]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Наука и техника
Главная → Наука и техника → История
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
    • Наука
    • Технологии
    • История
    • Энциклопедия
    • Игры
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Гениальный дизель: от Т-34 до Т-90

17:46 18.05.2015
, Артем Краснов

Почему двигатель «тридцатьчетверки» выпускается до сих пор


Т-34 1941 года выпуска в Бронетанковом музее в Кубинке. Фото Галин Владимир Петрович с сайта wikimedia.org

В тени танка Т-34 остался двигатель этой машины, который настолько удачен, что – внимание – выпускается до сих пор. Танковый дизель В-2 начали производить в день начала Второй Мировой – 1 сентября 1939 года. Но изящность его конструкции поражает воображение до сих пор.

Опередил время лет на 50...

Это прозвучит странно, но изначально 12-цилиндровый дизель В-2 разрабатывался для тяжелых бомбардировщиков, хотя в авиации не прижился: инженерам не удалось выжать из него нужное количество «лошадей». Однако авиационное наследие осталось, например, в «чугунную эру» двигателестроения мотор получил алюминиевый блок цилиндров и большое количество легкосплавных деталей. Как результат: очень высокая удельная мощность на единицу массы.

Сама конструкция была невероятно прогрессивной. Строго говоря, дизель В-2 отличается от современных супердизелей для легковых машин, в основном, отсутствием электроники. Скажем, впрыск топлива у него осуществлялся плунжерными насосами высокого давления, а не модной нынче системой Common Rail. Но у него было четыре клапана на цилиндр, как у большинства нынешних моторов, и верхние распределительные валы, тогда как многие двигатели того времени обходились еще нижними распредвалами, а иногда и парой нижних клапанов на цилиндр. В-2 получил прямой впрыск топлива, что является нормой для современных дизелей, но в 1930-х чаще использовали предкамерное или вихрекамерное смесеобразование. Короче говоря, дизель В-2 опередил свое время этак лет на 50.


Двигатель В-2-34. Фото Balcer с сайта wikimedia.org

Битва концепций

И да, он был дизелем. На самом деле, Т-34 стал далеко не первым танком с дизельным мотором, особенно активно в предвоенные годы дизели использовали японские танкостроители. Но Т-34 считается первым танком, разработанным специально под дизельную силовую установку, что позволило ему максимально «капитализировать» ее достоинства.

А вот немецкие танки очень долго оставались верны многоцилиндровым карбюраторным (бензиновым) моторам, и причин для этого было много, например, нехватка цветных металлов, а позднее – дефицит дизельного топлива.

Советские инженеры сделали ставку на дизель. Кстати, мотор В-2 дебютировал на танке БТ-5 еще до начала Великой Отечественной войны, но основную славу приобрел, конечно, в моторном отсеке «тридцатьчетверки».

У дизеля было несколько достоинств. Меньшая пожароопасность – одно из них, но далеко не единственное. Не менее важна была топливная экономичность, которая влияет на автономность танка, то есть его способность пожирать километры без дозаправки. Скажем, Т-34 мог проехать по шоссе порядка 400 км, немецкий Pz IV – порядка 300 км, причем советский танк был в полтора раза мощнее и почти настолько же быстроходнее.

Дизель создавал меньше помех для радиоэлектроники (нет системы зажигания), а еще мог работать на любом топливе, включая бензины и авиационные керосины. В условиях войны это было немаловажное преимущество: грубо говоря, обнаружив бочку с каким-то жидким углеводородом нужной вязкости, бойцы могли использовать его в качестве топлива, отрегулировав рейку топливного насоса. Работа дизеля на бензине вредна для двигателя, но в критических ситуация возможность стронуть танк с места приоритетнее вопросов ресурса.

Со временем дизельная концепция победила, и сегодня использование тяжелого топлива для танков является нормой.


Трансмиссия Т-34 без некоторых частей в финском музее. Фото Balcer с сайта wikimedia.org

Секрет долголетия

Дизель В-2 ассоциируется с танком Т-34, хотя уже во время войны его использовали на множестве других боевых единиц, например, другом танке-победителе – тяжелом ИС-2.
Со временем менялись мощность и обозначения мотора. Так, классический двигатель В-2-34 для «тридцатьчетверок» развивал 500 л.с., версия для ИС-2 называлась В-2ИС и выдавала 520 л.с., для танка КВ-2 тот же мотор форсировали до 600 л.с.

