Школа для «кухаркиных детей»

Накануне намечаемого на 1 февраля в Екатеринбурге смертного боя между десталинизаторами и сталинизаторами, ельцинистами и антиельцинистами в общественном сознании вдруг обнаружился либерально-коммунистическо-монархическо-патриотическо-космополитический и даже церковно-атеистический консенсус.
Великий консенсус
Оказалось, что подавляющее большинство российских граждан, независимо от их идеологических пристрастий, едины в абсолютном неприятии антиобразовательной модернизации школы.
Пришло осознание, что 1 февраля закроется не «обсуждение» проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» – закроется доступ каждого маленького гражданина России к качественному образованию. А закон выполнит функцию крышки гроба – и, вобрав в себя все впечатляющие антиобразовательные «достижения», попросту похоронит российскую школу.
До нас всех дошло, что за 9 лет с момента утверждения Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р) была блистательно проведена военная кампания по ликвидации остатков советской школы и превращение той «плохой» школы в школу колониальную.
В школу для кухаркиных детей.
«Детей лакеев не следует выводить из среды, к коей они принадлежат»
Задача, как и в знаменитом циркуляре министра народного просвещения Делянова от 1887 года, состояла в том, чтобы освободить от полноценного образования «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, не следует выводить из среды, к коей они принадлежат».
В связи с тем, что таких, коих «не следует выводить из среды», в стране на сегодня 90% (ведь нефтегазовая труба больше 10% от населения не выдержит), мамы и папы вместе с бабушками и дедушками увидели, что их дети через «новую школу» планируются лишними на празднике жизни тех избранных, что в состоянии отправить своих чад на обучение в Лондон или, на худой конец, в какое-нибудь Сколково.
Единая народная школа отменяется. Общенародное образование заменяется на простонародное, для кухаркиных масс.
Очумелым от «модернизации» родителям и учителям все эти годы то и дело вбрасывали новинку за новинкой, каждая из которых выполняла роль пояса шахида.
Последнее нововведение – сумасшедший антиобразовательный стандарт, где в качестве обязательных предметов определяются ОБЖ (обеспечение безопасности жизни), физкультура и загадочная «Россия в мире», а остальные дозволяется сверхдемократически выбирать. Эта логика наперсточника в нашей недорыночной жизни давно известна: выбор большой, а выбрать, кроме колониального образования, нечего.
Главным станет ОБЖ, поскольку в этом – суть простонародной школы, необходимой для обеспечения простонародной жизни. Граждане, спасение утопающих – дело рук самих утопающих! И дальше вокруг все будет продолжать гореть, замерзать, взрываться, прорываться, оледеневать, поэтому основным делом гражданина России является выживание посреди нескончаемых катастроф, а не леммы и теоремы и не Толстой с Достоевским.
Параллельно со стандартами на думский конвейер запускается Закон «Об образовании».
А до этого было ЕГЭ. А параллельно с ЕГЭ – подушевое финансирование. А между делом Дворкович уже вбросил идейку, что пришла пора и стипендии отменить.
А вот тут пока оставили дожидаться своего звездного часа ГИФО (государственные именные финансовые обязательства, всеобщая платность высшего образования). Сейчас про них забыли, но без них вся катавасия с ЕГЭ бессмысленна.
С малокомплектными школами уже разобрались. Их реструктурировали и «оптимизировали», в результате чего их количество сократилось минимум на 10 000. А всего закрыли 15 000 «лишних» школ. Параллельно, кстати, с селами и малыми городами, которых за эти 20 лет уморили (в смысле «оптимизировали») аж 23 000.
А вот тут – знаменитый ФЗ-83. Тот, что о коммерциализации бюджетной сферы, который вступает в действие с 1 июля следующего года. Это будет уже не больно. Тем более что его введение предусмотрительно отложили на потом – после президентских выборов.
ФЗ-83 подвешивает уже всю систему образования целиком в воздух... или даже в безвоздушный космос. Зато резко поднимает в школе уровень конкуренции, которая, как объяснили «людям» продвинутые «сверхлюди» (депутаты и идеологи модернизации образования), и является подлинным двигателем культуры.
Вот такой модернизационный прорыв за прошедшие нулевые.
Что мы получили в итоге?
ФЗ-83 и ГИФО, дифференциация предметов – это все дарит нам, кухаркиным папам и мамам, платность образования. По чуть-чуть, помаленьку – но неуклонно и верно.
Новые стандарты в одной гремучей смеси с ЕГЭ делают столь поносимые ЗУНы (знания, умения, навыки) из советской школы недосягаемыми высотами. Под болтовню о сверхэффектах знание целенаправленно свели к информации, которая, как и любая информация, являясь антисистемной, клипово-кусковой, разрушает и развращает детское сознание.
Ругали в прошлом слишком тесную привязку школы к вузам – теперь это уже не привязка, а один паровоз. 15 млн школьников зубрят ответы на ЕГЭ исключительно для того, чтобы получить пропуск в вузы, пусть и за счет своей (и страны!) образованности и культуры.
