УЧИТСЯ? ЗНАЧИТ,УКЛОНЯЕТСЯ!

МОТИВИРУЮТ В ВОЕНКОМАТЕ ПЕТРОПАВЛОВСКА СВОИ ПОПЫТКИ ПРИВЛЕЧЬ НА СРОЧНУЮ СЛУЖБУ СТУДЕНТОВ
Продолжается призывная кампания. Сотни камчат-ских юношей в эти теплые майские дни встают в ряды вооруженных сил. Идет второй этап отправки призывников с территории области. 76 ребят недавно вылетели на службу в войска МВД Хабаровска. Параллельно призыву продолжается судебная тяжба некоторых камчатских студентов с военкоматами.
Учащиеся Московского университета потребитель-ской кооперации обратились в Елизовский районный суд с жалобой на действия военного комиссариата. Военкомат считает, что они не имеют права на отсрочку от службы в армии на период обучения в вузе, так как учатся не в самом университете, а в его филиале, который до сих пор не прошел государственную аккредитацию.
В федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" сказано, что студентам очной формы обучения, обучающимся в высших учебных заведениях, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу. А согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 21 октября 1999 года "право на получение отсрочки имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в государственных, муниципальных, или имеющих аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки негосударственных учреждениях".
Казалось бы, какие тут могут быть споры и разногласия, - все просто. Университет потребкооперации, филиал которого базируется в Камчатском кооперативном техникуме, имеет госаккредитацию, а его студенты, следовательно, - право на отсрочку. Но Петропавловск-Камчатский военкомат убежден в обратном. Его сотрудников смущает слово "филиал" в названии местного представительства университета. Не могут почему-то раз и навсегда разобраться в значении этого слова и местные судебные органы. Так, в этом месяце Елизовский районный суд вынес решение в пользу студентов, признал их право на отсрочку и неправомерность действия военкомата, который настаивал на их скорейшей отправке на армей-скую службу. Но военный комиссариат не хочет без боя сдавать свои позиции: его представители тут же подали кассационную жалобу на решение районного суда. Точку в этом деле ставить рано.
При этом военкомат не смущает тот факт, что недавно закончилась точно такая же судебная история со студентами другого вуза, имеющего филиал на Камчатке - Московского Современного Гуманитарного Института. Их разногласия с военкоматом города начались еще осенью прошлого года. 20-го ноября 19 камчатских учащихся СГИ обратились в Петропавловск-Камчатский суд с жалобой на то, что их незаконно обязывают явиться в военный комиссариат для прохождения воинской службы. Высылая ребятам повестки, сотрудники военкомата руководствовались все тем же странным убеждением, что московский университет и его камчатский филиал - разные учебные заведения, и, исходя из этого, проходить процедуру государственной аккредитации должны каждый в отдельности. Напрасно адвокат студентов приводил суду типовое положение о филиалах высших учебных заведений, утвержденное Министерством общего и профессионального образования РФ 16 марта 1999-го года, которое предусматривает, что филиал, в котором не реализуется образовательная программа в полном объеме, проходит аттестацию и государственную аккредитацию в составе высшего учебного заведения, подразделением которого является. Суд не принял во внимание и то, что филиал получил уже аккредитацию в составе Современного Гуманитарного Института Москвы, и принял решение не в пользу студентов.
Некоторое время спустя судебная коллегия по гражданским делам Камчатского областного суда отменила решение городского суда, признав все же правоту студентов. Члены коллегии установили, что заявители на самом деле обучаются на дневном отделении СГИ, что подтверждается копиями контрактов на обучение, приказами об их зачислении, из которых видно, что они были зачислены именно в институт, а не в его филиал. В материалах дела члены коллегии также нашли подтверждение тому, что заявители обучаются в институте, имеющем государственную аккредитацию, по выбранной ими специальности - юриспруденция.
"При таких обстоятельствах судебная коллегия находит вывод суда о том, что заявители не имеют права на отсрочку от призыва лишь только потому, что они обучаются в филиале, не имеющем государственной аккредитации, неверным, противоречащим имеющимся в деле доказательствам и ограничивающим возможность реализации конституционного права каждого на образование, которым они обладают в равной мере с гражданами, обучающимися в этом же институте, но проживающими в Москве".
