Россия в Лувре будет представлена кощунством

Сегодня стало известно, что Росохранкультура дала разрешение на вывоз во Францию четырех работ (рука не поднимается написать «картин») художника (тоже с натяжкой) Авдея Тер-Оганьяна, сообщает [http://www.rian.ru/ РИА «Новости»]. Они должны быть показаны на выставке «Контрапункт: современное русское искусство» в Лувре, которая открывается 14 октября. Ранее эти работы выпускать не хотели из-за их экстремистского содержания. Сообщение о выдаче разрешения размещено на сайте Минкультуры. Свидетельство о праве на вывоз выдано с 7 октября по 20 февраля 2011 года.
Непосвященный читатель может подумать: «Эка невидаль! Ну что это за новость, и стоит ли о ней писать?» Может, и не стоило бы, если бы не личность художника. Это – тот самый «маэстро», который рубил православные иконы топором в Манеже. Этим и прославился. Конечно, в известных учреждениях, прежде именовавшихся «желтыми домами», таких «творцов» – предостаточно, но известность приобрел именно этот, о нем и пойдет речь.
Информация о том, что несколько работ, отобранных на выставку «Контрапункт», не будут представлены в экспозиции, появилась в 20-х числах сентября. Тогда было сказано, что Росохранкультура не дала разрешение на вывоз четырех произведений Тер-Оганьяна, отобранных французских куратором Мари-Лор Бернадак, из-за того, что эти картины содержали призыв к насильственному изменению конституционного строя РФ, а также к разжиганию межрелигиозной ненависти и вражды. При этом подчеркивалось, что если бы выставка была частной инициативой, а не готовилась в рамках Года России во Франции за счет преимущественно бюджетных средств, то никаких проблем с вывозом работ Тер-Оганьяна не возникло бы.
Но они возникли, и в знак солидарности с художником от участия в проекте отказались и другие авторы, что поставило само проведение выставки под угрозу. Лувр, со своей стороны, предпринял все усилия, чтобы выставка была показана в полном объеме. 1 октября появилось официальное сообщение музея, согласно которому российская сторона дала согласие на показ спорных работ.
К участию в луврском проекте, помимо Тер-Оганьяна, были приглашены Юрий Альберт, Александр Бродский, Эрик Булатов, Ольга Чернышева, Эмилия и Илья Кабаковы, Алексей Каллима, Валерий Кошляков, Юрий Лейдерман, Диана Мачулина, Андрей Mонастырский, Павел Пепперштейн, Вадим Захаров, Игорь Макаревич и Елена Елагина, Комар и Меламид, группы «Синие носы» и AES+F, а также Владимир Дубосарский и Александр Виноградов.
Но вернемся к работам Тер-Оганьяна. Творчество его стоит на трех китах: откровенный плагиат, активное использование матерной лексики и всевозможные проявления кощунства, в т. ч. над религиозными символами. Плагиат заключается в том, что берется картина известного художника (например, Пикассо) и рисуется неуклюжая пародия на нее. Получается грубо и похабно-смешно. И чем-то напоминает матерное озвучивание Гоблином (Андрей Пучков) иностранных фильмов («Адреналин-2»), а также отечественных мультфильмов («Приезжайте в Простоквашино»). Или же ситуацию, когда хулиган пришел бы в театр и принялся бы, кривляясь, повторять реплики актеров на свой манер – с матом.
Мат же является вторым источником вдохновения художника. Здесь дело обстоит еще проще: на холсте пишется матерное слово, уходящее в перспективу, или же к нему добавляются какие-нибудь небрежные детали. Все – картина готова. Такова, например, работа «Взрыв № 5». Описывать ее по известным причинам мы не станем, желающие могут легко найти ее в сети. Ясно одно: художник подсмотрел сюжеты своих творений на заборах и перенес их на холсты почти без изменений.
Третье направление – надругательство над религиозными символами, всегда почему-то христианскими. Вот, например, работа, на которой изображен божественный лик на иконе с идущей поверх него надписью: «Бог – дурак». Или трое обнаженных распятых, собранных вместе: один – на кресте, другой – на красной пятиконечной звезде, третий – на свастике. И надпись внизу: «Мрази» с какими-то там еще словами. Так, по замыслу Мари-Лор Бернадак, куратора выставки, выглядит современное русское искусство.
Мы не знаем, эти работы или какие-нибудь другие поедут в Париж. Самого Тер-Оганьяна уже 10 лет как нет в России, но какие-то продукты его художественной жизнедеятельности еще остались, их и повезут за границу. Хорошо бы, чтобы они там и остались: у нас сделалось бы немного чище.
