«Это – очередная бредовая идея»

Вдоволь наслушавшись вздохов и причитаний о несовершенстве единого госэкзамена, власть все же решилась на, кажется, действительно кардинальные меры. Во всяком случае, пока на словах. Однако слова прозвучали на том уровне, где болтать в пустоту как-то не привыкли.
Вполне себе будничное очередное заседание Комиссии по совершенствованию проведения госэкзамена, которую возглавляет лично глава президентской администрации Сергей Нарышкин, ознаменовалось если и не революционным, то уж определенно радикальным решением. Предполагается, что ЕГЭ выведут из ведения Минобрнауки и Рособрнадзора, а курировать этот экзамен станут некие «независимые аттестационные агентства» (именно так, во множественном числе, обозначено в версии издания «Коммерсантъ»).
Основной целью данной ведомственной революции, по задумке собравшихся, должна стать абсолютная невозможность проверяемых (а к ним относятся участники всех уровней – от школы до самого Минобрнауки) как-либо влиять на полученный результат. Если уж добиться честных показателей внутри ведомства не представляется возможным, то, как полагают члены президентской комиссии, эту функцию волей-неволей придется доверить внешнему ревизору. Пока лишь, впрочем, есть лишь приблизительные его контуры – и не на бумаге, а в проговоренных планах. Однако можно не сомневаться, что зримые очертания данный «креатив» обретет уже в недалеком будущем, и тогда же будет внедрен.
«Не обязательно, чтобы они (указанные «аттестационные агентства». – Прим. KM.RU) занимались только ЕГЭ. Они могут отслеживать и другие направления – от аккредитации выпуска бакалавров до, скажем, проверки качества эксплуатации судов. Главное, чтобы они были организационно независимы от деятельности министерства, которое оценивают», – изложил суть член Комиссии, ректор ГУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Он же, к слову, предложил и еще одну новацию: разделить доселе воистину единый госэкзамен на два уровня – базовый и продвинутый. Отличаться они будут, в частности, тем, что из «продвинутого» ЕГЭ полностью исключат наиболее критикуемую часть «А» – те самые тесты, в разное время возмутившие как учеников, так и самого главу государства. При этом вузам будет дано право заранее оглашать, учащихся с ЕГЭ какого уровня они желают видеть в своих стенах.
Вероятнее всего, не менее чем на «продвинутый» уровень согласится МГУ им. Ломоносова, чей ректор, Виктор Садовничий, искренне сопротивлялся интервенции ЕГЭ в стены родного вуза. Оборону, впрочем, все равно пришлось сдать, когда традиционные экзамены уже просто стали вне закона, и деваться уже было некуда. Тем не менее, в немалой степени благодаря именно его рвению в отстаивании хотя бы островка от прежней фундаментальности правительство согласилось дать право МГУ и СПбГУ устанавливать и свои испытания.
Но оптимизм Садовничего этим не исчерпался: ректор, как видно, надеется, что ЕГЭ путем модернизации можно будет фактически довести до такого уровня, когда о сравнении с прежней системой можно будет толковать уже более-менее содержательно. Пока же есть смысл действовать согласно стратегии малых дел. «ЕГЭ не может быть окончательным паспортом ученика. Если выпускник, нервничая, написал математику на 80 баллов, а в портфолио указано, что он несколько лет побеждал на математических олимпиадах, ему можно добавить еще 10 баллов», – предложил руководитель лучшего российского вуза.
При всей своей неоднозначности, выдвинутые на Комиссии предложения смогут как-либо воплотиться в реальность не завтра. Во всяком случае, экзаменационная пора 2012 года пройдет пока еще под оком Рособрнадзора и Минобрнауки. А что будет дальше, покажет жизнь, которая у настоящего оптимиста должна быть непременно долгой.
Инициативу об автономии ЕГЭ от Минобрнауки и Рособрнадзора для KM.RU прокомментировал эксперт Всероссийского фонда образования, кандидат технических наук, автор публикации «Цепная реакция коррупции ЕГЭ», полковник Олег Сергеев:
– Это, извините, очередная бредовая идея. Почему-то всякий раз, когда мы сталкиваемся с какой-то проблемой, тут же стремимся создать под нее отдельную структуру. Ну что такое ЕГЭ без образования и без науки?! За них отвечает министерство образования. И вдруг экзамены хотят вывести из их юрисдикции... Т. е. это – совершенно несерьезная идея.
– Быть может, надеются, что, «обнулив счетчик» и начав все сначала, можно будет заранее избежать уже известных ошибок?
– В кибернетике и в ракетных войсках есть такое правило: если отказ, то схема приводится в исходное состояние; если этого не сделать, то имеющиеся ошибки будут усугубляться. В данном случае существующая ошибка будет все более и более усугубляться. Главный отрицательный момент ЕГЭ – это совмещение двух экзаменов, совмещение двух этапов развития человека. На этих совмещениях у нас везде происходят аварии и катастрофы. Вот если взять и разделить школьный и вузовский экзамены, как во всем мире, то все восстановится. Но пока все упирается в ту самую ошибку, что была запущена с самого начала.
