационными компромиссами и усталой удовлетворенностью на лицах тех, кто на самом деле дал людям уверенность в мирном завтрашнем дне.

Насколько серьезно можно относиться к торопливым сигналам из Вашингтона? Дипломатия на самом сложном ее участке – совсем не та сфера, где уместна поспешность. Да, конечно, отнестись следует предельно внимательно, как того заслуживает наш партнер по прочим договоренностям (хотя многие из них, увы, оказались похеренными). Но наивных людей в Москве нет. Здесь отлично понимают, что Обама не в состоянии так быстро, как ему хотелось бы, решить доставшиеся ему от предыдущего хозяина Овального кабинета вопросы войны и мира в разогретых до белого каления точках. Начало же диалога с Кремлем быстро запишут ему в актив: действительно, президент показывает миру «новую Америку»! Поэтому нельзя исключать и такой вариант событий: дипломаты «третьего эшелона» вроде Генри Киссинджера на первых порах прощупывают Россию, отвлекая на себя внимание наблюдателей и работая на миротворческий имидж Обамы, в то время как сам президент занимается более насущными и менее почетными делами. Выгорит с Москвой – хорошо. Нет – ну что же, русские опять показали свою несговорчивую сущность…

На самом деле Соединенные Штаты давно приучили нас к тому, что каковыми замечательными ни были бы достигнутые договоренности по вооружениям, они относятся к ним так, как диктуют их и только их интересы. Президент Буш-младший в первый сезон своего президентства, в 2001 году, коротко и ясно выразился по поводу глобальной «миротворческой миссии» США: «Самый лучший способ удержать мир – по-новому определить войну согласно нашим условиям».

Из-за этих «условий» между Россией и США не раз возникали трения по вопросам паритета в вооружениях. В 1993 году РФ и США подписали договор по ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), согласно которому стороны должны были сократить численность ядерных боеголовок на 3000 единиц. Вскоре Россия оказалась в двусмысленном положении: американцы начали разрабатывать свою собственную противоракетную систему, в то время как между двумя странами существовал договор о противоракетной обороне – еще с 1972 года. Москва начала справедливо настаивать на увязке с ним американского противоракетного новшества, что очень не понравилось Вашингтону. В Белом доме пригрозили выйти из договора по ПРО. В 2002 году американцы осуществили угрозу. Причем первое, что сделали американские военные, это демонстративно, в первые же дни «свободы» от договорных обязательств, испытали противоракетную систему морского базирования. Тогда и Москва назвала бессмысленным дальнейшее участие в договоре СНВ-2 и вышла из него…

Возникла проблема и с бессрочным договором о ликвидации ракет средней (от 1000 до 5500 км) и меньшей (от 500 до 1000 км) дальности, подписанным в 1987 году. Россия и Америка обязались не производить, не испытывать и не развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования оговоренных характеристик. Договор заключили с правом выхода из него, если одна из сторон сочтет, что некие обстоятельства ставят под угрозу ее интересы, связанные с содержанием соглашения. Как сглазили! В 2007 году Россия заявила, что планируемые к развертыванию в Польше и Чехии элементы американской ПРО как раз и ставят под угрозу безопасность страны. Что характерно, к этому времени Москва сполна выполнила свои обязательства, утилизировав оперативно-тактические комплексы «Ока».

Наконец, в 2007 году Россия вышла из Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и связанных с ним международных договоров – после того, как, ратифицировав его в 1999 году и выполнив взятые на себя обязательства, долго и напрасно ждала, что в странах НАТО его также ратифицируют. В подписанном Путиным официальном документе подчеркивалось, что решение принято «в связи с исключительными обстоятельствами, затрагивающими безопасность России».

Поэтому ждать, что Россия бросится немедля заправлять авторучку чернилами, напрасно. Сегодня ей требуется нечто большее, чем просто декларации нового президента о возвращении США в договорной процесс. Новым соглашениям должны предшествовать конкретные убедительные шаги американской администрации. Например, на Западе утверждают, что Россию устроила бы приостановка планов по созданию противоракетных баз США в Восточной Европе. Будто бы об инициативе должен «намекнуть» в Мюнхене 45-й конференции по безопасности вице-президент США Джозеф Байден – как ответ на заявление Генштаба о том, что Россия приостанавливает работы по развертыванию ракет, поскольку администрация Обамы «не форсирует» создание системы ПРО. Если это – на самом деле прелюдия к дальнейшим серьезным переговорам о замене Договора 1991 года об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), срок которого истекает в декабре 2009 года, значит, есть надежда на новый виток позитивного развития российско-американских отношений.

Источник: KMnews
Комментарии читателей
17.02.2009, 16:52
Гость: Иванович

Cолько раз США обманывала Россию при заключении подобных договоров? Много!!А, что Россия кому-нибудь угрожает? Нет! Если США считает, что Иран угрожает интересам США (если вспомнить прошлое, то США многие страны "угрожали" интересам СЩА), то пусть США и ведут "переговоры" (чаще всего почему-то военные или экономические)с Ираном. Или сами разучились вести нормальные переговоры?

17.02.2009, 16:51
Гость: Иванович

Cолько раз США обманывала Россию при заключении подобных договоров? Много!!А, что Россия кому-нибудь угрожает? Нет! Если США считает, что Иран угрожает интересам США (если вспомнить прошлое, то США многие страны "угрожали" интересам СЩА), то пусть США и ведут "переговоры" (чаще всего почему-то военные или экономические)с Ираном. Или сами разучились вести нормальные переговоры?

09.02.2009, 02:37
Гость: John Smith

Почему Россия должна равняться на США? Ведь страны-вассалы американцев, да и не только они, тоже владеют ядерным оружием! Держи ушки на макушке!

]]>
Загрузка...
]]>
]]>
Загрузка...
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.