Путин устал слушать «плач Ярославны»

Резкое падение цен на энергоресурсы как никогда остро поставило вопрос о преодолении традиционного сырьевого характера российской экономики. Причем понимание того, что старая экономическая модель без комплексного технологического перевооружения экономики не обладает необходимым потенциалом для вывода страны из состояния экономического спада на поступательную траекторию развития, присутствует не только в научных или экспертных кругах, но и в высших эшелонах российской власти. Подтверждением этому может служить вчерашнее выступление премьера Владимира Путина на расширенном заседании правления Торгово-промышленной палаты.
Премьер-министр, в частности, обратил внимание присутствующих на то, что «удельный вес инновационной продукции в нашей экономике немногим более 5%, а доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, – менее 10%». «Конечно, такое положение дел устроить нас не может», – подчеркнул Владимир Путин. И сразу же озвучил цифру госрасходов, запланированных в бюджете этого года на развитие инновационной сферы: 300 млрд руб.
При этом глава правительства подчеркнул, что разговоры о трудных временах не являются достаточным основанием для оправдания бездействия и попыток отложить начало реализации стратегии по переводу нашей экономики на инновационные рельсы в долгий ящик. «Пусть и в менее комфортных условиях, но мы должны двигаться вперед, переводить экономику на инновационные рельсы, задействовать новые факторы для посткризисного роста и дополнительные рычаги повышения производительности труда, эффективности и конкурентоспособности», – заявил Владимир Путин.
А чтобы этот тезис не выглядел исключительно как благое пожелание высшего руководства России, Владимир Путин напомнил представителям ТПП о тех конкретных шагах, которые в последнее время правительство уже сделало в этом направлении. В частности, с 10 до 30% была увеличена амортизационная премия, снижено налогообложение для предприятий, осуществляющих НИОКР, освобожден от НДС ввоз импортного оборудования, аналоги которого не производятся в России, разработан упрощенный порядок выведения на рынок новой инновационной продукции и т. д.
В то же время премьер предостерег присутствующих представителей бизнеса от иждивенческих настроений и призвал последних к активному содействию в развитии инноваций. «Мы вместе с вами должны искать пути, как решить эту проблему, и в хорошем смысле наша работа должна быть агрессивной и солидарной, – подчеркнул Владимир Путин. – Поменьше «плача Ярославны», побольше конкретных предложений». По мнению премьера, развитие наукоемких отраслей должно строиться на государственно-частном партнерстве. А государство, в свою очередь, намерено продолжить стимулирование спроса на инновации через федеральные целевые программы.
Возможности осуществления экономикой России «инновационного рывка» оценивает ведущий эксперт Центра развития Елена Шарипова:
– Я вижу в словах премьера четкую логику. Когда у нас высокие цены на нефть и все хорошо, то никто не думает о том, чтобы перестраивать экономику. Низкие же цены на углеводороды заставляют понять, что на одной трубе больше не усидишь. Поэтому кризис – это как раз самый веский повод заняться диверсификацией экономики. 300 млрд руб. расходов на наукоемкое производство для одного года – это совсем неплохо: ведь это составляет около 3% от всех госрасходов.
Если брать мировой опыт, то везде своя специфика. Например, в США инвестициями в высокотехнологичное производство занимаются не правительство и государство, а частный сектор. Но следует иметь в виду, что американцам не нужно реструктурировать экономику – она у них и так хорошо диверсифицирована. В отличие от них, субъектам российской «инновационной экономики» без государственной поддержки не обойтись.
Владимир Путин правильно сделал акцент на государственно-частном партнерстве. Без частных инвестиций и рыночных механизмов такую масштабную задачу, как перевод экономики на инновационные рельсы, не решить. А для этого государство должно создать соответствующие условия – чтобы инвесторам было выгодно вкладываться не только в сырьевой, но и в высокотехнологический сектор экономики. Те меры, которые нужно конкретно предпринять для этого, давно и хорошо известны. Это налоговые послабления и прозрачность правил. Кроме того, нужно законодательно оформить и заставить работать систему патентования новых технологических разработок, чтобы люди, занимающиеся НИОКР, могли рассчитывать на дивиденды от своих открытий. В мире такое законодательство достаточно развито, а у нас оно еще находится в зачаточном состоянии.
Но, в конечном итоге, главная проблема в реализации этой стратегии – это российская бюрократия. Она обладает удивительной способностью искажать и в конце концов сводить на нет любые, даже самые правильные начинания.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Кудрин не ординарный, скорее талантливый человек. Ему, скорее всего знаний основ бухгалтерии не хватает.
У либералов свой потолок.Выше им не прыгнуть.А здесь нужен прорыв .Возможность сделать что-то экстраординардное.Ну не Кудрину с его бухгалтерским консервативным мышлением рулить экономикой.Первое правило менеджмента. Хочешь остановить развитие фирмы-поставь у руля экономической службы бухгалтера.
Но уже плюс , что государство вернулось в производство, а не пребывает в роли свадебного генерала.
"переводить экономику на инновационные рельсы" - это правильно, но НИОКР здесь - это нерыночные затраты, кстати, не самые большие, если дальше двигать товар на рынок. Вот мы обычно заключаем договор поставки на партию изделий (если делаем на заказ), где разработка образца и сертификация уже включена. Иначе не выгодно, НИОКР в чистом виде - это потерянное время и деньги. Дальше этот Товар надо двигать на рынок, заниматься рекламой, бороться с конкурентами - это огромные затраты. А дивиденды от открытий - это вещь непонятная, если Товар еще не был в продаже. Кроме того, компания, которая добывает и продает нефть или газ, будет испытывать проблемы с реализацией даже уже разработанного для них оборудования или приборов. Нужны специализированные фирмы. Иначе рынок инноваций не пойдет.
29.05.2009 09:20perekos
О проблемах образования и с/х знаю не из СМИ, деньги идут, но так, чтобы бо*льшая часть не доходила до школ. Да компьютеры дали, но сократили математику и физику и кружковую работу. Да объявили об укреплении материально-технической базе, а учебно-наглядные пособия практически недоступны большинству школ. Село проолжает уничтожаться уже более 15 лет. Там придумана схема уничожения: сельхоз предприятие доводят до банкротства - продают новым хозяевам - те оформляют и получают льготный кредит - забирают его себе, не вкладывая ни копейки в производство, - распродают часть находящейся на балансе техники, животных, недвижимости - вновь подготавливают документы на банкротство - продают новым хозяевам и так до тех пор пока на месте села не остаётся пустырь. А деньги вложены по отчётам правительства в село, а на самом деле в основном московским хозяевам...
Надо думать не о кармане своем,а о стране нашей, России,и нарде в первую очередь