Еще во время войны предпринимались попытки увеличения мощности, в том числе за счет наддува, например, опытный образец В-2СН с центробежным нагнетателем развивал 850 л.с.

Но всерьез за форсирование мотора взялись уже после войны. Так, танк Т-72 получил версию В-46 без наддува мощностью 700 л.с., а современные танки Т-90 имеют турбоверсии мотора В-2 мощностью 1000 л.с. (например, двигатели серии В-92).

Еще во время войны мотор В-2 стали использовать на самоходках, тягачах и другой технике, а после активно применяли и в мирных целях. Например, модификацию В-31 получил дизель-электрический трактор ДЭТ-250.

Помимо классической V-образной формы с 12 цилиндрами от семейства В-2 отпочковались линейки моторов с другим количеством и расположением цилиндров, в том числе, для использования на судах. Для БМП были разработаны «плоские» шестицилиндровые версии В-2 с большим углом развала цилиндров.

Конечно, у мотора В-2 и его модификаций было множество «конкурентов», которые пытались вытеснить мотор Т-34 из моторных отсеков более поздних танков. Можно вспомнить один из самых невероятных танковых моторов 5ТДФ для Т-64 и Т-72. Двухтактный пятицилиндровый дизель с десятью поршнями, двумя коленчатыми валами и двойным наддувом поражал воображение навороченностью конструкции, и все-таки эволюционную гонку выиграли потомки мотора В-2.

Почему он оказался настолько живучим? Его создатели «угадали» базовые параметры и компоновку, которые обеспечили эффективность конструкции и большой запас «на вырост». Возможно, именно так и проявляется технический гений: выполнить не только сиюминутные требования, но подумать и о следующих шагах.


Т-34-85 образца 1944 года на постаменте в Курске. Фото с сайта wikimedia.org

Скромные герои

А теперь самое время отдать должное людям, создававшим и развивавшим семейство моторов В-2. Его разработка велась в 1930-х годах на Харьковском паровозостроительном заводе под руководством Константина Челпана, а на поздних стадиях – Тимофея Чупахина. В создании В-2 принимал участие Иван Трашутин, который позже стал главным двигателистом «Танкограда» – танкового производства Челябинска.

Мотор В-2 начали выпускать в Харькове, затем – в Сталинграде и Свердловске, но основная часть моторов была выпущена Челябинским тракторным заводом, возникшим после эвакуации нескольких танковых производств в тыл. Именно на ЧТЗ была собрана львиная доля двигателей В-2 во время войны, и этот же завод занимался развитием концепции в послевоенное время, в том числе под руководством известного конструктора Валентина Чудакова.

Темы: Военные технологии, История Великой Отечественной войны
Источник: СвободнаяПресса
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 21.05.2015, 11:16
    Гость: Демос

    Вы не с той стороны начали критиковать Т-34. Надо было привести отчет его испытаний амерами – там вааще полный разгром. Самое любопытное то, что амеры, будучи такими вумными как утки, свои танки изнутри покрывали эмалью. Поэтому, получив ленд-лизовские танки наши экипажи первым делом с помощью кувалды и какой-то матери отбивали эту эмаль. Дело в том, что даже при безопасном рикошете снаряда от брони эмаль откалывалась и как шрапнель калечила экипаж. Одно это говорит о том, что амеровские танки предназначались и предназначаются для войны с папуасами, не имеющими артиллерии.
    Теперь о двигателях. Расход топлива танка БТ-7 с двигателем М-17Т 400 л.с. при движении на колёсах составлял 1,5—1,6 л/км, на гусеницах 1,7 л/км.
    Расход топлива Т-34 обр. 1941 года с двигателем В-2 500 л.с. при движении по шоссе 1,5 л/км.
    Масса БТ-7 13,9 тонн, а Т-34/76 – 26,5 тонн. Следовательно, при движении по шоссе более тяжелый Т-34 с карбюраторным двигателем М-17Т в 500 л.с. имел бы расход топлива не менее 3 л/км и дальность хода на основном баке (140 л) ~43 км вместо ~90 км.
    Для сравнения 19,5 тонный PzKpfw III при мощности двигателя 300 л.с. имел запас хода по шоссе 165 км, а по пересеченной местности 95 км. Расход топлива 1,9 – 3,4 л/км, соответственно.
    Как видим, преимущество дизеля бесспорно. Любые другие достоинства двигателя М-17Т по отношению к В-2 какого-либо практического значения не имеют.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 21.05.2015, 08:39
    Гость: vo