На выставке «Арт-Манеж – 98» 4 декабря 1998 года Авдей Тер-Оганьян выступил с перформансом «Юный безбожник», после чего против него было заведено уголовное дело по обвинению в разжигании религиозной вражды (ст. УК РФ 282). Не дожидаясь суда, он эмигрировал и получил политическое убежище в Чехии. Жил и работал в Берлине, где возобновил работу Школы современного искусства и галереи «Вперед!». В настоящее время живет и работает в Праге.
А сам перформанс «Юный безбожник» выглядел так. Незадолго до открытия выставки «Арт-Манеж – 98» Тер-Оганьян оповестил знакомых о проведении в Манеже своей акции. Художник намеревался вывесить на фоне картин иконы, которые он приобрел в магазине «Софрино» (представляющие собой освященные репродукции известных икон). По словам куратора выставки Елены Романовой, таким образом он «собирался противопоставить свое видение мира ортодоксальному христианству».
Вечером 4 декабря, через два часа после открытия выставки, Тер-Оганьян, развесив иконы, объявил собравшимся, что, заплатив по 10-20 руб., они могут их осквернить. Желающих не нашлось, и тогда авангардист стал сам рубить иконы топором. Акцию прекратили охранники Манежа, которых вызвали возмущенные посетители.
А почему не вызвали санитаров из дурки? Они бы здесь подошли больше, чем охранники.
Было возбуждено уголовное дело по довольно редкой для России тех времен ч. 1 ст. 282 Уголовного кодекса РФ – «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды». Вначале дело расследовала Хамовническая прокуратура, затем – в связи с большим общественным резонансом – его потребовала городская прокуратура. Она и довела дело до суда. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выступил с осуждающим художника заявлением. Выразив удовлетворение работой Мосгорпрокуратуры, Алексий II заявил: «Такие действия являются возмутительными актами вандализма, и их надо решительно пресекать».
Не дожидаясь вынесения приговора, в сентябре 1999 года Авдей Тер-Оганьян выехал через Украину в Чехию, где получил статус политического беженца. Кураторы ярмарки «Арт Манеж» Вильям Мейланд и Ксения Богемская в связи с проведением перформанса были уволены.
Прошли годы, и «искусство» Тер-Оганьяна добралось до Лувра. Хотя самым подходящим для него местом было бы то, где оно появилось перед зрителем в первый раз, – общественный туалет.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Серг, ваши рассуждения зачастую не лишены известной логики, вы явно не идиот (извините за прямоту). Но когда вы начинаете откровенно кощунствовать, искажать прямой текст богодухновенных книг (написанных Богом руками людей, святых отцов Церкви)или вообще отрицать божественные заповеди, посланные нам в Святых Книгах канонических, то совершаете грех непростимый и губите не только Душу свою , но и самое надежду на спасение, искупление грехов раскаянием, ибо не всякое кощунство прощаемо бывает.
Можно сколько угодно критиковать христианство и церковь. Наверно, есть за что. Но главное в том, что эдание христианской церкви стоит нерушимо. И в этом здании готовы принять всех страждущих. А здания язычества нет. А когда язычники пытаются создавать свои секты, то это очень быстро вырождается в черт знает что и долго не существует.
11.10.2010 15:33Инквизитор+
Во-первых: церковь учредил Господь, который сказал:что на "камне" (апостол Петр в переводе камень) сим я создам церковь мою.Во-вторых:без церкви кто Вам сказал бы о Боге?
.
Я тут ранее писал про кощюны и вот вам ещё одна подмена. Господь есть господарь или синоним слова господин. Т.Е. Бога подменили человеческим господином. В отношении Христа - человека может это имеет смысл, особенно если понимать рабскую, рабовладельческую основу современного христианства. И говорил, про церковь как вы заметили госоподь, а не Бог. Бог ничего никому не говорил, никаких скрижалей собственноручных не оставил, магнитофонных и видеозаписей не сохранилось. Есть книжки написанные непонятно кем, с понятными целями. Да и евангелие написали люди, которые и Исуса не видели своими глазами, не слышали своими ушами.Те, которые были внесены в святое писание.А вот евангелие истинных свидетелей Христа там нет. Они не "не несут истинного божественного смысла". Не одухновенны,во как!
11.10.2010 14:38
okotv
нельзя путать понятия Бог и церковь. Бог- единое для всех вероисповеданий начало, а церковь- паразитирующее на этом образование преследующее политические интересы власти. рубка икон- это действие против Бога в Российском понимании, хождение с кадилом- акт запудривания мозгов.
--------------------------------
Какие мы умные церковь одно а Бог это другое.
Во-первых: церковь учредил Господь, который сказал: что на "камне" (апостол Петр в переводе камень) сим я создам церковь мою.
Во-вторых: без церкви кто Вам сказал бы о Боге?
нельзя путать понятия Бог и церковь. Бог- единое для всех вероисповеданий начало, а церковь- паразитирующее на этом образование преследующее политические интересы власти. рубка икон- это действие против Бога в Российском понимании, хождение с кадилом- акт запудривания мозгов.