Страдали от унификации и единообразия советской школы? Теперь везде царит вариативность. Правда, почему-то никто не жалуется, к примеру, на единообразие стоящих на большинстве компьютеров одних и тех же программ («Виндоуз», «Офис»)... А что было бы, если бы их в одной Москве было, к примеру, 100 000 разных? Но десятки учебников уже не пугают, а по новым стандартам не просто разрешают, а требуют от каждого учителя создавать свою собственную программу. Не просто каждой школе, а каждому учителю предлагается производить по «Виндоуз» в год!
Мужчин в советской школе было ничтожно мало? Так их стало еще меньше. Что неудивительно, поскольку статус учителя и образования резко упал. И как бы ни относиться к словам Ленина о том, что надо поднять учителя на недосягаемую высоту, но в советский период это было в значительной мере выполнено – и последовательно ликвидировано за последние 20 лет. Уровень учительского профессионализма в лишней для сословно-феодального государства простонародной школе, школе для смердов, закономерно упал ниже плинтуса.
Неизбежное в этой ситуации интегральное одичание наших детей бесстрастно фиксирует международный стандарт PISA, где мы с 2000 года целеустремленно упали с 27-го до 42-го места среди 65 государств.
Если в советской школе через сильных предметников происходила постановка мышления, поскольку за базовыми предметами (математика, физика, химия, литература, русский язык) стояли основы наук с их фундаментальными формами и методами мышления, то теперь в учащихся, натаскивая их на сдачу ЕГЭ, станут сыпать исключительно информационный мусор.
При этом презрение к образованию «людей» не только не скрывается, но превращено в ядерную идею модернизации школы. Обоснованием здесь является дикая установка, что предметные знания будут не нужны во взрослой жизни. Что делать, как быть, каким образом можно вести дискуссию с теми же авторами стандартов, которые с апломбом тыкают вас в «факт», что тангенсы и бензольные кольца мало кому потом «в жизни» пригодятся?
Повторю: это жизнерадостно заявляют авторы стандартов и лидеры модернизации! Т. е. их нисколько не смущает, что они уподобляются фонвизинской г-же Простаковой, которая констатировала ненужность для Митрофанушки географии, поскольку есть же извозчики!
Какой там факел, который надо зажечь! В итоге модернизация образования превращает ученика уже даже не в сосуд, который надо заполнить знаниями, а в ликвидный мусорный бак.
Более того, антиобразовательные установки в образовании у нас задает сам министр образования и науки, который, едва не плача, рассказывает президентам страшные истории о таксистах, которые получили избыточное высшее образование и от того, мол, страдают теперь всю жизнь за баранкой…
Итак, за 10 прошедших лет имевшиеся проблемы школы не решены, слабости и недостатки усугублены, общий престиж – в сравнении с другими слоями общества – упал многократно, и школа в целом потеряла вместе с нашими детьми и внуками конкурентоспособность в мире, став не локомотивом развития страны, а механизмом превращения страны и детей в геополитических лузеров.
Вообще образование у нас стало первопроходцем в плане модернизации. И если Дмитрий Анатольевич не хочет, чтобы от слова «модернизации» судорожно вздрагивали, как от слов «реформа» или «приватизация», то следует остановить это изощренно-системное уничтожение российской школы и серьезно разобраться в результатах и авторах этого выдающегося в своем роде модернизационного вандализма.
Что делать?
Вакханалию разгулявшегося невежества пора прекращать. В этой связи представляется целесообразным:
Первое. Ввести на год мораторий на принятие Закона «Об образовании» и на любые изменения в общеобразовательных школах. Пора остановиться и провести детальный аудит модернизационных «побед».
Второе. Создать Государственную комиссию по развитию образования, введя в нее представителей всех имеющихся в гражданском обществе профессиональных и гражданских позиций.
Третье. Созвать в марте Чрезвычайное Всероссийское образовательное собрание с председательством главы государства.
Пришла пора осознать простую вещь: школа – главное дело страны. Каждая «убитая» школа означает «убитое» село, микрорайон или город. «Сливая» школу в целом, государство «сливает» население и, в конечном счете, само себя.
1917 год стал прямым следствием земельной реформы Столыпина 1906 года, поскольку она отрезала большинству крестьян доступ к земле – главному средству производства того времени. Именно поэтому Столыпина по праву называют «отцом революции».
Модернизацией 2001 года абсолютное большинство наших детей отрезано от доступа к культуре, знаниям, способностям, способам и техникам мышления и деятельности, т. е. от базовых средств производства уже в наши дни.
Таким образом, созданы все необходимые условия для того, чтобы Фурсенко стал «отцом новой русской революции» 2017 года.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Передовая Вы наша, креативная...
А как же с советским образование миллионы разлетелись по передовым компаниям Европы и США, не смотря на отсутствие продвинутого "болонского" диплома?
Что ж это за феномен-то такой?
И кому на западе нужны современные россиянские бакалавры.
А уж молодежь, изучавшая в качестве основного предмета ОБЖ с физкультурой и в россиянских ВУЗах нужна не будут.