10 лет назад, в 2001 году, вышло постановление правительства РФ № 119, где было написано, что совмещение школьного и вузовского экзамена должно быть введено в порядке эксперимента и призвано прежде всего снять избыточную нагрузку с учащихся. Ну и что же? Реально нагрузку снять так и не удалось, свидетельств тому полно в реальной жизни. А проблем между тем лишь прибавилось. Проект ЕГЭ сам по себе изначально негодный, совершенствовать там просто нечего. Безобразие нельзя автоматизировать.
– Как Вы относитесь к идее дифференцировать ЕГЭ, разделив его на базовый и продвинутый уровни?
– У нас везде буква «е» – с самого начала: «единый». Т. е. опять же все будет происходить в этих рамках. Но это же технологически несовместимо! У нас вообще из-за подобной несовместимости происходит жуткое количество техногенных аварий: та же недавно затонувшая «Булгария» – яркий тому пример. И потом, что за специалисты входят в этот самый Совет по совершенствованию ЕГЭ? Независимым экспертам туда дорога заказана. Ни меня, ни, например, Сергея Константиновича Комкова туда не позовут. Зато там прекрасно обосновался Ярослав Кузьминов, который все это и затеял в свое время.
– Машину ЕГЭ уже, видимо, не остановить. В предлагаемых обстоятельствах что можно предпринять, чтобы хотя бы приблизиться к должному уровню аттестации?
– Тут в принципе невозможно что-либо предпринять. Черного кобеля не отмоешь. Ну разве что остается ждать своего Обаму, который у себя в США сказал: «Вот $4 млрд на развитие образования, и всякие тесты мы прекращаем». Кстати говоря, коррупционный механизм ЕГЭ заложен уже и в указе, и в постановлении правительства – именно в той части, где указано, что оценка деятельности администрации производится согласно результатам ЕГЭ. На это уже и Общественная палата обращала внимание, об этом много говорят. Тогда уже нужно отменять и указ с постановлением, если есть намерение начать все по-новому. А создавать отдельные ведомства – лишь чиновников зря плодить. Я сам проработал в правительстве, и знаю, как это происходит...
Комментарии читателей Оставить комментарий
Кто может объяснить- почему результаты ЕГЭ действуют всего два года?
А через два года-ЧТО? Опять сдавать ЕГЭ? Потом еще и еще сдавать?
Не это ли и есть коррупция?
Ну да, ну да..
А еще полицию.. - для контроля за представителями входного контроля и госконтроля, а еще ССБ полиции.. - для контроля за представителями полиции и т.д.. А там уж недалеко и до «театра абсурда..».
Да, обман школьников оценками был при старой системе, есть он и при новой. Но в этом был и смысл. Молодой человек, закончив школу, получал ту самую путёвку в жизнь, без которой было совсем, уж, сложно - аттестат. При этом балбесы и олухи, не способные не только к математике, но даже не способные написать два слова без трёх ошибок на "родном" языке не били себя кулаками в грудь и не претендовали на места в ВУЗах (хотя, никто и не запрещал - готовься, поступай). Не всем была в МГУ, МИФИ или МГИМО дорога открыта, но была возможность попробовать. Если же с науками совсем туго - шли в ПТУ, в техникум, в конце концов, и из многих получались прекрасные рабочие. Слесарь Витя, к примеру, со временем стал Виктором Степановичем Черномырдиным. Сейчас же любой неуч, купив результаты ЕГЭ, может занять место честного и умного паренька, не добравшего балл-другой.
Вот и выходит: ум не купишь, но можно купить справку, что ты умный. Или заваливший ЕГЭ по причине собственной глупости останется с клеймом неуча... И что лучше?
Реплика на:
«..создавать отдельные ведомства – лишь чиновников зря плодить..»
* Все сокрыто в этой фразе.. - престижные должности и штаты, гос. бюджет и возможности.. Знания и судьбы школяров.. лишь инструмент для исполнения чьих то амбиций и хотелок.
Пусть ЕГЭ будет хоть в кубе.., от этого оно не станет нужней - навязывается подмена цели действа.., т.е. заради чего затеян весь этот сыр бор и оценка знаний школяров признается Второстепенной, а «борьба..» с мошенниками в структурах контроля (или благозвучнее с коррупционерами..) - Первоочередной задачей.
Главное победные реляции на ниве воровства.., дело же не в советской системе образования или энтой их 3 букв (около Булонской..) или еще какой иной, что непременно придумают следующие власть - министры .
Разруха не в клозетах, а в головах.. - отсель ноги и растут.
Сегодня еГэ принимают школьные учителя.
Возможно, следует привлечь к приему ЕГЭ преподавателей ВУЗов (входной контроль) и представителей государственной власти (государственный контроль).
В этом случае ЕГЭ будет по праву государственным и более объективным, ибо представители от ВУЗов заинтересованы в объективной оценке качества "сырья" для последующей обработки в высшей школе, а представители гос. власти заинтересованы в объективной оценке тех, кому они платят деньги..