    Про "социальные лифты" отлично сказано! Все именно так! Почему-то в "злодейское" время стране были нужны таланты, которые имели шанс и стране помочь, и себя реализовать, и ответственности не боялись, думали не о своем кармане в первую очередь, и цены каждый год снижались... В начале 90-х хоронили одного из "красных директоров" металлургического предприятия (ныне - крупный экспортер), который лет 30 руководил заводом. Пришли домой проститься с ним, а у него диван заштопан...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 20.05.2015, 08:11
    Гость: bz

    Ссср при Сталине удалось, кроме всего прочего, запустить 'социальные лифты'. Часто талантливый выпускник вуза сразу становился конструктором, а то и директором. В России всегда с избытком было много "кулибиных'. Но в то время появился Востребованный 'кулибин' с высшим образованием! И с успешными проектами. Сейчас, между прочим, в России социальных лифтов немного...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 19.05.2015, 14:04
    Гость: Кл

    Свидетельствует враг.
    «Предложения офицеров-фронтовиков выпускать точно такие же танки, как Т-34, для выправления в наикратчайший срок чрезвычайно неблагоприятного положения германских бронетанковых сил не встретили у конструкторов никакой поддержки. Конструкторов смущало, между прочим, не отвращение к подражанию, а невозможность выпуска с требуемой быстротой важнейших деталей Т-34, особенно алюминиевого дизельного мотора. Кроме того, наша легированная сталь, качество которой снижалось отсутствием необходимого сырья, также уступала легированной стали русских.»
    «Мы рассчитывали, что наступление начнется 12 января 1945 г. Превосходство русских выражалось соотношением: по пехоте 11:1, по танкам 7:1, по артиллерийским орудиям 20:1.» (Г. Гудериан. Воспоминания солдата.)

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 19.05.2015, 14:03
    Гость: Кл

    Плюсую.
    Уже с марта 1942 года, т. е. всего через полгода после эвакуации из европейской части СССР более 10 тыс. предприятий, начался рост промышленного производства, который уже к концу этого года превысил довоенные показатели в 5 раз (!!!). Причем, надо отметить, что 86% всей рабочей силы составляли старики, женщины и дети. Именно они в годы войны дали нашей армии 102,5 тыс. танков и самоходок, более 125,6 тыс. самолетов, более 1,2 млн. артиллерийских орудий и минометов и т. д.
    Только что расставшаяся с невежеством Россия до 1945 г построила танков:
    Одних только Т-34 -- 49150 шт. (не считая других типов)
    Причем эти танки могли перемещаться по бездорожью.
    За это время континентальная Европа выпустила танков всех (!) типов – 22371 шт.
    Немецкие танки вне дорог перемещались ограниченно, часто застревали. Их «фирменные» катки, расположенные в шахматном порядке для «лимузинной» плавности хода, забивались грязью и они останавливались.
    Танк – это оружие и этого оружия немцам не хватало.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (21)
]]>
]]>
Выбор читателей
В Иране обвинили Россию в помощи Израилю во время конфликта
Official White House Photo by Daniel Torok
Дипломаты должны уметь показывать зубы. Почему мы опять в обороне?
В РПЦ призвали россиян помолиться за мессенджер МАХ
Алиев считает Россию ответственной за ухудшение отношений с Азербайджаном
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Сказки Велеса «Трудный путь» (интернет-сингл)
Mors Principium Est «Liberate The Unborn Inhumanity»
Дельфин, 4 сентября, теплоход «Рио-1» (Северный речной вокзал)
«Северный Флот», 27 февраля, «16 Тонн»
«Верховный главнокомандующий вновь выдвинул свою кандидатуру на пост президента. И он им станет – вне всякого сомнения»
Время и бремя военных инженеров, или Как живет сегодня легендарная Бауманка
Александр Кушнир прочел последнюю лекцию о Сергее Курехине
«Крематорий», 10 декабря, ДК имени Горбунова
Аберрация «Обе белые» (интернет-сингл)
Распад СССР: как правящий класс привел к краху собственное государство
«Похороны мечты и суровая реальность: осознаёт ли руководство России подлинный масштаб постигшего его экзистенциального краха?»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.