• Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Энциклопедия
Главная → Кино → Энциклопедия → ПЕПЛУМ
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

ПЕПЛУМ

ПЕПЛУМ (лат. peplum, от греч. peplos — в Древней Греции и Древнем Риме женская верхняя одежда без рукавов, надеваемая поверх туники), к этому жанру мировая кинокритика чаще всего причисляет в основном итальянские фильмы, посвященные истории Древнего Рима (иногда исключение делается для лент, использующих древнегреческую мифологию, а также сюжеты из Ветхого Завета).

Родоначальниками «пеплума» в кино являются режиссеры Дж. Пастроне («Кабирия», 1914; «Мауиста», 1919), М. Казерини («Последние дни Помпеи» и «Нерон и Агриппина», 1913), Э. Гуаццони («Брут» и «Агриппина», 1910; «Иерусалим освобожденный», 1911; «Камо грядеши», 1912; «Марк Антоний и Клеопатра», 1913; «Кай Юлий Цезарь», 1914; «Фабиола», 1917; «Мессалина», 1923), К. Галлоне («Последние дни Помпеи», 1926; «Сципион Африканский», 1937). Последний продолжал работать и после войны, в том числе в жанре «пеплума» («Мессалина», 1951; «Карфаген в огне», 1960), так же, как и А. Блазетти («Нерон», 1930; «Железная корона», 1941; «Фабиола», 1948), парадоксально приложивший руку одновременно и к появлению максимально приближенного к реальности течения — неореализма в итальянском кино.

Однако Голливуд за свою историю тоже употребил немало средств и стараний для того, чтобы представить на экране величественные киноспектакли библейско-древнеримской тематики. Знаменитая «Нетерпимость» (1916) Д. Гриффита сделана под явным впечатлением от «Кабирии» Пастроне. Классиком этого жанра стал С. Б. Де Милль, создавший в 20-е годы «Десять заповедей» и «Царь царей», в 30-е — «Крестное знамение» и «Крестовые походы», а уже через два десятилетия вновь повторивший «Десять заповедей» и введший новую моду на «пеплумы по-американски». В числе его последователей — У. Уайлер («Бен-Гур», 1959), С. Кубрик («Спартак»), Дж. Л. Манкевич  («Клеопатра», 1963; еще десятилетием ранее он экранизировал «Юлия Цезаря» Шекспира).

Своего рода «золотой век» «пеплума» в Италии относится к 1953—1965. Впрочем, возрождение интереса к «античным киноспектаклям» все же произошло не без влияния и тех американских режиссеров, которые снимали в Италии (М. Ле Рой — «Камо грядеши», 1951; М. Робсон — «Плащаница», 1953; Р. Уайз — «Елена Троянская», 1954; Ж. Турнер — «Битва под Марафоном», 1959; Ф. Борзедж — «Великий рыбарь», 1959, а на съемках «Атлантиды» в 1961 его сменил Э. Улмер; Э. Рэппер — «Иосиф мстит за братьев», 1960, и «Понтий Пилат», 1962; Р. Уолш — «Эсфирь и царь», 1960; Р. Флейшер — «Варавва», 1961; Р. Олдрич — «Содом и Гоморра», 1962; А. Де Тот — «Золото цезарей», 1963; Дж. Хьюстон — «Библия», 1965). Они воспитали целую плеяду учеников и последователей, среди которых в первую очередь надо назвать С. Леоне  , М. Баву и Р. Фреду. В стороне не остались другие европейские режиссеры, работавшие в Италии — француз М. Аллегре снял «Возлюбленную Париса» (1954), русский В. Туржанский — картины «Ирод Великий» (1960) и «Королева для цезаря» (1962).

После того, как волна «пеплумов» как в Италии, так и в США постепенно сошла на «нет», она в какой-то степени затронула также и кино бывших социалистических стран, прежде всего Румынию, где были созданы такие этапные картины об античных временах, как «Даки» (1967) Серджиу Николаеску и «Колонна» (1968) Мирчи Дрэгана.

Услугами румынов воспользовался и Роберт Сьодмак, американский режиссер немецкого происхождения, поставивший «Битву за Рим» (1968).

В начале 80-х годов в Италии опять пытались по-своему развить жанр «пеплумов», снимая не только бесчисленные эротические подражания Тинто Брасса («Калигула и Мессалина», «Нерон и Поппея» и т. п. ), современные версии о Геркулесе и гладиаторах, но и вполне серьезные исторические произведения — телесериалы (они были выпущены и в киноварианте) «Камо грядеши» (1985) Франко Росси, который еще на рубеже 60—70-х годов снял «Приключения Одиссея» и «Приключения Энея», «Расследование» (1986) Дамиано Дамиани, «От Понтия Пилата» (1988) Луиджи Маньи (до этого он не раз интересовался в своих фильмах минувшими временами, в том числе создав очередную версию «Сципиона Африканского»). А американские кинематографисты вновь обратились к помощи итальянцев во время съемок сериалов «От Рождества Христова», «Последние дни Помпеи», «Авраам» и «Одиссея» российского режиссера Андрея Кончаловского  .

Возможно, что нарастающий в мировом кино и в европейском, в частности, новый ажиотаж по отношению к истории распространится и на более давние времена — и «пеплум» возродится из пепла именно в суперзрелищном кинематографе. Но справедливости ради надо сказать, что и в «золотую пору» чисто итальянские «пеплумы» никогда не были особо дорогостоящими и впечатляющими по зрелищности в отличие от американских или совместных работ. Подлинные «пеплумы» за редким исключением все-таки принадлежали к поточному, а не штучному кинопроизводству. И не случайно это явление в итальянском кино 50—60-х годов сопоставляется с такими специфическими направлениями, как, например, «фильмы ужасов Хаммера» в английском кинематографе почти той же эры или с «феноменом Роджера Кормена  » в американской киноиндустрии. Ведь, по сути, итальянские «пеплумы», как и их же «спагетти-вестерны», сознательно противопоставлялись по своей эстетике кинопримитива голливудским масштабным боевикам. По сравнению с ними они выглядят так же, как Давид рядом с Голиафом, хотя на этот раз победа была вовсе не на стороне тщедушного храбреца.

Сергей Кудрявцев

Теги: Киноискусство

Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
Нетаньяху готовит новый Исход еврейского народа. На этот раз из Израиля
Здание МИД РФ © KM.RU, Вадим Черноусов
МИД предложил Азербайджану вернуться к «стратегическому союзничеству»
Мединский объяснил смысл новой обложки учебника истории для 11-х классов
В России в перечень сельскохозяйственной продукции включили бананы
Избранное
Кинопремера «Субстанция»: ожиданье неминуемой примерки маскарадного мяса
Что делать, если нечего надеть?
«Он вечно ищет свет, предпочитая тьму»: скромное обаяние Валентина Гафта
Марсоход NASA совершил посадку на поверхность Марса и прислал первое фото
Две Отечественных войны. Итог один – оценки разные
Александр Ф. Скляр и Ва-Банкъ «Старики танцуют»
«Хищники у корыта: правящую верхушку России составляют бюрократы и олигархи, пришедшие из ниоткуда»
Солистка «Мельницы» призвала поддержать отечественного производителя на «сказочном» концерте
«Новый технологический уклад – прежде всего, гуманитарный, в этом его принципиальное отличие»
Мафия «Рэкет ‘89» (компакт-кассета)
Как выбрать самый лучший каркасный бассейн?
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.