Уважаемая Светлана!Давайте проведем мысленный эксперимент.Возьмем Легендарную Мифическую Блондинку и попросим ее прочесть курс физики Ландау и Лифшица.На 3-й странице ей станет скучно,на 10-й-плохо.А вот Фейнмановские Лекции по Физике она прочтет до конца и вместо ресторанов будет ходить в лабораторию.И откроет новую элементарную частицу.Еще эксперимент-разделите 10-летнюю школьную программу на 2 части:1.Должен знать 2.Должен уметь.Если Вас как следует мотивировать и не отвлекать по мелочам то Вы усвоите все знания и выполните все нормативы за 3 года.Останется только в Кремль зайти получить золотую медаль и крупный денежный приз.
2.5 миллиона американских семей воспитывают детей дома.Home Schooling Organisation.По отзывам колледжей куда эти дети потом поступают-результаты превосходные.
1.Ну по поводу всяких "сам дурак" комментировать нечего.Вы только подтвердили мое мнение о себе.
2.ЕГЭ,увы,видел. Сам математик по образованию.Учился в 1980-ых в мат.спец.школе не из последних и на мех-мате МГУ.Естественно,сдавал все экзамены.ЕГЭ не так давно сдавал мой сын. Поэтому имею возможность сравнивать. Кроме того,некоторые мои бывшие одноклассники ныне преподают разные курсы в старших классах Московских мат.спец.школ. И у них всех мнение о ЕГЭ по математике (не говоря уж об остальных предметах) крайне негативное.Да, через пару лет после принятия ЕГЭ добились введения вариантов "высокого" уровня сложности, но это все только "подпорки" к достаточно идиотской системе.
3.Тренироваться математике исключительно по задачнику Сканави уже когда я учился в старших классах школы (начало 1980-ых) считалось идиотизмом среди тех, кто намерен в дальнейшем претендовать на сколько-нибудь глубокое владение предметом,а сейчас - тем более.И тогда были и сейчас есть гораздо более полезные для развития математических навыков задачники.
4.Дело вовсе не в теоремах,а в том,что раньше каждое решение оценивалось не только и не столько по правильному ответу,сколько по подходу к решению задачи и умению воплотить этот подход в жизнь.Упор был сначала на мышление и понимание,а потом-на "технику"(хотя она тоже важна).Сейчас подход обратный.
Почему по -"старому" лучше? Потому что хороших учителей математики на всех не напасешься.А это именно тот предмет,понимание которого зависит,в первую очередь,от учителя. При решении вариантов письменной работы обычный школьник априори находился и находится в ущербном положении перед тем,кто учился у хорошего учителя. При Советской системе у школьника оставался шанс показать навыки мышления самим подходом к решению письменных задач и устным ответом "глаза в глаза" на экзамене.И талант (а их всегда дефицит) с нестандартным мышлением не терялся.А "техника" - дело важное,но наживное,если,конечно, стараться и трудиться.
В результате репетиторство при сдаче школьных экзаменов на аттестат не требовалось вообще.А при поступлении в ВУЗ-тоже далеко не всем.Многие мои сокурсники на мехмате (и я сам) вообще не знали,что такое платить кому-то за дополнительные уроки.
5.Сейчас же для сдачи ЕГЭ репетиторов берут все подряд.Даже мне пришлось для сына организовать консультации у бывшей одноклассницы,которая участвует в проверках ЕГЭ.А на Олимпиадах по математике он выступал совсем небезуспешно.Но одно дело чистая математика и математическая корректность решений,а другое - сформулировать и описать решение так,чтобы получить на ЕГЭ наивысшую оценку.
6.Наши власти (на словах) боролись,вводя ЕГЭ,против коррупционеров-репетиторов,а реально создали для них для всех огромные возможности "зарабатывать",гораздо большие,чем были во времена СССР у репетиторов при вузах. Собственно,видимо,именно для этого ЕГЭ и вводилось.Вы так не думаете?
Я за то, что каждый человек имеет право получить достойное среднее образование! Причем, средние школы должны быть государственные! Частные школы для богатых - это начало геноцида в образовании! Задача государства - стремиться иметь образованное поколение!!! Если власть пытается проводить дискриминационную политику в сфере образования - такая власть должна быть сменена! Власть не должна рыть себе могилу! Даже, если ей это советуют из-за бугра "друзья" - это "медвежья" услига может очень дорого стоить!
В этом законе обществу подкинули несколько провокационных положений, которые мы с вами здесь так жарко обсуждаем, а главное, о чем, кстати, уважаемый автор не забыл упомянуть, - образование (среднее!) медленно, но неотвратимо становится платным. Этот переход завуалирован, сопровожден массой отвлекающих маневров, растянут по времени, но сущность его от этого не меняется. И все разговоры о конкурентоспособном обществе, модернизации (будь она проклята вместе с приватизацией и перестройкой), демографии - пустая болтовня, если фундамент школы подрывают подобными законами.
Кстати, об отвлекающих параграфах: т.н. оптимизация программы обучения тоже проявление примитивного экономизма.