Однако на этом дело не закончилось. В начале года вышло представление городской прокуратуры, которое опротестовывало на сей раз определение судебной коллегии областного суда и признавало законность призыва камчатских студентов СГИ на службу в вооруженные силы...
И только теперь студенты гуманитарного института могут учиться спокойно. Череда разбирательств закончилась решением областного суда, который не согласился с прокурорским протестом и постановил оставить в силе определение судебной коллегии.
Но в то время, как студенты СГИ отдыхают, уставшие отстаивать свои права, военкомат не дремлет. Бои идут одновременно на нескольких фронтах. Продолжая тяжбу со студентами МУПК, военный комиссариат, выступает, например, заявителем в деле студента 3-го курса Камчатского государственного технического университета Александра К. Его обвиняют в желании уклониться от службы в армии.
После школы Александр поступил в МГУ и проучился какое-то время в Москве. Но потом в силу семейных обстоятельств вынужден был вернуться на Камчатку, поступил здесь в КГТУ, продолжал учебу. Осенью прошлого года ему пришла повестка...
Дальше дело выглядит очень запутанным. Призывная комиссия приняла решение дать отсрочку студенту КГТУ от призыва в ряды вооруженных сил, направив на лечение на те дни... когда он находился в больнице (до самого конца той кампании). Подсчитав, что Саша получил уже две отсрочки - первую при поступлении в вуз, вторую при направлении на лечение, военкомат решил, что больше на отсрочку парень права не имеет (так как по закону молодому человеку призывного возраста положено не больше двух отсрочек от призыва, а он переводился из вуза вуз, восстанавливался). Не означает ли это, что он пользуется третьей, не положенной отсрочкой!? Дело рассматривалось в Петропавловск-Камчатском суде. Решено оно было в пользу Александра, но за первым заседанием последовало второе, когда военкомат попросил суд продолжить разбирательства по делу "в связи с вновь открывшимися обстоятельствами". Каковыми, по словам представителя военкомата, явился тот факт, что юристы военного комиссариата, получив решение суда, взялись за более доскональное изучение "дела призывника" Саши и "неожиданно" обнаружили в нем справку о том, что, Александр К., учась в МГУ, брал по болезни академический отпуск. По идее, халатность юристов при подготовке к участию в процессе не может стать причиной его возобновления, тем более, что "вновь открывшиеся обстоятельства" лежали в деле в течение долгого времени до начала процесса. Но суд их к рассмотрению принял, дело возобновилось...
Саша пока по-прежнему учится, ждет, как решится его судьба, дадут ли ему получить образование до армии. Причем учится он сразу в двух вузах - в техническом и педагогическом камчатских университетах. В обоих успевает учиться очно, в педагогическом сдавая экзамены экстерном. Кстати, военкомат это обстоятельство принимает как доказательство того, что Саша пытается уклониться от службы в армии.
А он сам, между прочим, говорит, что ничего не имеют против службы, готов к ней, но хочет всего лишь получить сначала выбранную профессию.
Что заставляет военкоматы вновь и вновь обращаться в суд, добиваться призыва студентов в армию, следуя пройденной уже не раз схеме судебных разбирательств, в ходе которых правота ребят давно уже доказана? При этом не прислушиваются они даже к мнению министерства обороны, представители которого этой весной в журнале "Военное законодательство" объясняли специально для военкоматов России, что студент филиала вуза - это студент самого вуза, и имеющий право на отсрочку так же, как и его однокурсники из головного университета или института.
Создается нехорошее впечатление о том, что на местные органы, осуществляющие призыв, давит начальство из Москвы, требуя выполнения плана призыва. Через средства массовой информации они не раз сообщали уже о существовании плана, согласно которому Камчатка должна "поставить" в Российскую Армию около 600 человек пополнения. Пока он не выполнен - но военкоматы-то работают, стараются, вон даже из студентов пытаются набрать пополнение, действуя по весьма странной логике: учится - значит уклоняется!
В тоже время настоящих уклонистов, беглецов, которые прячутся от армии, сегодня на Камчатке немало. Некоторые умудряются сбежать даже при отправке на материк, прямо от трапа самолета. Поймать многих непросто.
Но это же не значит, что на их места нужно набирать ребят, имеющих право на отсрочку. И мешать им учиться, мучить бесконечными судами, держать в постоянном страхе и неизвестности - исключительно для отчета перед вышестоящими органами.
Комментарии читателей Оставить комментарий