Попавшие в долговую яму «Лабиринта»
© РИА Новости, Сергей Ермохин
Туристическая отрасль в России переживает настоящий кризис. Всего за месяц сразу несколько крупнейших туроператоров один за другим объявили о банкротстве. В начале августа вслед за «Невой», «Розой ветров» и «Экспо-туром» о неспособности исполнить обязательства перед клиентами заявили «Лабиринт» и «Интаэр».
По данным Единого федерального реестра туроператоров, в 2012 году «Лабиринт» занимал второе место среди российских туркомпаний по объему средств, полученных от реализации путевок в сфере выездного туризма (после «Невы»), заработав на этом виде деятельности около 3,6 миллиарда рублей.
Разорение «Лабиринта» застали за границей 25 тысяч клиентов. Еще несколько десятков тысяч туристов готовились к отпуску с уже оплаченными путевками. По словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирины Тюриной, около 40 тысяч человек купили туры у «Лабиринта», однако, судя по всему, так и не воспользуются ими и едва ли получат полноценную компенсацию.
Вслед за банкротством компании принимающая сторона поторопилась взыскать средства с вновь прибывших туристов. В противном случае пострадавших клиентов просто не пускали в гостиницу. Так, отель в Халкидиках (Греция) пытался выселить почти 400 клиентов «Лабиринта», половина из которых были дети, сообщает «Интерфакс». Лишь после того, как туроператор предоставил подтверждающие оплату документы, директор отеля лично извинился перед туристами.
По данным РСТ, чаще всего финансовые проблемы туроператора перекладывают на туристов отельеры Кипра, Греции, Турции, Испании, Египта, Чехии, Туниса. Другими словами — практически во всех популярных у россиян зарубежных странах. Однако бывают и исключения: в Болгарии пострадавшим туристам, которых насчитывалось до полутора тысяч, позволили остаться в гостиницах до конца срока действия путевки. Помимо этого, властями страны была создана специальная кризисная группа для помощи клиентам «Лабиринта».
Как быть туристам? На сайте «Лабиринта» опубликован список документов для страховой компании ВСК, которая уже начала прием документов и обеспечивает фингарантии на 120 миллионов рублей. Недостающие средства будут компенсированы из фонда «Турпомощь». Список документов для подачи в страховую компанию «Восхождение», в которой оформлены гарантии на 40 миллионов рублей, туроператор обещал опубликовать позднее.
По словам исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майи Ломидзе, в Россию уже доставлено около 5,5 тысячи туристов. На это было потрачено 35 миллионов рублей. Она также подчеркнула, что средств, имеющихся в фонде «Турпомощи», хватит на возвращение всех клиентов турфирмы. Всего будет израсходовано примерно 200 миллионов рублей на трансфер отдыхающих домой, передает «Вести.Туризм».
Однако те туристы, которые покупали у туроператора только отдельные виды услуг, то есть перелет или размещение, не попадают под компетенцию «Турпомощи» и не смогут быть вывезены за счет организации. По последним данным, за рубежом остаются около 15 тысяч клиентов оператора.
Что же привело столь крупного игрока турбизнеса к краху? В качестве одной из причин туроператор называет резкий рост курса валют, который сказался на покупательской способности. Среди других факторов — негативная политическая и экономическая ситуация, повлиявшая на количество бронирований, а также смещение принципа подачи заявок — подавляющее большинство бронирований делалось за незначительный период до вылета (так называемые «горящие» туры), то есть сократилась глубина бронирования.
Однако в правоохранительных органах сомневаются, что банкротство столь крупных компаний поисходило без «теневого оборота средств». Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин уже поручил проверить турфирмы «Нева» и «Лабиринт» на предмет проведения ими незаконных финансовых операций.
«В рамках проверки следователи намерены тщательно изучить деятельность компаний «Нева» и «Лабиринт» на предмет наличия признаков преступления, предусмотренного статьей 159 УК РФ — «Мошенничество», — говорится в сообщении на официальном сайте СК.
Как же вообще могла возникнуть ситуация, при которой туристы смогли добраться к месту отдыха, а улететь домой не смогли? Выходит ли так, что авиакомпания доставляла туристов туда, зная, что билеты не оплачены, то есть в долг, заведомо предвидя, что может их оставить в чужой стране?
Глава онлайн трэвел-агентства Biletix.ru Александр Сизинцев в интервью KM.RU разъяснил, при какой схеме работы туроператора и авиаперевозчика туристы могли оказаться в затруднительном положении:
«При заключении договора с авиакомпаниями туроператоры вносят депозит на счет авиакомпаний за обслуживание определенного числа предстоящих рейсов в рамках чартерной программы — например, двух или четырех рейсов. Каждый рейс в цепочке оплачивается, как правило, за неделю до даты вылета. Соответственно, если пассажир купил двухнедельный тур, за счет приобретенного им тура оплачивается лишь рейс «туда», в то время как рейс «обратно» должен быть оплачен туристами, вылетающими позже. В случае банкротства туроператора возникает риск, что рейс «обратно» будет не оплачен в связи с приостановкой деятельности компании, продавшей тур».
Читайте также:
В аэропорту Антальи прошел митинг оставленных «Лабиринтом» туристов
Комментарии читателей Оставить комментарий
Чувствуется рука Госдепа и Правого Сектора!
И это тоже... Вместе с тем, это Продуманный и согласованный с западными кураторами мошеннический вывод денег из России. Денег просто украденных у россиян.
СК России УЖЕ заинтеросовался!!!Да это надо было сделать ещё при первом "банкротстве"!
Да, похоже на организованные действия пятой колонны, слишком уж много фирм обанкротилось одновременно; хотят вызвать массовое недовольство населения в и так нелегкое для страны и Путина время.
Деньги люди зарабатывают.Иногда работая сверхурочно.Вам нравиться сидеть дома,а я люблю шляться по заграницам.А вообще,по-моему,это указание сверху прикрыть турфирмы.То есть,наше правительство решило ввести санкции для собственного народа.